Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в
творчестве Блока.
Оборудование: портрет А.А.Блока; тексты стихотворений:
«Русь», «Россия», «На поле Куликовом».
Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России…
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это
– первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… А.А.Блок
Цели урока: Обучающая: показать место и значение
образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о
долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить
самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.
Развивающая: развитие умения анализировать,
синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и
восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
Воспитывающая: способствовать развитию интереса
учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине,
эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Ход урока:
I.Оргмомент.
Мотивационное начало урока. Сообщение темы.
Целеполагание.
II.Вступительное слово учителя.
В 1911 – 1912 годах Блок переработал свои пять
сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока
существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный
«роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё
творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «вочеловечения» отражает три
этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена
«антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На
третьем этапе происходит «синтез» — обретение новых положительных ценностей.
Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен
тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир
человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как
некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной
цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и
интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
«Русь» — одно из первых посвящённых Родине
стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока.
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что
это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу
давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём
устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.
III. Выступление первой группы. Выразительное чтение
наизусть и анализ стихотворения «Русь».
Задача: проследить, как же создаётся образ Родины
Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность
поэтического строя блоковской лирики.
Задание для учащихся класса: по ходу чтения и анализа
стихотворения делать записи в своих тетрадях.
Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):
Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
2. Найти изобразительно-выразительные средства,
определить их роль в создании этих образов.
3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное
стихотворение?.
IV. Слово учителя.
Вариативное повторение первой строфы как запева в
конце стихотворения – ударная нота.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Её одежды не коснусь.
Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны
народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому
восприятию Руси картины М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень»,
«Лебедь», «К ночи».
V. Выступление второй группы.
Задача: определить, какую роль играет цвет в поэзии
Блока, что объединяет лирику поэта с произведениями русского художника.
Задание: найти символические образы, богатый
ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна. Рассмотреть
картины художника и ответить на вопрос: Чем они созвучны поэзии Блока?
Прочитать статью А.А.Блока «Памяти Врубеля», подготовить сообщение на тему
«Блок и Врубель о Родине».
VI. Слово учителя.
В третьей книге лирики теме России посвящён целый
раздел «Родина» (1907 – 1916). В 2010 году наша страна отмечала 630 лет со дня
Куликовской битвы.
Битва на Куликовом поле, в районе рек Дона и Непрядвы,
произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и
ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии
Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в
освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская
битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено
возвращение». Символика Куликовской битвы занимает видное место в кругу
размышлений Блока о судьбах современной ему России – о свержении «татарского
ига» царизма, о близящейся революции, о взаимоотношениях народа и
интеллигенции.
VII. Выступление третьей группы. Выразительное чтение
наизусть стихотворения «На поле Куликовом» и его анализ.
VIII. Слово учителя.
К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом
программное – и в смысле темы, и в плане поэтики символизма. Читая его, мы
отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация
под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным
реалистическим содержанием.
IX. Выступление четвёртой группы. Выразительное чтение
наизусть и анализ стихотворения «Россия».
X. Подведение итогов урока.
Блок создал неповторимый лирический образ России. По
словам В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к
судьбе Росси он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с
интимной любовью». Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как
загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С
ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд,
в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою
великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно
посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», — написал
Блок в 1908 году.
— Какой след в душе оставила лирика Блока?
— Что нового вы узнали о личности поэта и о его
лирике?
— Было ли занятие полезным?
— Как бы вы хотели организовать уроки по изучению
лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.
XI. Оценивание.
Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают
положительные стороны работы, указывают на недостатки и пути их устранения.
XII. Домашнее задание:
1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения,
посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910) и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.