Конспект
урока по литературному чтению.
Тема:
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Цели урока:
1. Познакомить с рассказом В.Ф.
Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.
2. Показать, как в форме сказки
писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.
3. Формировать навык выборочного
пересказа, словесного рисования, выборочного чтения.
4.Развивать внимание, фантазию,
воображение,кругозор учащихся, укреплять их мысль.
Методы:
·
речевые игры
·
"секрет сказок".
Оборудование: Картинки с изображением шкатулки, бюро, горки,
ставен; портрет писателя.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
2. Стадия вызова.
- Ребята, какое дано было домашнее задание? (прочитать
произведение «городок в табакерке)
- Сегодня на уроке мы будем работать над этим произведением.
Отгадайте загадку.
- У кого дома есть шкатулка?
- Как выглядит твоя шкатулка? (как коробка, круглая, овальная,
большая, маленькая и т.д.)
- Вот посмотрите, как выглядит моя шкатулка. Опишите ее.
- Посмотрите на доску какие еще были шкатулки, как они украшены?
(старинные, овальные, круглые, с рисунками, с камнями (из драгоценных камней),
именные шкатулки и т.д.)
- Знаете ли вы, что раньше в шкатулках хранили табак? Эти шкатулки
назывались табакерками.
- Молодцы ребята, мы узнали, что такое табакерка. Теперь давай
познакомимся с автором это произведения.
Биография
Одоевского (кратко) (3 слайд)
Владимир
Федорович Одоевский родился 1803 - 1869 году, князь, русский писатель, философ,
педагог, музыковед.
(4
слайд) Владимир Федорович Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней».
Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки
дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в
табакерке». (5 слайд)
- Ребята кто-нибудь из вас читал сказки дедушки Иринея. (если нет)
дома вы что читали, это та же самая сказка дедушки Иринея.
- А какие слова в тексте вам показались незнакомыми или
непонятными.
(табакерка, бюро, горка, ставни, флюгер) (дети называют слова и на
доску вывешиваются слова, а затем на доске появляются слова)
Словарная работа.
(6 слайд) табакерка- маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.
(7 слайд) бюро - письменный стол с конторкой,
имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг, и мелких
вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
(8 слайд) горка - это
мебель для посуды
(9 слайд) ставни -деревянный
затвор на окнах в деревянных домах.
(10 слайд) флюгер - прибор для определения направления
и измерения скорости ветра.
- А как вы понимаете выражения
(11 слайд) объяснение слов и выражений.
(затеплилась звездочка – начала загораться
право – действительно
с сими словами – с этими словами
учтиво – очень вежливо)
- Ребята эту сказку вы прочитали дома. Скажите пожалуйста, что
заинтересовало мальчика, что он хотел узнать? (как работает шкатулка)
- Вы поняли, как устроена
музыкальная шкатулка? (если дети не ответят) - Найдите отрывок на стр. 168 и
прочитайте его.
- Какие механизмы заставляют
работать шкатулку?
(пружина
- валик - молоточки – колокольчики)
- Почему папа сразу не рассказал,
зачем в табакерке: колокольчики, молоточки, валики, пружинки? (Он хотел, чтобы
Миша сам узнал, как устроен механизм шкатулки)
- А давайте мы с вами в группах
составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки, давайте мы с
вами попробуем разложить порядок работы механизма шкатулки.
- Поработаем в парах.
- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки –
колокольчики) (12 слайд)
-
Вы запомнили механизм работы? (да)
-
Как же он работает? (13 слайд) (пружинка -
валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики
звенят и от того появляется музыка)
4. Физкультминутка.
физкультминутка
для глаз: 10 раз поморгали, закрыли глаза 10 раз посчитали, открыли глаза нашли
любую дальнюю точку и вправо от нее провели восьмерику к другой точке
на
внимание: я показываю вы повторяете, я говорю, а вы повторяете только движения.
(слайд 14)
- Знаете ли вы, что эту сказку Одоевский поместил в книгу
"Наука до науки. Книжка дедушки Иринея". Это было учебное пособие.
Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос "Какие уроки вынес для себя
Миша из путешествия по городу Динь-динь?
- Давайте найдем и прочитаем эти уроки.
1 урок (с. 162) описание
прочитанного.
Вывод: вдали все кажется
маленьким, а подойдешь - большое.
2 урок (с. 164)
Вывод: Это от того, что, кто из
нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.
3 урок (с.165)
Вывод: вперед не смейся над
теми, у которых поговорка дурная
4 урок (с. с.165)
Вывод: без учебников и учебы
жить не интересно.
- А теперь давайте вспомним все эти 4 правила.
1. вдали все кажется
маленьким, а подойдешь - большое.
2. Это от того, что, кто из
нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.
3. вперед не смейся над
теми, у которых поговорка дурная
4. без учебников и учебы
жить не интересно.
6. Стадия рефлексии.
- Как вы думаете, почему писатель
именно в такой форме решил рассказать об устройстве шкатулки?
- Теперь составьте синквейн со словом табакерка
синквейн со словом
табакерка
музыкальная, загадочная
играет, интригует,
завораживает
табакерка - музыкальная
шкатулка
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.