МОУ СОШ с. Малета,
Петровск- Забайкальский район, Забайкальский край
Учитель русского
языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна.
УРОК по теме: Неразрывность любви и
творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: раскрыть
авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной
ответственности человека за свои поступки.
Задачи:
Обучающаяся: способствовать креативности
мышления посредством творческих заданий;
Развивающая: развивать навык коллективной
работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;
Воспитывающая: воспитывать ответственность
не только за собственные знания, но и за успешность работы всего коллектива.
Эпиграф:
Нет творчества без самоотдачи и без
страдания. (Г.Лансон)
Люби дело – мастером будешь (Пословица)
Кто лучше умеет, тот и мастер (Пословица)
Я не писатель, я – мастер (М.Булгаков)
Любить – значит желать другому того, что
считаешь за благо, и желать при том не ради себя, но ради того кого любишь, и
стараться по возможности доставить ему это благо (Аристотель)
Ход
урока.
1.Оргмомент. Домашнее задание.
II.
Вход в тему.
-Прочитайте
эпиграфы к уроку и выделите в них ключевые слова.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Итак, тема нашего урока «Неразрывность
любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Слайд
1)
- Каковы будут задачи нашего урока?
(Слайд 2)
• Кого
можно назвать настоящим писателем?
• Какую
ответственность несёт творец за своё произведение?
• Что
принесла любовь главным героям произведения?
• На
какие жертвы готов любящий человек?
- Поставим перед собой проблемный вопрос:
как связаны в романе любовь и творчество? (Слайд 3) и ответим на него в
ходе нашего урока.
- Итак, ребята, мы работаем над романом «Мастер
и Маргарита». И исходя из темы урока и задач мы будем говорить о соотношении
таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви, как
спасительной силе человека. Кто же будут героями нашего урока? (Слайд
4)
Начнём исследование.
- Когда впервые появляется мастер в
романе? Напомните эту ситуацию.
- Какого его состояние? (Слайд 5)
- Почему выделены глаза?
- Посмотрим фрагмент фильма. (ВИДЕО)
- На какие ключевые слова вы обратили
внимание? (Мастер и писатель)
- Проведём словарную работу.
- Каково лексическое значение этих слов?
« Писатель – человек, который занимается
литературным трудом, пишет художественные произведения»
«Мастер –человек. сведующий или искусный в
своём деле»
- Являются ли они разными по значению?
- Кто в романе называет себя писателями?
(Обладатели членских билетов МАССОЛИТа,
посетители ресторана: Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и др. Их причастность
к литературе рассматривается как возможность сытно и праздно жить, не обременяя
себя муками творчества. Они мечтают о дачах, о вкусной и дешёвой еде).
- Чем мастер отличается от этих писателей?
Чтобы понять это, давайте обратимся к истории его жизни. Вы должны были
провести исследования и построить лестницу жизни мастера. (Ответы уч-ся)
- Роман
написан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…»
(Слайд 6)
- Как литературный мир встретил этот
роман? (Роман не был принят к печати. Все, кто читал его, обрушились на
писателя разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский)
«…ударить крепко, ударить по пилатчине и
тому богомазу, который вздумал протащить её в печать»
- Чем роман не устраивал ? (Они
сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли
стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом.
Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман. Мастер,
написавший о распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде.
Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман
мастера).
- А теперь вернёмся к проблемному вопросу:
Почему М.Булгаков называет своего героя МАСТЕРОМ? Что он вкладывает в это
понятие?
(Главное – талант, его прозрение.
Он описал событие далёкого прошлого, как будто сам побывал в нём, прошлом. «
О, как я угадал! О, как я всё угадал!» Слово «мастер» обозначает лицо,
достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в
древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может
с полным правом называться мастером по двум параметрам.
Он знает себе цену и вполне осознает, что
имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или
искусным в деле своем. (Даль)
- Помните выражение «Рукописи не горят…» (Слайд
6)
-
Кто сказал эти слова? Что они означают?
(Если бы даже не было рукописей, то это и
не важно. Мастер помнит своё творение. А убить талант нельзя. Рукопись сгореть
не может, потому что в ней правда. Правда, которую никто не хочет видеть и
знать).
- Посмотрим ещё один фрагмент и ответим на
ещё один проблемный вопрос.
ВИДЕО
- Почему мастер заслужил покой, а не
свет? Но вначале поговорим, что
имеется ввиду под словом покой и свет? СЛАЙД
7
ПОКОЙ –
состояние тишины,отдыха, бездеятельности.
Мастер устал, отказался от борьбы и даже
любви. И он заслужил покой творческий. Он необходим настрадавшимся,
неприкаянным и уставшим людям. Он остается с любимой женщиной, со своим романом
и героями.
Свет – лучистая энергия. Это высшая
награда. Это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и
самоотречение.
- Кто в романе заслужил свет? (Иешуа,
Понтий Пилат)
- Кто и что спасает мастера?
(Маргарита и любовь)
- Вспомните, какое определение любви даёт
Булгаков в своём романе?
Настоящая, верная, вечная.
- Что понимается под определением
НАСТОЯЩАЯ, ВЕРНАЯ, ВЕЧНАЯ?
СЛАЙД 8
- Какую роль любовь сыграла в судьбе
мастера? Что она принесла нашим героям? СЛАЙД 9
(не только любовь, но и серьёзнейшие
испытания. Но эта любовь вдохнула в мастера желание жить и творить)
-На что пошла Маргарита ради любви к
Мастеру?
- Только ли возлюбленной она была для
мастера? (ангел – хранитель, муза - вдохновительница).
- Почему Воланд убивает Маргариту и дарует
ей покой?
( Покой для Мастера
и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в
царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся,
неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: у
Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. А образ Маргариты был и
остается воплощением самопожертвования, ответственности, подвига, любви и
верности. Недаром ей посвящают стихи, а художники рисуют картины.
- Вернёмся к проблемному вопросу,
поставленному в начале урока:
Как связаны в романе любовь и творчество,
и подведём итог.
- Итак, слова «ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО»
(работа в паре)
Давайте подберём какие-то слова,
определения, которые показали бы неразрывность двух этих понятий.
На примере судьбы Мастера Булгаков
показывает свои мысли и свои суждения о месте творческой личности в обществе,
мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Художник не должен
лгать, а если он лжёт и живёт не в ладу со своей совестью, он теряет право на
творчество. А любовь была и остаётся спасительной силой для человека.
Слайд 10.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
-Ребята, как вы считаете, такая Любовь - выдумка
писателя или она возможна в нашем мире?
- Какие уроки нравственности вы взяли для
себя?
Вы стоите на пороге взрослой жизни и
хочется пожелать вам:
ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.