Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)

Конспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)

Скачать материал

 

Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

 

Оборудование: портрет А.А.Блока; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».

 

Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… А.А.Блок

 

Цели урока: Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

 

Ход урока:

 

I.Оргмомент.

Мотивационное начало урока. Сообщение темы. Целеполагание.

II.Вступительное слово учителя.

В 1911 – 1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» — обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

«Русь» — одно из первых посвящённых Родине стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.

III. Выступление первой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Русь».

Задача: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.

 

Задание для учащихся класса: по ходу чтения и анализа стихотворения делать записи в своих тетрадях.

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):

Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?.

IV. Слово учителя.

Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения – ударная нота.

 Дремлю – и за дремотой тайна,

 И в тайне почивает Русь,

 Она и в снах необычайна.

 Её одежды не коснусь.

 

Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

V. Выступление второй группы.

Задача: определить, какую роль играет цвет в поэзии Блока, что объединяет лирику поэта с произведениями русского художника.

Задание: найти символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна. Рассмотреть картины художника и ответить на вопрос: Чем они созвучны поэзии Блока? Прочитать статью А.А.Блока «Памяти Врубеля», подготовить сообщение на тему «Блок и Врубель о Родине».

VI. Слово учителя.

В третьей книге лирики теме России посвящён целый раздел «Родина» (1907 – 1916). В 2010 году наша страна отмечала 630 лет со дня Куликовской битвы.

Битва на Куликовом поле, в районе рек Дона и Непрядвы, произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение». Символика Куликовской битвы занимает видное место в кругу размышлений Блока о судьбах современной ему России – о свержении «татарского ига» царизма, о близящейся революции, о взаимоотношениях народа и интеллигенции.

VII. Выступление третьей группы. Выразительное чтение наизусть стихотворения «На поле Куликовом» и его анализ.

VIII. Слово учителя.

К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом программное – и в смысле темы, и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным реалистическим содержанием.

IX. Выступление четвёртой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Россия».

X. Подведение итогов урока.

 

Блок создал неповторимый лирический образ России. По словам В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе Росси он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью». Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», — написал Блок в 1908 году.

— Какой след в душе оставила лирика Блока?

 — Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

 — Было ли занятие полезным?

— Как бы вы хотели организовать уроки по изучению лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.

XI. Оценивание.

 

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы, указывают на недостатки и пути их устранения.

 

XII. Домашнее задание:

 

1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения, посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910) и др.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

Оборудование: портрет А.А.Блока; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».

Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… А.А.Блок

Цели урока: Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 105 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2464
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3168
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1528
    • DOCX 16 кбайт
    • 35 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гимазова Файруза Рашитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гимазова Файруза Рашитовна
    Гимазова Файруза Рашитовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 41862
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов