Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему "Степная Цирцея" (11 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Степная Цирцея" (11 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Конспект урока

Тема урока: «Степная Цирцея»

Класс: 11 «А»

Дата: 26. 02. 2014г

Предмет: литература

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний (применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности)

Форма урока: урок-исследование

Цели урока: применение имеющихся знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для ответа на проблемный вопрос; развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения; формирование эстетического вкуса.

Задачи урока: 1. познакомиться со стихотворениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой;

2. рассмотреть историю создания «Калмычке» Пушкина; 3. провести сопоставительный анализ

Оборудование: презентация, схема анализа лирического произведения, планшеты


Этап урока, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Учитель делит класс на 2 группы. Учащиеся рассаживаются.

-Сегодня мы будем работать и все вместе, и в группах. Те из вас, кто взяли желтую карточку, садятся за этот стол – вы историки

-Те, кто взяли красную, вы-лингвисты. Садитесь за соседний стол.

_Теперь я попрошу вас с помощью карточек показать, с каким настроением вы пришли сегодня на наш урок

*********

-Задания для каждой из групп будут позже. А сейчас мы начинаем…


Эпиграф: «Откуда знать ей в тишине полей,/ степной Цирцее, вдалеке от света,/ что жить и пережить столетья ей/ в послании российского поэта!» (…..)



Берут карточки, рассаживаются










Слушают, настраиваются на урок

II. Актуализация знаний

Цель этапа: познакомить учащихся с произведениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой

-Мы не будем пока называть автора этих строк. Об этом мы, конечно, скажем, но позже. Давайте с вами обратим внимание на собственное имя существительное в этом отрывке.

- Кто из вас знает, кто такая Цирцея?





- А как вы считаете, подходит ли определение «степная» тому образу, о котором вы сказали?

-Слыша словосочетание «степная Цирцея», кого вы представляете?

-Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие лирические произведения о калмычке вам известны?

- Совершенно верно. Образ калмычки занимал умы не только мастеров слова, но и мастеров кисти. Одним из таких мастеров является калмыцкий художник Гарри Олегович Рокчинский, который написал в 1969 г картину, посвященную путешествию Пушкина через калмыцкие степи.

- Не только Пушкин писал о калмычке. Писала об этом и поэтесса Марина Цветаева, и Ярослав Смеляков, и Александр Кушнер.

- И, конечно же, не обошли эту тему и наши народные поэты. Многие поэты Калмыкии написали свой ответ Пушкину, исходя из приведенного выше отрывка из «Путешествия в Арзрум» и данного стихотворения. Например, таковы стихи Михаила Хонинова, Алексея Балакаева и многих других. Среди них поэтесса Бося Сангаджиева со стихотворением «Что предчувствовал Пушкин?», которое так же, как и послание «Калмычке» Пушкина станет предметом нашего обсуждения.

-На ваш взгляд, какова главная цель нашего сегодняшнего урока?

-И какие же задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели?

-Исходя из того, что мы сказали, исходя из темы нашего урока, попробуйте сформулировать вопрос, на который мы сегодня должны ответить?



Отвечают на вопрос

После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение и изображение Цирцеи


Рассуждают над вопросом


Дают ответ


Выделяют признак


Отвечают на вопрос, называют «Калмычке» Пушкина.





















Формулируют цель


Формулируют задачи

Формулируют проблемный вопрос


III. Проблемное объяснение нового знания (проблемный вопрос: «Почему калмычку назвали «степной Цирцеей»?)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, почему калмычку назвали «степной Цирцеей»?

- С чего же нам начать «открытие нового знания»? Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на наш проблемный вопрос?

- Конечно, познакомиться с содержанием этих произведений и провести их анализ

(прослушивание аудиозаписи «Калмычке»; чтение одним из учащихся «Что предвидел Пушкин?»)




- А сейчас мы с вами разделимся на 2 группы.

- 1ая группа – «Историки»- должна будет найти информацию об истории создания стихотворения «Калмычке» Пушкина и *********. Для этого у вас на столах есть планшеты с интернетом.

- 2ая группа – «Лингвисты». Ваша задача провести анализ этих произведений по плану (*******)


- Давайте теперь послушаем, какие же выводы вы сделали.

Учитель делает вывод:

- Итак, стихотворение Пушкина «Калмычке» имеет очень интересную историю создания. С помощью изобразительно-выразительных средств ******

Говорят, что нужно прочесть эти стихотворения


Слушают




Работа в группах. Класс делится на 2 группы; «Историки» и «Лингвисты». Звучит музыка.


Работают в группах, делают заметки



Работают в группах, делают заметки


Один учащийся из группы отчитывается о своей работе





IV. Разрешение проблемной ситуации

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, ответ на проблемный вопрос

- Мы уже знаем содержание этих произведений, знаем идейно-художественное своеобразие. Осталось ответить на наш проблемный вопрос. Так почему же калмычку называют «степной Цирцеей»?

- Какими словами, строками вы можете доказать свою точку зрения?

- Почему именно Цирцея?

-Давайте теперь вернемся к нашему эпиграфу.

-Я попрошу теперь группу историков узнать, кто же автор этих строк, а группу лингвистов – найти это произведение полностью и прочитать.


Учитель рассказывает историю Д.Долинского и Боси Сангаджиевой. Д.Долинский известен как мастер поэтического перевода. Он переводил стихи поэтов Северного Кавказа, Калмыкии, Болгарии, Венгрии, Чехии. Удостоен почетных званий заслуженного работника культуры Калмыкии..

Зачитывает последний абзац:


«В приподнятом настроении, после издательства, я пришел в Союз писателей и первому же, кого я там увидел, старейшему и мудрейшему Санджи Каляевичу радостно сообщил:

Представляете, оказывается, калмычка, которая ударила когда-то Пушкина домброй, — пра-пра-прабабушка самой Боси Бадмаевны Сангаджиевой!..

Известный литератор, народный поэт Калмыкии, Каляев невозмутимо выслушал эту мою тираду, еще больше сощурил узкий разрез глаз, в которых всегда, сколько я его знал, светилась мудрость и хитреца, несколько подумал и тихо произнес:

Все верно... Но это не ее пра-пра-прабабушка, а — моя пра-пра-прабабушка!..

Рассказав об этом потом Давиду Никитичу Кугультинову и увидев, как он при этом усмехнулся, я подумал... Вы, конечно, догадываетесь, что в Калмыкии таких пра-пра-правнуков и пра-пра-правнучек, видимо, не сосчитать...»



V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось ли нам достичь цели урока?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Чем был полезен наш сегодняшний урок?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Дома найдите стихотворения русских поэтов, о которых я сказала вам в начале урока, посвященные калмычке: Марины Цветаевой, А. Кушнера, Е. Евтушенко


- А теперь давайте проведем еще раз работу по определению вашего настроения по окончании урока. Поднимите сейчас карточки, соответствующие вашему настроению сейчас, после урока.




Дают ответы на вопросы





Не забыть о девизе урока и толковом словаре


Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание





  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний (применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности)  

Форма урока: урок-исследование

Цели урока: применение имеющихся знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для ответа на проблемный вопрос; развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения; формирование эстетического вкуса.

Задачи урока: 1. познакомиться со стихотворениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой;

2. рассмотреть историю создания «Калмычке» Пушкина;  3. провести сопоставительный анализ

 

Оборудование: презентация, схема анализа лирического произведения, планшеты

Автор Дакинова Мирослава Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 786
Номер материала 39311
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»