Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по литературе на тему: "Праведники Н.С. Лескова как воплощение русского национального характера".(для 10 класса)

Конспект урока по литературе на тему: "Праведники Н.С. Лескова как воплощение русского национального характера".(для 10 класса)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 Конспект  урока:

                     «Праведники Н.С. Лескова

        как воплощение русского национального

 характера».

                      (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)

 

 

«Без трех пра­ведных несть  граду стояния…»                                                                                                                                                                       

                            Н.С.Лесков.

 

                                                                                                    «В мире борются добро и зло, и проклятье лежит над всякой неподвижностью…»

 

                                            Н.С.Лесков.

   

 

 

 

 

 

Цели урока:

1.  Познавательные:

-   знакомство с особенностями творчества Н.С.Лескова;

-   знакомство с новыми типами героев в литературе;

-   изучение повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» в контексте всего творчества писателя.

 

2. Практические:

-   изучение особенностей повествования Лескова, особой «сказовой
формы» повествования;

-   проникновение в  авторский замысел;

-   раскрытие духовной эволюции героя.

 

3. Развивающие:

-   развитие умения анализировать прозаический текст, отделять главное
от второстепенного, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, пользуясь текстом;

-   расширение кругозора учащихся;

-   развитие логического и образного мышления.

 

4. Воспитательные:

показать силу человеческого характера;

-  сформировать умение объективно оценивать свои поступки учащимися.

Тип урока: урок текстуально-аналитического изучения произведения.

Методы и приемы: эвристический метод, метод творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение), репродуктивно-творческий метод.

Оборудование: портреты Н.С.Лескова, иллюстрации к повести.

Литература:

1.  Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература.4.1./ Глав. ред. М.Д.Аксёнова. -М.: Аванта, 1998.

2.  Н.С.Лесков Повести и рассказы. – М., 1990.

3.  Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки. – Церковно-общественный вестник, 1878, №24/25, 24 февраля.

4.  Е.В. Яхненко Древнерусские традиции Н.С. Лескова «Очарованный странник».// Литература в школе, 2003, №2.

5.       Русская классика: проблемы интерпретации. Л., 2006.

6.       Б.М. Другов Н.С.Лесков. Очерк творчества. – М., 1957.

7.       Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.

8.              Старыгина Н.Н. Лесков в школе. – М., 2000 г.

9.              И.В. Столярова  В поисках идеала. Творчество Н.С.Лескова. – М., 1978.

10.      Семенов В.С. Н.Лесков. Время и книги. – М., 1981 г.

11.      Э.С. Афанасьев Кто же ты такой, Иван Флягин? О художественности повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». //Русская словесность, 2004, №6.

 


 


 Слова учителя.


    Ход урока.


   Предполагаемые            ответы учащихся



На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя, коснулись его творчества. Давайте вспомним, какие жизненные коллизии  легли в основу многих художественных произведений Н.С.Лескова?

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хорошо. Кто же главные герои его произведений? Приведите примеры.

……

 

Молодец. Ребята, всем своим творчеством писатель доказал: главное — человек. Вспомните, что Лесков не был сто­ронником радикальных мер по переустройству жизни госу­дарства, он совсем не был убежден, что «сначала надо место расчистить», как думали революционеры-демократы. От кого и от чего? От людей с их жизнями?! Эти вопросы очень волновали писателя. У него были собственные взгляды на жизнь народа, судьбу России, ее будущее. Развитие общества воз­можно на пути постепенных преобразований — считал Лес­ков, а идею обновления жизни он связывал с идеей нравствен­ного совершенствования человека, его духовного возрожде­ния. Писатель был убежден, что в людях всегда живет стрем­ление к добру. Как сформировалось это убеждение? Как возникла такая вера в человека? Мы не ответим на этот вопрос, если не вспомним о  детских впечатлениях писателя. Люди бывают жестоки, они даже перестают быть людьми, когда утрачивают «дух взаимопомощи и сострадания». Но Ле­сков был убежден, что человек всегда более склонен к добру. Надо только развивать в себе душевную потребность добра.

  «Опыт показывает, что сумма добра и зла, радости и горя, правды и неправды в человеческом обществе может то увели­чиваться, то уменьшаться, и в этом увеличении или умень­шении, конечно, не последним фактором служит усилие от­дельных лиц». Поэтому его герои – «дивные характеры», которые стоят за добро и правду. Они осуществляют свое жизненное призвание вопреки обстоятельствам. Это люди из народа, о чем мы уже сказали. Но самое, главное то, что смысловым и структурным центром произведений является не изображение народной жизни «без всяких прикрас», а проникновение во внутренний мир    

 

Многие жизненные впечатления стали основой его творчества. Во-первых, он родился в очень религиозной семье. Его прадед и дед были священниками, а бабка Акилина Васильевна часто брала его с собой в монастырь. Во-вторых, он с детства общался с крестьянами, знал их жизнь не понаслышке. В-третьих, его отец очень рано стал самостоятельным, отказавшись от духовной карьеры, из-за бедности семьи ему пришлось много вынести от богатых родственников. Все эти переживания нашли отражение в его произведениях.

 

Главными героями его произведений являются люди из простого народа, жизнь которого ему была хорошо знакома. Это и Левша из сказа «Левша», и  Голован из рассказа «Несмертельный Голован», и Постников из рассказа «Человек на часах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

простого человека с целью понять, что же является осно­ванием его поступков, как он мыслит, думает, чувствует. Лесков «не ограничивается изображением об­щего потока народной жизни, в котором теряются отдельные индивидуальности. Его  взгляд то и дело переносится с велико­го множества наблюдаемых им людей, действующих сообща, в силу единого инстинкта, на отдельного человека, жизнь кото­рого при ближайшем рассмотрении оказывается не так бедна содержанием, как можно было бы полагать».

Ребята, его герои в народе зовутся «праведниками». Запишем тему нашего урока: «Праведники Н.С. Лескова как воплощение русского национального характера» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)».

Они встречаются редко, но на них держится весь мир. Об этом говорит и наш первый эпиграф, взятый из предисловия к одному из рассказов Лескова «Однодум».

 

Вы уже знаете двух лесковских праведника. Кто же они? Вспомните, что вы знаете о праведниках?

……

 

 

 

 

Правильно. А кто второй герой-праведник?

….

 

 

 

Молодец. Любовь к Родине и соотечественникам, а также любовь и сострадание  к ближнему – главные черты характеров лесковских героев – праведников. Ребята, а теперь мы с вами выясним, как создавались его характеры. Самое главное отметим в тетрадях.

 

Итак, послушайте: рассказ «Однодум» был опубликован в 1879 г. под общим заголов­ком: «Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Од­нодум. (Очерк)». Тексту рассказа предшествовало предисло­вие, в котором писатель поведал о своем несогласии с «боль­шим русским писателем», ут­верждавшим, что «ни в чьей русской

 

 

 

 

 

 


«Праведники Н.С. Лескова как воплощение русского национального характера» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)».

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из праведников – это Постников, для которого жизнь человеческая превыше всего. Он жертвует собой ради выполнения долга христианского, пренебрегая в тоже время долгом по службе. Но иначе для праведника быть не может. 

 

 

Это Левша, который все о своей Отчизне печется. Он даже перед смертью думает о том, как послужить пользе своего государства.

 

 


душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на  Руси таких людей, чья жизнь свиде­тельствовала бы об ином.  Он пошел «искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния». Запишите, что именно с рассказа «Однодум» начала появляться и расти знаменитая лесковская галерея праведников. Послушайте, как она пополнялась.

В 1880 г. Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Ше­рамур». Рассказам сборника предпослан эпиграф: «Без трех пра­ведных несть граду стояния», — который перекликается с уже упомянутым предисловием. Связующими факторами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым героем «Однодума» повествователь встретился в самом начале ро­зыска о «трех праведных, в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец ... потеплее и душ поучастливее». С раз­вития мотива поиска начинается рассказ «Кадетский монас­тырь»: «У нас не переводились, да и не переведутся праведни­ки. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть». К «Кадетскому монастырю» при­мыкает рассказ «Русский демократ в Польше», записанный со слов «почтенного старца», поведавшего и об «иноках ка­детского монастыря». Произведение за­вершается убежденными словами повествователя: «Таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подра­жать им, если есть сила вместить благородный патриотичес­кий дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руко­водил поступками». Ребята, самое интересное, что, издав сборник, Лесков не прекратил поиски «трех правед­ников». Запишите: «Цикл «Праведники» продолжал пополняться произве­дениями, создававшимися в продолжение двух десятилетий: 1880 — 1890-е гг., — кроме того, писатель включил в него и ра­нее написанные тексты. Впервые полностью цикл был опубли­кован во втором томе прижизненного — суворинского — собра­ния сочинений Лескова 1889— 1896гг.: «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монас­тырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Не­смертельный Голован» (1880), «Инженеры-бессребреники» (1887), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879)».

 

 

 

 

 

 

Кто же такие праведники?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Именно с рассказа «Однодум» начала появляться и расти знаменитая лесковская галерея праведников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл «Праведники» продолжал пополняться произве­дениями, создававшимися в продолжение двух десятилетий: 1880 — 1890-е гг., — кроме того, писатель включил в него и ра­нее написанные тексты. Впервые полностью цикл был опубли­кован во втором томе прижизненного — суворинского — собра­ния сочинений Лескова 1889— 1896гг.: «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монас­тырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Не­смертельный Голован» (1880), «Инженеры-бессребреники» (1887), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879).

 


По толковому словарю, это «люди, которые не прегрешают против нравственных правил». Ребята, «праведники — или праведные — название святых, пребы­вавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обыч­ных условиях семейной и общественной жизни ... Правед­никами называются также лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью». Отметьте это себе. Как вы думаете, что главное было для Лескова в последнем определении?

…….

Умница. Это было действительно так. Все мы знаем, как в обычной жизни трудно творить добро, знал об этом и Лесков. Лесков всматривается в жизнь и замечает то, на что мы в су­ете наших будничных дней внимания особенно не обращаем. Оказывается, «если стать присматриваться», в жизни не так уж редки добрые люди, праведники, которые хранят в своем сердце «закон любви». Эти люди невидны, незаметны, но ежеднев­но, ежечасно совершают они подвиг доброго участия и помощи ближнему. Они «пламенеют желанием добра» и исповедуют религию деятельной любви. В этом состоянии их душ, в этой религии — красота их мира. Та­кие люди редкость, но они восстанавливают веру в возрождение Человека. Знакомишься с ними и — восхищаешься, на ду­ше теплеет, а вокруг светлеет.

Просто и естественно живут герои Лескова. Они обыкно­венные люди, совершающие вполне человеческие поступки. Они не философствуют, а делают конкретные дела; не проповедуют абстрактную любовь ко всему человечеству, а помога­ют каждому нуждающемуся человеку.

Отметьте, что о Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел про­цесс творения легенды о них, вскрывая отношения к ним окру­жающих. В предисловии он писал: «куда я ни обращался, ко­го ни спрашивал — все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это за­писывать. Праведны они, — думаю себе, — или неправедны — все это надо собрать и потом разобрать: «что тут возвышает­ся над чертою простой нравственности» и потому «свято Госпо­ду».

Что же «свято Богу»? Жизнь по слову Божьему, по зако­ну любви и по правде. Праведники противопоставляют лю­бовь — ненависти, прощение — отмщению, милосердие — злобе, единение — разобщенности, веру — безверию, жизнь — смерти. Они незаметны и скромны, но ежечасно совершают труднейший подвиг доброго участия и помощи ближнему. О каждом из героев цикла «Праведники» можно сказать: «сей весь любовью одушевлен». У них «доброта ... преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчетно истекала из... натуры».

Запишите: «В образах праведников Лесков полно воплотил свое понимание русского национального характера».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наверное, главное то, что эти люди жили в миру и творили добро в обычной обыденной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В образах праведников Лесков полно воплотил свое понимание русского национального характера.

 

 


Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним русским праведником из повести «Очарованный странник» Иваном Флягиным. Сначала, как обычно, обратим внимание на заглавие, а в связи с этим посмотрим на наш второй эпиграф к уроку.

Прочитайте его, объясните.

……

 

 

 

Это очень верная догадка, мы об этом еще упомянем, а теперь к названию. Чего обычно ищет странник? Помните, чего искали странники, путешествуя по Руси в давние времена?

 

 

 

 

Верно. Мы видим образ дороги, исканий. В конце урока мы сможем ответить на вопрос, чего же ищет  путник в произведении Лескова.

 

 

 

 

 

Ребята, как вы понимаете значение слова «очарованный»?

 

 

Хорошо. В   этом    слове  слышится нечто магическое, волшебное, не так ли? Чем «очарован» герой,  мы попытаемся выяснить в ходе урока.

 

 

 

А теперь давайте определим, к какому жанру можно отнести данное произведение?

……

 

 

Хорошо, что вы это заметили. Однако, здесь немного другое явление.  Н.С.Лесков использует в «Очарованном страннике» особую форму повествования, называемую сказовой. В «Левше» же такая форма повествования создает жанр произведения, а в данном случае используется как художественный прием.  Давайте послушаем сообщение о сказовой форме повествования, о том, чем она отличается от сказа как жанра произведения (ученик делает сообщение)

…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«В мире борются добро и зло, и проклятье лежит над всякой неподвижностью…» Н.С.Лесков. Ну, это сходно с пословицей: под лежачий камень и вода не течет.

 

 

 

 

Они путешествуют, ищут приключений.

Странники - также те, кто приходят поклониться святым местам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Очаровать, то есть произвести неотразимое, чарующее впечатление на кого-либо.

 

 

 

 

 

 

 

«Очарованный странник» можно сравнить со сказом «Левша»: особенности речевой ткани произведения, Народные мотивы, особый стиль повествования.

 

 

 

 

«Сказовая манера повествования».

В литературоведении понятие «сказ» употребляется в двух смыслах: 1) жанр произведения, 2) форма повествования.

Сказ — «форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи». В этом случае функция сказа — жанрообразующая.

Сказовая форма повествования — «двухголосое повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется

 

 

 


Запишите, что такое «сказ», и что такое «сказовая форма повествования».

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в тетради отличие «сказа» как жанра и как формы повествования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 под устно произносимый, театрально импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию». Общими признаками литературного сказа (жанра)  и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизация), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование.  Однако в литературном сказе читатель не должен ощущать, что повествование от лица рассказчика — сознательная установка автора на стилизацию. Сказовую форму повествования читатель воспринимает именно как «установку на чужую речь». Читатель понимает, что «стилизатору важна совокупность приемов чужой речи, именно как выражение особой точки зрения». В литературном сказе рассказчик — субъект и объект речи. При этом создается иллюзия, что рассказчик есть автор произведения. В тексте со сказовой формой повествования автор не отождествляется с рассказчиком, «повествователь предстает как объект авторского исследования». В литературном сказе слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая. В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», непременным элементом которой является указание на присутствие слушателя, что проявляется в его вопросах, репликах, замечаниях, то есть создается в произведении и образ слушателя. В речи Флягина немного сравнений, метафор, эпитетов, они чаще всего кратки, но при этом точно соответствуют мировидению героя. В них проявляется артистизм рассказчика, тонкость его натуры, способность воспринимать прекрасное. В этом отношении показателен рассказ «очарованного странника» о цыганке Груше: «И промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем ... ей-богу, вот этакие ресничища, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые, и, как птицы какие, шевелятся». В средствах художественного изображения, которые находит рассказчик, описывая героиню, проявляется его взгляд художника, душа героя потрясена замечательным искусством Груши, он представлен как человек, эстетически чуткий. В сочетании простоты и красоты — особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми, порой, казалось

 

 

 


Внимательно слушаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не отвлекаемся, я проверю записи, сделанные в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бы, невзрачными словами, непритязательными выражениями — прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой произведения.

Образ рассказчика раскрывается в сказе и через отношение героя к другим персонажам, о которых он сам же и повествует. На образах, «созданных» рассказчиком, тоже лежит отпечаток его личности. Передавая речь персонажей, рассказчик воспроизводит их «сословный язык», вставляя в свою речь два-три слова, чаще других употребляемых персонажем, или имитируя характерную для этого героя интонацию. Но в целом речь других действующих лиц поглощается речью сказителя. Поэтому в произведении — в его сказовой части господствует одна речевая стихия.

Речевая характеристика всегда играет важную роль в создании образа героя. Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведении со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение. Особенности восприятия природы Флягиным, своеобразие видения им окружающего мира, особенности словесного рисунка проявляются в рассказе о жизни в степи: «Нет-с, домой хочется... тоска делалась…». В этом описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Необходимым условием бытования сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. Приемом, с помощью которого автор создает эту видимость, становится разграничение речи повествователя и рассказчика.

Речь повествователя литературно правильная. Его образ в большей мере нейтрален, так как характер лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествования выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика.

Сказовая форма повествования дает возможность убедительно раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове.

Одна из функций сказа — индивидуализация характера героя, другая функция сказа — типизация. Иван Северьянович Флягин — русский человек. Стиль ело речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Речь героя свидетельствует о его постоянной

 

 

 

 

 

 

 

 


Молодец. Спасибо.

На самом деле в литературоведении жанр «Очарованного странника» так и не определен точно. Одни литературоведы называют его повестью, указывая на малый объем, другие считают, что по широкому охвату действительности, глубине содержания это роман.

 

 

От чьего лица ведется повествование?

……….

 

 

 

 

Правильно. Однако в конце повествования в него возвращается первый рассказчик. Вспомните,  пожалуйста, как называется такая композиция произведения.

Верно.

 

Как вы считаете, оправдан ли такой прием? Чему он способствует?

………

 

 

 

 

 

Каким     образом     появляется  главный герой  Иван Северьянович  Флягин?

……..

 

 

 

 

 

 

 

Почему  Флягин   вступает   в   разговор именно в этот момент?

 

 

 


внутренней связи с духовной жизнью народа.

 

У меня все.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повествование начинается   от   первого
лица, от имени человека, плывущего на пароме по Ладожскому озеру, но затем в рассказе появляется новое лицо - Иван     Флягин     и  в дальнейшем      он становится главным повествователем.

 

 

 

 

Это         «рассказ рассказе».

 

 

 

 

 

 

При помощи «рассказа в рассказе» мы можем не только узнать субъективную оценку событий повествователем, но и увидеть еще несколько таких оценок, например, реакцию на рассказанное      среди слушающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассажиры говорят о самоубийстве,   о

спасении души, и тут в разговор вступает

новый пассажир, никем не замеченный ранее.


 

 

 

 

 

 

 


…….. Прочтите описание Флягина. Какие чувства и эмоции у вас рождаются, когда вы представляете героя? Что бы вы могли сказать о человеке с такой внешностью?

 

 

 

 

 

 

 

Верно. Богатырь назван «бывалым», и в дальнейшем от него мы узнаем обо всех испытаниях, в которых этот человек побывал.

 

 

Давайте перечислим их, составляя план и называя эпизоды.

……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. А теперь скажем несколько слов о рождении и детстве Флягина. Что значит «молитвенный сын», «обещанный»?  Найдите в тексте.

 

……….

 

 

 

 

Верно. Сами понимаете, к таким детям и отношение особое. Рос ли Ваня тихим и набожным мальчиком, готовым оставить мирскую жизнь и сделаться затворником? Вспомните, пожалуйста, самое любимое занятие героя, в котором он был очень искусен.  

 

Перескажите эпизод укрощения коня, «одержимого бесом».

 

 

 

 

 

Проблема спасения души очень близка ему, ведь он сам становился убийцей и был на грани смерти.

 

 

 

Гл.:1.«Это был новый пассажир…он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности».

 

 

Иван Флягин похож на сказочного богатыря, сильного и мудрого. Видно, что он многое испытал и пережил в своей жизни. Уже своим видом он вызывает уважение.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                Убийство монашка.

2.        Спасение графа.

3.       Наказание за кошку.

4.        Побег и разбойничество.

5.       «Нянька».

6.               Поединок.

7.                В плену в Рынь-песках.

8.       Побег из плена.

9.               Встреча с магнетизером.

10.        История с Грушенькой.

  1. Спасение и искупление
    (рекрутчина).
  2. Балаган в Петербурге.
  3. Уход в монастырь.

 

 

 

Гл.:2. «Мать,  долго  детей   не имея, меня все у Бога выпрашивала...».

Молитвенных, или моленных детей по обычаю ожидало иночество, их жизнь обещали посвятить Богу.

 

 

Он был самым обыкновенным мальчиком, очень любил лошадей.

Он   был знаток в них и мог   справиться с     любой, самой норовистой лошадью.

 

 

 

 Пришлось прикрыть коню глаза картузом, побить его по боку нагайкой, ударить его по голове горшком с тестом и поставить на колени.

 


На первый взгляд Флягин жесток, ведь после такого воспитания, конь погибает. Тогда почему его «всякая лошадь любила и чувствовала»?

………

 

 

 

Верно. Ивану Северьянычу удавалось дать почувствовать  лошади  его превосходство, лидерство. Вспомните, какие законы действуют в природе у животных.

Поэтому мы можем сказать, что Флягин - человеком сильный, гордый. Он похож на сильное, выносливое, смелое животное, не правда ли? Он сам говорит, что именно лошади были единственными существами, с которыми ему было интересно. Он просто не замечает людей вокруг себя, более сопоставляет себя с лошадьми, чем с людьми, по его же словам, «возлюбив коня», которые ассоциируются с библейскими словами «возлюби ближнего своего».

 

 И вот однажды происходит страшное: Флягин убивает человека. Давайте еще раз прочитаем эпизод, где свершается убийство. Каков пейзаж раскинулся вокруг дороги? Какие эмоции испытывает Флягин, глядя по сторонам? (читают эпизод).

…….

 

 

 Итак, он «скрипит» зубами, словно хищное животное при виде добычи. Но хотел ли при этом Флягин убить?

………

 

 

 

 

Правильно. Молодец. Позже Иван Северьяныч видит во сне убитого им монашка. О чем говорит ему монашек? Как реагирует на сказанное Флягин?

Винит ли он себя в том, что произошло?

 

………

 

 

 

 

 

 

 

После этого случая герой спасает господ, при этом он чудом остается в живых. Ребята, каковы мотивы такого подвига? Является ли это результатом верности и преданности своим господам?

 

 

 

 

 

 


Наверное, Флягин действовал по законам природы. Он показал коню свою силу, когда в бою побеждает сильнейший физически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.:2.«...Словом сказать - столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул...».

 

Нет. Будучи человеком энергичным, беспокойным от природы и жаждущим впечатлений, Флягин поддался животному порыву и выплеснул накопившуюся энергию на первое, что попалось ему на глаза.

 

 

 

 

 

Монашек  сообщает  о том,     что   Флягин моленный сын и предсказывает грядущие     опасности. Однако Флягин легкомысленно относится          к пророчеству и «сразу забывает обо всем» после пробуждения.


Итак, мы видим, что пока Флягин действует по наитию, не думая, к положительным или отрицательным результатам приведет ли его поступок. Хорошо ли то, что он делает или нехорошо. Он словно не различает добра и зла. После получения награды за спасение Флягин живет по-прежнему. Он пытается играть на гармонике, но у него ничего не выходит. Тогда он находит другие игры - с живыми существами. Вспомните историю с голубенком и кошкой, которой Флягин отрубил полхвоста. С одной стороны, он жалеет голубенка, но посмотрите, какая жестокость совершена по отношению к кошке.

 

 

 


Сам Флягин говорит: «Не знаю...» (гл.2). Он опять действует инстинктивно, по-животному, забывая даже о собственной жизни, не говоря уже о жизни других людей.

 

 

 


Такая игра с животными еще не самое страшное: вспомните, как Флягин ведет себя с ребенком, оторванным от матери. Посмотрим эпизод «в няньках».

……….

 

 

 

 

 

 

И здесь он «играет» как маленький ребенок. Надоело или не получается, он забрасывает игрушку. Как вы думаете, почему он отдает ребенка матери? Сострадание? Жалость?

………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодец. Правильно. Однако обратите внимание, что именно  после происшедшего герой впервые в жизни задумывается: «А правильно ли я сделал?» Это указывает на пробуждение в нем человеческих чувств.

После совершенного поступка герой, разумеется, не может вернуться к прежнему хозяину. С каким настроением „ он находится на ярмарке?

……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пересказ сцены из главы пятой.

 

Флягин еще не способен отличить добро от зла, не может и рассчитать свои богатырские силы.

 

 

 

 

Мне кажется, что он действительно чувствует жалость к матери девочки, впервые чувствует тягу к живому человеку. Но все же мотив игры остается: исполнение собственного каприза: «захотел и отдал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 На ярмарке Флягин ощущает одиночество, неприкаянность, он бредет один, ему некуда податься, у него нет близкого человека.


 


Ребята, а как он попадает в «плен» к татарам?

......

Очередное убийство. На этот раз из-за лошади. И снова противоречие: дерется-то он не за себя, а за другого, можно сказать, сочувствует. Прочтите описание понравившейся ему лошади. На что похоже такое описание?

………….

Во время битвы он безжалостен и даже не чувствует боли. Он не ставит задачей убить, но снова делает это.

 

Ребята, когда Иван Флягин попадает в плен, он начинает изменяться внутренне, можно сказать, духовно расти, хотя и очень медленно и постепенно. Это словно ступени к формированию полноценной духовной личности. Удастся ли ему преодолеть весь подъем и стать праведником?

С попаданием в татарский плен этот человек существенно меняется. Татары -   кочевники,    их   нередко    называют «детьми степей», природными людьми. Удается ли Флягину найти пристанище среди них?

 

 

Правильно. Ребята, он живет по законам кочевников – ему дают жен, предлагают почувствовать себя, как дома, но ... и «подщетинивают», чтобы он не убежал. На что похоже такое обращение?  Понимает     ли     это     сам     Флягин? Устраивает ли это его?

 

 

 

 

 Правильно. Татары хотят, чтобы их «гостю» жилось лучше: они снабжают его всем необходимым. Но хорошо ли ему живется? Чего не хватает Флягину? Он начинает тосковать. Найдите этот эпизод и прочитайте. Попытайтесь ответить на вопрос: какое новое понятие формируется у него в сознании?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он убивает татара Савакирея за лошадь.

 

 

 

 

 

С таким трепетом можно описывать прекрасную женщину.

 

 

 

Гл.:6. «Вы с этим татарином… что же секли друг друга?....»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет. Он не чувствует себя своим среди татар. 

 

 

 

 

 

 На    обращение    с животным. Естественно, позиция животного героя не     устраивает. Тут впервые он отделяется от      животного мира, осознает себя не «коню подобным», а человеком.

 

 

 

 

 

 

 

Гл.: 7. «Эх, а дома у нас теперь свиней режут, щи варят... и где слезы падали – утром травку увидишь».

У него появилось в речи новое понятие – «дома». Раньше его не было. Он все время куда-то шел, нигде не было ему места, да и сам он не чувствовал ни к чему привязанности.


 

 


Да, действительно,  здесь появилось нечто новое: «дома». Ведь раньше Флягин в общем-то просто существовал, неважно, где. Теперь же он вдруг «затосковал по родине».

О чем это свидетельствует?

………………..

 

 

 

 

 

 

 

Правильно. Об этом свидетельствует появление в его рассуждениях слов: «русский», «наш». Это указывает на то, что герой осознает собственное место в мире. Флягин не только впервые замечает различия быта, но и начинает   относить   себя  именно к русским,  к   нации,   к группе людей, с которой раньше себя не связывал. И здесь Лесков наделяет своего героя свойством, присущим только русскому человеку - это тоска по родине.

 

Но как воспринимается родина Флягиным? Можно ли в том же смысле употребить здесь слова «Отчизна», «Отечество»?

 

………………

 

 

 

 

 

Но и это уже не мало. Флягин бежит из плена. По дороге он встречает чувашина и говорит с ним ... о религии. Как вы считаете, мог ли прежний Флягин говорить на такую тему? Вспомните эпизоды с явлением убитого монашка.

Неужели он вдруг поверил в Бога?

Насколько глубока его вера?

………….

 

 

 

 

 

 

 

Как встречают героя на родине? Ждет ли его Отечество?

……….


 

 

 

 

 


Уклад жизни у татар совсем не такой, как дома. Флягин соскучился по той жизни, которую он вел раньше. Он вспоминает пищу, праздники, родные пейзажи.   И как бы соотносит себя не с миром татарским, всегда чужим русскому (татаро-монгольское нашествие), а именно с русским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет. Родина воспринимается им
скорее      на      уровне
уклада     жизни. И скучает Флягин не по просторам родной страны, а по ее быту и традициям.

 

 

 

 

 

 

Флягин, говоря о религии, не верит в Бога. Для него религия -
принадлежность русского быта. Когда во время побега он видит незнакомцев, их национальность он определяет так: «….гляжу, крестятся и водку пьют, - значит, русские!....» (гл.: 9.)

 

 

 

 

Без бумаг Флягина не существует. Его отправляют к старому хозяину, а тот наказывает и прогоняет  безбожника-слугу.

 

 


После плена Флягин возвращается к любимому занятию - лошадям. Но, что-то не так в его жизни. Ухаживая за лошадьми, привязываясь к ним, он каждый раз, когда продает своих любимиц, чувствует тоску. Иван Флягин понимает, что в его жизни все не то, а что то, понять не может. Он тоскует, а заглушает свою тоску как многие русские герои - пьет вино в «неумеренных количествах». В вине он находит свое спасение. Ни к кому из людей Флягин за   помощью   не  обращается.   И  тут происходит       встреча       с одним человеком,     перевернувшим жизнь героя      - магнетизером. Какова основная идея этого человека? Почему встреча с ним перевернула всю жизнь Флягина?

…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, впервые Флягин  обращает внимание на то, что люди могут заботиться друг о друге.     И      подобное     стремление возникает   в   его   сердце,   когда   он впервые    встречается    с           цыганкой Грушей.

При каких обстоятельствах происходит первая встреча с ней? Прочитайте описание Груши. Вам это ничего не напоминает?

Сравните описание женщины и лошади в прошлом. Что нового? В чем сходство? (читают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, почему     Груша     считала     Флягина
«сердечным другом»? Какие особенности характера позволили им понять друг друга?

……..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основная идея магнетизера -  «жертвовать собой», напиваясь и беря на себя алкогольную зависимость другого.


Гл.:11. «……..А ты знаешь, любезный друг, ты никогда никем не пренебрегай; потому что никто не может знать, за что какой страстью мучим и страдает. Мы, одержимые, страдаем, а другим зато легче...........».

 

Флягин   впервые   в   жизни   допускает мысль,        что        кто-либо        может пожертвовать    своим    покоем    ради  другого,  ради  ближнего.     Встреча  с магнетизером оставила неизгладимый след в его душе.

 

 

 

 

 

Гл.:13. «Она взмахнула на него ресничищами…не то, что в продажном звере…»

 

Такое описание сходно с тем, как некогда Флягин описывал
лошадь, но оно человечнее, тоньше. Она прекрасна, но в
ней чувствуется что-то почти звериное, природная страсть. Груша похожа на самого Флягина. Она так же горда, вольна и сильна духом.

 

Оба достаточно прямолинейны и не
умеют играть чувствами. Кроме того, Флягин любит очень искренно,
почти по-детски. Это первая сердечная

привязанность Флягина, основанная на родстве душ.


Они очень нежно и трепетно друг к другу относятся. Главное, что Флягин понимает теперь, что именно преданность и любовь к человеку – самое дорогое в жизни. Представьте себе чувства и эмоции Флягина, когда он своими руками лишил жизни Грушу. Это было последнее убийство. Давайте сравним его с первыми.

…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он осознает свою вину перед Богом, что доказывает его поступок на войне. Ребята, а зачем вообще он идет воевать? За Отечество?

………..

 

 

 

После   войны   герой   отправляется   в монастырь. Почему? Находит ли он там надежный приют?

……

А почему? (затрудняются)

Ребята, не стоит забывать, что Флягин все-таки моленный сын. Только теперь герой «дорос» до осознания своего призвания праведника, странника, путника. Поэтому он отправляется в монастырь отмаливать свои грехи. Истинная сущность  богомолия потеряна. Поэтому его странствия на этом не закачиваются.

Куда  теперь  идет  он?  

………

 

 

Итак, Флягин под властью лучших побуждений отправляется умирать за народ. А что значит «за народ умереть хочется»?

……

Молодец.

 

 

Итак, какую эволюцию  претерпевает образ     Ивана     Северьяныча протяжение    произведения? 

 

 

 

 

 

 


Ему тяжело лишать жизни
близкого, ставшего родным человека. Но это не просто убийство; Флягин жертвует своей душой, своей совестью во имя Груши, он предотвращает самоубийство. Тут и жалость, и способность к самопожертвованию, и умирающая любовь. По сравнению  с первым убийством здесь перед нами предстает новый Флягин: человек сострадающий, переживающий и  мыслящий. Он  очень изменился.

 

Не совсем. Ему некуда больше идти, так что остается только попытаться искупить свой грех в сражении
за Родину. Флягин вспоминает     слова

монашка о том, что его трудно убить, и решает подвергнуть себя испытаниям, чтобы проверить, действительно ли ему на роду написано «пострадать» и свершить много добрых поступков.

 

 

 

Он не находит там покоя и продолжает свое путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Флягин чувствует необходимость что-то сделать для своей страны и решает снова пойти на войну. Значит, его испытания должны продолжаться.  А самая   большая жертва - жизнь. Герой не боится ей жертвовать, так как знает, что не погибнет, пока не исполнит свое предназначение, данное ему Богом.

 

 

Он понимает, что значит жертвовать собой ради других, сострадать, следовать нравственным законам. Он становится настоящим праведником.

 

 

 

Иван Северьянович Флягин проходит путь духовного совершенствования: он достигает самой высшей ступени нравственного мужания – любовь ко всему Отечеству, желание за него умереть.


Ребята, и последний вопрос: чем все-таки Флягин очарован? Обратите внимание: в последнем абзаце он так и назван: «очарованный странник». Значит и после осознания своего призвания он остается все тем же очарованным странником, что и в начале своего пути.

……

 

 

 

 

 

Умница. Давайте запишем вывод в тетради.

Таким образом, перед нами «эволюция духа» Флягина, его восхождение по лестнице духовного развития, его нравственное мужание, становление праведником. «Очарованный странник», как и многие произведения Лескова, продолжает тему дороги, поиска и праведничества на Руси. Может быть Лесков наивен? Пожалуй, нет. Жизнь убежда­ет нас в том, что беды наши проистекают не только и не столько от материальной нищеты, наши беды — от духовной скудости, от того что человек подчас незаметно растрачивает добро, волю, любовь, милосердие... Самосознание русского человека, по Лескову, определено христианской верой. В 1873 г. писатель формулирует свое понимание народной веры: «О русском че­ловеке хлопочут, а русского человека не знают. Тут, видите, вера прирожденная, и живет она у человека по-домашнему, за пазушкой: вот он и с пророком побеседовал, и во «славу Божию» поел, и во имя той же «славы» спать пошел. Он где не оступится, все Бога прославляет, а Бог сам сказал, что Он про­славит прославляющих Его. Вот они и явились оба в одной це­пи и, так, сказать, в круговой друг за друга поруке». Запишем.

«Народ не расположен жить без веры», — уверенно заявлял писатель. В этом, по его мнению, открывается возможность духовного спасения и нравственного очищения человека, а, следователь­но, и достижения гармонии в общественной жизни. В мудром художественном мире Лескова живо ощущение быстротечности человеческой жизни, но в этом мире есть и знание того, что жизнь человечества бесконечна. И в этой бес­конечности важно видеть вечные духовные и нравственные ориентиры, помогающие человеку выстоять, оставаться Че­ловеком в любых ситуациях.

 

 Тема праведничества — основополагающая в лесковском творчестве — определяет то, что мы имеем в виду, когда говорим: «Лесков — народный писатель». Ребята, дома вы должны подготовиться  к уроку-диспуту по теме: «Можно ли назвать Ивана Флягина – лесковского героя-праведника – «вечным» странником?». Запишите ее в тетради.

 

Оценки за урок. Урок окончен. Подайте дневники.

                                                                                            

Мне кажется, что Иван Флягин очарован самой жизнью, ее красотой и многообразием, яркостью и красочностью. А так как жизнь всегда преподносит свои сюрпризы, всегда удивляет нас своим разнообразием, то он очарован и теперь посте того, как осознает свое призвание. Его так и будут влечь неведомые почти магические силы по дорогам, ведущим к праведности, пока им будет достигнута конечная цель – полное осознание истины и выполнение своего призвания.

……..

 

 

 

 

 

 

…….

«Народ не расположен жить без веры», — уверенно заявлял писатель. В этом, по его мнению, открывается возможность духовного спасения и нравственного очищения человека, а, следователь­но, и достижения гармонии в общественной жизни. В мудром художественном мире Лескова живо ощущение быстротечности человеческой жизни, но в этом мире есть и знание того, что жизнь человечества бесконечна. И в этой бес­конечности важно видеть вечные духовные и нравственные ориентиры, помогающие человеку выстоять, оставаться Че­ловеком в любых ситуациях.

 

 

 

 

 

 

«Можно ли назвать Ивана Флягина – лесковского героя-праведника – «вечным» странником?»

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему: "Праведники Н.С. Лескова как воплощение русского национального характера".(для 10 класса)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок текстуально-аналитического изучения произведения. Цели: 1. знакомство с особенностями творчества Н.С.Лескова; 2. знакомство с новыми типами героев в литературе; 3. изучение особенностей повествования Лескова, особой "сказовой формы" повествования; 4. раскрытие духовной эволюции героя; 5. развитие умения анализировать прозаический текст. На уроке проследим эволюцию духа Флягина, его восхождение по лестнице духовного развития, его нравственное мужание, становление праведником."Очарованный странник", как и многие произведения Лескова, продолжают тему дороги,поиска и праведничества на Руси.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 719 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.04.2020 1945
    • DOCX 212.5 кбайт
    • 78 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Умерова Юнна Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Умерова Юнна Вадимовна
    Умерова Юнна Вадимовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69193
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека