II
|
Формирование
темы урока
|
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Слайд 5
Слайд 6
|
- С прошлого урока мы стали работать с новым
разделом нашего учебника.
Ответьте на следующий вопрос:
- Почему человек должен понимать, что живёт среди
людей?
Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.
Задание. Отметьте номера
правильных предложений. Проверь по эталону.
- (+) Тюрьма была лучшим
архитектурным украшением города.
- (–) Замок стал противен мальчику, так как
имел зловещий вид.
- (+) Васю и его отца разделила
смерть Васиной матери.
- (–) Вася и Валек впервые встретились в
роще.
- (–) Валек отказался идти в гости к Васе
потому, что боялся судью.
- (+) Маруся очень отличалась от
Сони.
- (+) Валек первым объяснил Васе, что его
отец хороший человек.
- (–) Когда Маруся была голодна, Валек
попросил у Васи еды для нее
- (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой
едой.
- (+) Маруся заболела осенью.
- (–)Вася тайком взял куклу у Сони.
- (+)Отец понял Васю после того, как узнал
от Тыбурция правду.
Для того, чтобы раскрыть тему урока, посмотрите фильм и попробуйте сформулировать
тему нашего урока.
- В чем созвучие
полотен русских художников в повести Короленко?
- Как можно
охарактеризовать судьбу этих взрослых и детей?
Давайте
сформулируем тему урока «Драмы взрослых и драмы детей» Эпиграф на
листочках
- Сформулируйте
цель урока.
|
Человек
должен осознавать многогранность жизни, понимать людей, анализировать
собственные поступки, говорить о вечных ценностях, о том, что мы в ответе за других.
Фильм под
музыку «Генералы песчаных карьер»
Босые избитые ноги спящих детей,
разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия,
лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих
на полотнах Чистякова и Журавлева.)
Драма. Драма – это история конфликта человека с обществом.
Постараться понять, в чем заключаются
драмы взрослых и драмы детей. Где начало этих драм? Почувствовать связи,
которые образуются между взрослыми и маленькими людьми.
|
Регулятивные
УУД
1.
Самостоятельно
формулировать
тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную.
2. Пользоваться
изучающим видом чтения.
3. Извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст:
иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться
ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Осуществлять
анализ и синтез.
7. Устанавливать
причинно-следственные связи.
8. Строить
рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать
важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8. Выступать
перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного
отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения
искусства.
|
IV
|
Работа
с текстом.
1) Роль пейзажной зарисовки.
|
Слайд 7-8
|
- Конечно, эта тема
раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее
постепенно, поэтапно.
- Обратимся к тексту. Почему,
прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город?
Давайте увидим Княжгородок.
Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.(стр.27)
от «Местечко..»
Вы хотели бы жить в таком городе? Посмотрите
на иллюстрации. Почему?
Как автор сумел подчеркнуть
мрачность и трагичность повести?
Подведем итог. Когда бывает пейзаж
печален?
А человек печален, когда
судьба его драматична.
|
Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство
Через пейзажную зарисовку.
Когда печален человек
|
Регулятивные
УУД
1. В диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную.
2. Пользоваться
изучающим видом чтения.
3. Извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст:
иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться
ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Осуществлять
анализ и синтез.
7. Устанавливать
причинно-следственные связи.
8. Строить
рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать
важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
6. Высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8. Выступать
перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного
отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как
произведения искусства.
|
|
2) Драма папы Тыбурция и его детей.
|
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
|
- Кто живёт в развалинах
старой часовни?
- Кого из проблематических
натур автор считает замечательной личностью?
- Драматична ли судьба Тыбурция?
- О пане Тыбурции Короленко
рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. Давайте прочитаем
рассказ о нём. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова,
рисующие образ этого человека.(27-28) от «Происхождение..»
- На
что прежде всего автор обратил наше внимание.
- Какой вопрос возникает у
думающего читателя?
- Кто является смыслом
жизни Тыбурция Драба?
- Чем они в основном
занимались?
- Как изображает писатель
оотношения Тыбурцием с
детьми?(стр.39)от «Тыбурций тебе отец?» до «А меня не ..»
Составьте кластер «Пан
Тыбурций»
- Так в чем состоит драма
Тыбурция и его детей?
|
«…тёмная масса жалких оборванцев.. жалкие личности»
Тыбурция.
Это умный, образованный человек: он цитирует
Ксенофонта, Цицерона.
Откуда он все это знает?
Дети.
Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье
Он любит детей, защищает их.
Бедность. Жизнь
заставила Тыбурция, умного, образованного человека демонстрировать свои
знания в кабаке перед пьяными посетителями; сын вынужден воровать; дочь
чахнет в сыром подземелье.
|
|
|
3) Драма Васи и его отца.
|
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
|
- Рассказ о Тыбурции
сопровождался портретом этого персонажа. Говоря о выражении глаз, автор
подчеркнул, что в них чувствовалась "глубокая неустанная печаль". С
кем из взрослых персонажей повести роднит Тыбурция эта деталь?
- Откуда у человека, занимающего
солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах
"глубокая неустанная печаль"?
- Васин отец - судья. Какова роль
судьи в обществе?
- Каково мнение о нем в городе?
- А что с этим судьей
происходит дома?
Составьте кластер «Отец
Васи»
- На что обрек отец своего
сына?
- Что мешало Васе и отцу
обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними?
- В чем заключается драма
Васи и его отца?
- Что роднит Тыбурция с
Васиным отцом?
- Чем семьи судьи и
Тыбурция похожи?
- В чём их главное
различие?
|
С Васиным отцом, судьей
Смерть любимой жены.стр.30 от «Он слишком любил
её..»
Он судит людей, переступивших грань дозволенного,
т.е. преступников.
Лучший человек в городе, неподкупный и справедливый
судья( стр.39от «Неправда, неправда..»)
Он холоден и равнодушен к своему сыну, весь погружён
в свою скорбь.стр.29 от «При виде строгого..», стр.30 от «И мало-помалу
пропасть..»
На одиночество
Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости
В ощущении абсолютного одиночества, вызванного
смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего
сына. Отец страдает из-за смерти жены. Горе Васи в отсутствии матери,
непонимании со стороны отца.
Печаль, струящаяся из их глаз.
Главная проблема Тыбурция – нужда, то у судьи это –
отсутствие любви, понимания между членами семьи.
|
|
V
|
Подведение итогов урока.
|
Слайд 16
|
- Где же берет начало драма в
жизни взрослых и жизни детей в повести Короленко? В чем счастливее дети
Тыбурция?
- Какое
отношение к нашему наблюдению имеет эпиграф?
Как бы тяжело тебе ни
было,
как бы ты низко ни пал,
верь в хорошее, доброе, светлое.
|
В семье, в социальной несправедливости.
Тыбурций любит своих детей, ласкает их, жалеет,
заботится о них.
|
|
VI
|
Рефлексия.
|
Слайд 17
Слайд 18
|
-
Вспомните. Какую задачу ставили на уроке?
-
К какому выводу пришли.
-
Как бы вы оценили свою работу на уроке? (Рука)
|
|
Технология оценивания
«На уроке ученик
сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется)
отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за
письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик
имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя
алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно
было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было
получить в результате?
2 шаг. Удалось
получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился
полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился
полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.