Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе на тему "Фольклорное путешествие по древним славянским городам" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Фольклорное путешествие по древним славянским городам" (6 класс)

Скачать материал

Открытый урок по литературе в 6 классе.

 

Фольклорное путешествие по древним славянским городам.

 

Цель: привитие любви, уважения к истории своей Родины, ее наследию.

Задачи: познакомиться с историей  древних русских городов, вспомнить малые жанры фольклора.

Ход занятия.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня на нашем занятии мы отправимся в необычное путешествие, на котором познакомимся с историей  древних русских городов, вспомним малые жанры фольклора.  (Слайд №1).

 

1. Стихотворение «Есть у повести начало». Лотырев М.(Колокольный звон). Выносит хлеб-соль.

Есть у повести начало –

Это первая строка.

Начинается с причала

Путь по морю моряка.

У кручины есть причина,

У стихов завязка слов.

Начинается с зачина

Сказка, песня и…любовь.

Собрались все вместе коли,

Как там бают: «чином- чин»,

Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни  наш зачин!

Итак, мы начинаем.

2. (Слайд №2) Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость. Произведения искусства слова передавались из уст в уста. Их помнили, любили, по ним учились жить. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что это были талантливые люди.

    Некоторые произведения пережили столетия, но есть и созданные недавно. Творения устного народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Пословицы, прибаутки, колыбельные, сказки, песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

    Первая остановка на нашем пути – Нижний Новгород.

3. Что мы знаем об этом городе? Послушаем краткую справку. (Анедченко И.)№3

4. В этом городе, как и во многих русских городах, очень любят частушки.№4

  Частушка появилась где-то в середине 19 века, поэтому в словаре  В.Даля нет такого понятия. Его ввел в литературный и научный обиход писатель Глеб Успенский в 1889 году. Он сам собирал частушки в деревнях неподалеку от нынешней границы между Новгородской и Ленинградской областями.

        Удивительный жанр – частушка! Это один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют взрослые и дети. Как? Новое на основе старого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняют частушки . Черкашина Н., Люлюкина К.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

 

На стене висит табличка:

«Гражданин, не плюй на пол»!

Гражданин прочел табличку,

Плюнул в стену и пошел.

 

Крошка-сын пришел к отцу,

И сказала кроха:

- Тыщу долларов на стол!

Или будет плохо.

 

Кто сказал – частушки , вроде,

В наши дни уже не в моде,

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

 

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поет частушки,

Значит, жив еще народ,

Ни за что не пропадет!

 

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

 

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

 

Обещал ребятам Павлик:

- Единицу я исправлю,

Я немножко подучу,

Сразу двойку получу.

 

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Приезжайте их послушать

Да в родимый наш район.

 

 

Мы прощаемся с Нижним, веселыми частушками и продолжаем путь.

 

5. Следующая остановка – город Муром (Ханова О.)№5

 

 

6. Маслов С. читает отрывок из былины. Выходит из-за двери.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли из села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во стольный Киев-град,

Да подъехал он ко славному ко городу,

Ко славному городу Чернигову;

У того ли у города Чернигова

Нагнано – то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черных воронов:

Как пехотою никто тут не прохаживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает.

Как подъехал он ко силушке великой.

Как он стал ее конем топтать да стал копьем колоть,

 А и побил он эту силу великую!

7. Кто этот славный богатырь былинный, защитник земли русской?№6

Былины – это героические песни. Они создавались не для чтения, а для исполнения. Исполняли их народные сказители по памяти. Какие былины вы знаете?

    Былины – это народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской Земли. Богатыри любят родную землю, стоят на  страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения. Нет ни одной былины, где бы богатырь-воин не победил врага. Главным персонажем является именно он. Богатырь стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, на страшит даже смерть. Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражеских сил. Таков и Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Казимирович, Михайло Данилович.

8. Пока мы вспоминали защитников земли русской, незаметно добрались до города Рязани.   Яшенкова И. №7

9. Пока мы слушали об истории города Рязани, что-то испортилась погода.

Это не беда. Ведь у русского народа существуют свои способы избавления от ненастья. Раньше, когда дожди зарядят надолго, закликали солнышко, просили радугу прекратить дождь. А если было жарко, долго не было дождя, его вызывали. Это вызывание со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем. Закличка. №8

Охотникова Я, Митькина К, Толкачев И.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, прокатись,

Красное, нарядись.

 

Митькина К.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы было веселей.

Мои гуси дома,

Не бояться грома.

Дождик, дождик, посильней,

Загони моих свиней,

Мои свиньи дома –

 Лежат на соломе.

Толкачев И.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду во Рязань

С ключиком, с замочком

С аленьким цветочком!

А ты, радуга-дуга,

Отворяй-ка ворота –

Ключиком , замочком,

Аленьким цветочком!

 

Дождик, дождик, перестань,

Куплю тебе сарафан!

Останутся деньги –

Куплю тебе серьги.

Останутся пятаки –

Куплю тебе башмаки!

 

Солнышко, снарядись!

Красное, покатись,

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко:

дам тебе меду

Целую колоду!

 

10. Москва – столица нашей Родины. Киселева К. №9

11. В Москве жизнь бьет ключом. Все куда-то спешат, все работают, успевают лишь советы друг другу давать. Наш фольклор богат советами – пословицами.

Что такое пословица? Давайте посмотрим. №10

Вспомним некоторые.

Ученье- свет, а (неученье – тьма).

Старый друг (лучше новых двух).

Под лежачий камень (вода не течет)

Правда в огне не горит (и в воде не тонет)

Долг день до вечера (коли делать нечего)

Ум хорошо (а два лучше)

Без труда не выловишь (и рыбку из пруда)

12. Следующая остановка – город Владимир (Брызгалова Ю.) №11

13. В этом городе очень любят небылицы, сказочки, перевертыши. №12. Давайте послушаем небылицы – творение русского народа. Андреичева В. Киселева К.

Киселева К.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают  ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Андреичева В.

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариуме рыжие кошки,

Носки начинает вязать канарейка.

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

 

     Но как ни популярны пословицы, поговорки, но среди малых жанров фольклора главное место занимают загадки. слайд №13 Шутка и ирония, уважительный тон и удивление, радость и раскаяние – каких настроений не найти в загадках, которые звучат в различных ситуациях. Попробуем отгадать.

 Белые Мухи на поле сели (Снег).             И комковато, и ноздревато, и мягко, и               

Зубасты, а не кусаются (Грабли)              ломко, а всех милей. (Хлеб)

  Стоят казаки, на них белы колпаки.(Грибы)

Висит сито, не руками свито (Паутина)

14. Остановка – город Ярославль.  (Кузюра Н)№14

15. В этом городе любят ярмарки. Веселые, шумные, со множеством товаров со всех концов земли русской. Давайте на несколько минут заглянем на ярмарку.

 (Ильичев А., Лукичев Д.)

Ильичев А.

Жители провинциальные,

Ближние и дальние,

Немцы-лекари,

Латыши-аптекари,

Французы, итальянцы и американцы,

Российские баре,

Казанские татаре,

Подходи сюда, народ,

Масленица идет.

 

Лукичев д.

Российские жители,

Товаров не хотите ли?

У нас товары дивны,

Доставайте гривны.

Купцы-голубчики,

Вынимайте рубчики.

Скупые, алтынники,

Где ваши полтинники?

Будем дело зачинать,

Ярмарку начинать!

 

Подходи скорее,

У нас лотерея:

Чайник без дна,

Только крышка одна.

Китайский фарфор

Был выкинут на двор.

Фонарь на свечах,

На трех кирпичах.

Сорок кадушек

Соленых лягушек.

Сорок амбаров

Сухих тараканов.

Играйте в лотерею!

 

 

 

16. Перед нами сказочный город – Вологда. (Кошлакова О)№15

17. Сказки , их любят все с детства. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. Герои сказок – добрые и злые. В них всегда побеждает добро. №16

1. Перечислите волшебные предметы из народных сказок. (Ковер-самолет, скатерть – самобранка, сапоги-скороходы, меч-кладенец, молодильные яблоки).

2. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок7 (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Баба Яга)

3. Какие сказки о животных вы знаете?

4. Назовите сказки, в названии которых встречаются имена собственные. (Мороз Иванович, Марья Моревна, Василиса Премудрая, Финист Ясный Сокол).

 

18. №17. Вывод.

 

Города, которые мы посетили, древние (основаны приблизительно в одно и то же время). Главные достопримечательности – храмы. Именно они являются хранителями народной мудрости, которая часть нашей культуры. Фольклор = это устное народное творчество, оно тоже часть нашей культуры, которую мы должны знать, чтить и уважать.

 

19. Стихотворение «страна родная»   (Иванкова О.)

Путешествовали  с вами,

И старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч».

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух.

Самый светлый, самый ясный

Встречи нашей русский дух.

Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Жизни нашей на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская , чужая.

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная

В МИРЕ ЛУЧШАЯ СТРАНА!

 

Всем большое спасибо за подготовку и работу на уроке

 

 

Так все было

 

 

P1020214       P1020216

 

 

P1020218     P1020217

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему "Фольклорное путешествие по древним славянским городам" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 6 классе по теме "Фольклорное путешествие по древним славянским городам" был дан в рамках районного семинара завучей.

Цель: привитие любви, уважения к истории своей Родины, ее наследию.

Задачи: познакомиться с историей  древних русских городов, вспомнить малые жанры фольклора.

Урок строится как путешествие. Название города, краткая  справка о нем. Далее рассказ об одном из малых жанров фольклора (загадка, частушка, небылица, сказка, былина, закличуа, пословица, поговорка) и представление этого жанра(чтение наизусть, музыкальный номер, викторина. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 902 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 486
    • DOCX 3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воронцова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воронцова Ирина Васильевна
    Воронцова Ирина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7123
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе