Конспект урока по литературному
чтению
Тема:
А. С. Пушкин стихотворение “Зимнее
утро”
учителя
Мирошник Марии Владимировны
Конспект урока по литературному чтению
для 3 класса
Тема: А. С. Пушкин
“Зимнее утро”
Цели:
●
познакомить обучающихся с биографией А. С. Пушкина и его
произведением «Зимнее утро»;
●
развивать образное мышление, воображение;
●
совершенствовать выразительность чтения;ё
●
воспитывать любовь к чтению;
●
воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
компьютер;
презентация к уроку; портрет писателя; портрет А. С. Пушкина; книги с его
произведениями; картина с изображением зимы.
Формирование УУД
Личностные
формирование эстетических представлений через работу с изобразительными
средствами языка, с иллюстрациями к стихотворению.
Познавательные
формирование умений анализа стихотворных текстов, ориентировки в тексте.
Коммуникативные
участие в диалоге, расширение словарного запаса детей.
Регулятивные
контроль за выполнением самостоятельной работы и результатом,
рефлексирование.
Ход урока:
I.
Огранизационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
II.
Проверка домашнего задания.
Что
вам было задано на дом?
Прочитайте
стихотворение выразительно.
III.
Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией писателя. На
доске висит портрет А. С. Пушкина.
Чей портрет висит на доске?
Что вы знаете об этом
человеке?
А. С. Пушкина
можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире.
Родился он в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства семья прививала ему
любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра
Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна.
Она поддерживала его в самые
трудные минуты его жизни. За это Александр Сергеевич посвятил ей большое
количество произведений. В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в
Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. В 15 лет,
опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». После окончания лицея поэт
поступил на службу в коллегию иностранных дел. Всю свою юность храбрый и
бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это
он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы,
романы и другие произведения. С 1328 года писатель находился под надзором
Государственного совета. Но и это его не остановило, он продолжал поддерживать
своих однодумцев, рискуя свободой и жизнью. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся
на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме
на Мойке.
(Картина К. Юона
"Волшебницазима")
2.
Подготовка к первичному восприятию текста. Беседа
Какие его произведения вы
знаете?
Посмотрите на выставку книг с
произведениями А. С. Пушкина.
Читали ли вы какие нибудь
произведения этого писателя?
Молодцы ребята,
сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а именно стихотворением
«Зимнее утро».
3.
Словарная работа.
Сомкнуты – закрыты.
Аврора – богиня утренней зари в
Риме.
Вечор вечер.
Янтарный желтый, солнечный.
Предадимся бегу – поедем.
4.
Чтение стихотворения учителем (наизусть) и проверка
первичного восприятия.
Мороз и солнце; день
чудесный!
Еще ты дремлешь, друг
прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Понравилось вам стихотворение?
Какую картину вы представили?
5.
Повторное чтение стихотворения.
Прочитайте
внимательно стихотворение про себя.
6.
Анализ стихотворения.
1 строфа.
К кому обращается поэт?
Как её называет и к чему
призывает?
2 строфа.
Что прочувствовали после
прочтения?
Почему возлюбленная в печали?
Назовите, какие литературные
приёмы использует автор
(олицетворение, сравнение)
3 строфа.
Найдите описание снега?
Объясните словосочетание «лес
прозрачный».
4 строфа.
Объясните «комната янтарным
блеском озарена».
Какое чувство испытывает поэт?
5 строфа.
Как автор относится к
окружающей природе?
7. Физкульт
минутка (двигательная)
"Зимняя прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба
на месте),
Там снеговика лепили (махи
руками),
А потом с горы катились
(волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком
(произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем
головой)
Побежим скорей домой
(возвращаемся на места)!
8.
Работа над выразительностью чтения.
Учитель просит
детей взять карандаши и проставить условные знакипаузы. Читает с необходимыми
остановками. Далее дети читают про себя. Затем по строфам, по очереди.
9.
Работа с иллюстрациями.
Рассмотри иллюстрации.
Что
они передают нам?
Какое
настроение?
IV. Итог урока
●
Сколько всего строф в произведении?
●
Что хотел передать автор в своём стихотворении?
●
Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам?
●
С каким автором мы сегодня познакомились?
●
Что запомнили из его биографии?
●
Какое произведение читали?
●
Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
●
Что вам понравилось на уроке?
●
Как вы оцените свою работу?
V. Домашнее задание.
Выразительное чтение
стихотворения, нарисовать зимнее утро.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.