Министерство
общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский
педагогический колледж»
Конспект урока литературы 8 класса
Парадокс в произведении В.Г.Короленко
Специальность 050301
Русский язык и литература
Практикант:
Григорьева
А. А.,
студентка
5 «р» группы
Руководитель:
Мартынова Е.Д.
Камышлов, 2011
Конспект урока по литературе 8 класса
по теме «Парадокс в произведении
Короленко»
Цель: закрепить знания учащихся о произведении
Короленко «Парадокс».
Задачи:
1)
актуализировать знания учащихся о
произведении Короленко «Парадокс» посредствам игры;
2)
развить умение пообразного анализа
произведений, характеризовать главных героев посредствам игры, развить мыслительные
операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов,
выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память
(произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь;
3)
формировать ценностное отношение учащихся
к людям-калекам.
Тип урока: закрепление изученного.
Оборудование: ноутбук, проектор,
презентация.
План урока:
1) орг.
момент;
2) закрепление
изученного;
3) подведение
итогов.
Этапы
урока
|
Время
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
учащихся
|
Орг.
Момент
Закрепление
изученного
Подведение
итогов
|
1
34
5
|
-
Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня у нас с вами пройдет игра, в ходе которой мы закрепим изучение
произведения Короленко «Парадокс». Игра заключается в следующем: мы выбираем
букву и человека, которому будет адресован вопрос, выбранный учащийся
отвечает на этот вопрос и выбирает следующую букву и другого учащегося.
Каждый должен ответить на 2 вопроса. Так мы проверим знание текста и умение
его анализировать.
- Итак,
мы начинаем. Буква А.Внимание вопрос.
- Какие
изречения произносил феномен, как они назывались?
- Буква
Б. Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена –
человека-паука?
- Буква
В. Что выдает истинное отношение Яна к окружающему?
- Буква
Г. Кого из второстепенных персонажей они там видят?
- Буква
Д. Кого изображали дети, когда курили вишневую ветку?
- Буква
Е. Как разворачиваются действия 3 главы.
- Буква
Ё. Какой вопрос волнует и детей, и автора? Также это и идея данного
произведения.
- Буква
Ж. Почему глаза калеки то холодные и циничные, то подернутые внутренней
болью.
- Буква
З. Чем в сюжете является 2 глава?
- Буква
И. Что разрушил Павел, когда пришел звать мальчиков?
- Буква
Й. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?
- Буква
К. Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя
рассказа предрекает?
- Буква
Л. Какова роль 4 главы в композиции рассказа?
- Буква
М. Какое было у мальчиков любимое занятие?
- Буква
Н. Кому отдает деньги феномен?
- Буква
О. Назовите жанр произведения.
- Буква
П. Чем оказался еще афоризм, сказанный мальчикам?
- Буква
Р. Символом чего являлся Павел для мальчиков?
- Буква
С. Сколько лет было детям?
- Буква
Т. В чем его смысл и значение того, что феномен отдает деньги нищему?
- Буква
У. Чье это описание: «Кинув беспокойный взгляд на соседние окна,- он быстро
выходил из окна, прикрывая что-то полой халата, и исчезал за углом»?
- Буква
Ф. Кто является одним из главных героев произведения.
- Буква Х.
Что изменилось в детях после встречи с феноменом?
- Буква
Ц. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?
- Буква
Ч. Какой афоризм феномен сказал мальчикам?
- Буква
Ш. Чем заканчивается повествование?
- Буква
Щ. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит
его подаяния?
- Буква
Ъ. Расскажите, что мальчики видели во дворе, когда фантазировали?
- Буква
Ы. Объясните смысл афоризма, произнесенного феноменом
- Буква
Ь. Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков?
- Буква
Э. Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям.
- Буква
Ю. Почему дети спали плохо и плакали?
- Буква
Я. Какое полное имя у калеки?
- Вот и
подошла к концу наша игра. Давайте подведем итог. Для чего же было написано
произведение, на какой вопрос автор ищет ответ.
- Кому и
какие оценки мы можем поставить?
|
садятся
-
Афоризмы
- Болезненное
ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.
-
Взгляд.
- Колоритная
фигура полковника Дударева, пан Уляницкий, отец, мать, «усатый Макар».
- Доктор
Дударев
- «Для
чего создан человек?
Каково
его назначение на земле?»
-
Завязка.
-
Иллюзии.
- Он
защищает себя от людей
- Калеки-феномена
- Развязка
- Мечтать,
фантазировать
-
Нищему.
- Очерк.
-
Парадоксом.
-
Реальности.
- Рассказчику
лет 10, а брату около 8
- Яну
Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и
для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.
- Пан Уляницкий
-
Феномен.
- Случай,
произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их
повзрослеть.
- Цинизмом
он закрывает свою израненную душу.
- «Человек
создан для счастья, как птица для полета».
-
Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен
- Это
снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.
- Афоризм,
содержащий надежду на счастье в жизни.
- Так как они чутки ко всему
происходящему, они начали чувствовать и чужую боль.
- Ян
Криштоф Залуский, шляхтич - феномен из Заславского повета
- Чтобы узнать, в чем же смысл
жизни, для чего создан человек, каково его место в мире.
Называют
оценки.
|
Самоанализ урока литературы в 8
классе
Цель самоанализа – выявление
собственных достижений при планировании, организации и проверки учебного
занятия, также выявление проблем и их причин, возникающих на уроке,
рекомендации их устранения, развитие умения анализировать собственные действия.
Урок проводился в 8 классе МОУ
Скатинская СОШ 1.03.2011 года.
Тема «Парадокс в произведении
Короленко»
Тип урока: закрепление изученного.
Цель: закрепить знания учащихся о
произведении Короленко «Парадокс» (реализовалась на этапе закрепление
изученного и подведение итогов).
Цель и задачи урока были направлены
на реализацию ГОС.
Задачи урока:
4)
актуализировать знания учащихся о
произведении Короленко «Парадокс» через игру (реализовался на всех этапах
урока);
5)
развить умение пообразного анализа
произведений, характеризовать главных героев посредствам игры, развить мыслительные
операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов,
выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память
(произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь (реализовался
на всех этапах урока);
6)
формировать ценностное отношение учащихся
к людям-калекам (реализовалась на этапах закрепление изученного и подведение
итогов).
Общие сведения об уроке:
к уроку была подготовлена презентация, которая и являлась основным источником
вопросов и заданий.
Количество учащихся по
списку: 18.
Присутствовало:15.
Учащиеся приветствовали
учителя, не было потребности тратить время на организацию класса, установления
порядка и дисциплины.
Поставленная в начале урока цель была
реализована посредством вытекающих из нее задач. Содержание урока было подобрано
в соответствии с учебной программой. Данный урок являлся итоговым по творчеству
Короленко. Связь данного урока с предыдущим в том, что продолжалось изучение
произведения В. Г. Короленко, поэтому целесообразно было повторить основные
характеристики произведения Короленко.
Структура урока соответствует типу
урока.
Структура урока
1.
Орг.момент – его цель – приветствие,
настрой на деятельность, использовался словесный метод.
2.
Закрепление изученного – цель – закрепить
знания, полученные на предыдущих уроках, используется словесный метод – речь
учащихся, диалог, фронтальная форма работы, форма игры (все способствует
закреплению знаний, данные виды работы способствовали повышению активности,
интереса учащихся).
3.
Итог – обеспечить целостность и
завершенность урока через итоговые вопросы, метод беседы, анализ деятельности
учащихся в ходе урока, словесный метод и фронтальный опрос.
Была обеспечена целостность и
завершенность урока, которую обеспечило подведение итогов. Подведение итогов
согласовано с целью урока.
В ходе урока реализовалось содержание
линии ГОС НРК:
1)
соц.- правовая (т.зрения у каждого своя);
2)
информационно- методическая (в ходе урока
учащиеся повторили все, что им было известно о произведении);
3)
культура и здоровье (на уроке учитывается режим
труда учащихся, то есть особых нагрузок не было, учитывались возрастные
особенности учащихся).
Принципы:
·
природосообразности (учитывался возраст
учащихся при подборе заданий и вопросов);
·
диалогичности (на протяжении всего урока
прослеживался диалог между учителем и учащимися);
·
наглядности (была подготовлена
презентация);
·
персонификации (выслушивались мнения
учащихся).
Выбранные методы и приемы
согласованы с целями и содержанием урока. Учтены возрастные возможности
учащихся при выборе и использовании методов. Каждый из учащихся работал
самостоятельно (отвечал на попавшийся ему вопрос), что позволило оценить
каждого. В случаях затруднений учащихся была организована взаимопомощь. В конце
урока был произведен взаимоконтроль, дети оценивали друг друга и
аргументировали свою точку зрения.
В ходе урока учащиеся
были очень активны и вовлечены в деятельность с огромным интересом. С
дисциплиной не было особых проблем (некоторые учащиеся пытались ответить не в
свою очередь).
Цель урока была
достигнута. Учащиеся достаточно глубоко и полно изучили тему, в достаточном
объеме получили знания. Также немалую роль на учащихся оказало воспитательное
значение урока. У учащихся сформировалось толерантное отношение к
людям-калекам.
«+» - включенность всех
учащихся в работу, большая активность и заинтересованность учащихся.
«-» - на некоторые
вопросы учащиеся затруднялись ответить, приходилось искать ответ в учебнике, на
что уходило время (а количество вопросов было большим, поэтому пришлось
увеличить темп работы).
Рекомендации:
ü
предусмотреть тот вариант, когда учащиеся
плохо подготовлены или затрудняются в ответе;
ü
больше уделить внимание планированию урока
по времени, предусмотреть все нюансы работы учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.