Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе 6 класс «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

Конспект урока по литературе 6 класс «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

Скачать материал

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

«Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Учитель русского языка и литературы

Минаева Д.В.

 

 

 

Цели:

Обучающая - помочь постичь на основе композиционного анализа идейно-художественное своеобразие Послание как гимна школьной дружбы.

 

Развивающая - развивать навык анализа и обобщения, навык групповой работы и исследовательской деятельности, развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения стихотворений.

 

Воспитывающая - воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям, интерес с любовью к поэзии Пушкина.

 

Оборудование:

- презентация материалов к уроку.

- раздаточный материал.

 

Эпиграф: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей”.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Форма урока: групповая работа на уроке.

 

Основные методы: исследовательский, метод самоконтроля, метод работы с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Начало урока. Эмоциональный настрой. – 5мин.

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем, знакомится с творчеством А.С. Пушкина.  На прошлом уроке у нас была заочная экскурсия по Пушкинским местам. Для повторения я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Внимание на слайд: вы видите вопросы, к ним дано по 4 ответа, один из них лишний, ваша задача угадать лишний ответ и назвать его.

 

- Молодцы! Вы дали верные ответы на поставленные вопросы.

 

2. Этап изучения нового материала. – 3 мин.

 

- Мы продолжаем тему юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина. Сегодня приступим с вами к чтению и изучению стихотворения “ И.И.Пущину”. И самое главное, мы должны понять, что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина?

 

Делают записи в тетрадях (темы урока, эпиграф)

 

2.1. Слово учителя. – 2 мин.

 

Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

В истории культуры России имена Лицея и Пушкина связаны неразрывно. Царскосельский лицей – колыбель славы великого народного поэта. Лицей явился для Пушкина “хранительными сенями”, среди которых он “безмятежно расцветал”.

Лицей, о котором Пушкин писал в послании “К сестре”, конечно, был для него не только местом “заточения”, “монастырем”, но и местом, где поэт приобрел настоящих друзей, местом лицейского братства.

Выступление ученика. – 3 мин.

 

- У каждого из вас есть на столах рабочий текст исследователя. Прочитав его, назовите настоящих друзей А.С.Пушкина. А ответы запишите в лист самоконтроля.

 

2.2. Работа на листах самоконтроля. -  10 мин. 2 группы.

Учащиеся выполняют работу в группах, делают записи в тетрадях.

 

 

 

 

Примерные ответы:

 

- Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А.А.Дельвиг, И.И. Пущин, В.Кюхельбекер.

 

- Но особенно Пушкин был дружен с И. Пущиным.

 

Верно. Те, кто правильно ответил на этот вопрос ставят себе + в третьем столбике.

 

Не зря Пушкин в одном из своих писем написал: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей”. В подтверждении искренности своих дружеских чувств А.С.Пушкин пишет Послания и посвящает их своим товарищам.

 

Давайте уточним понятие послание - … (произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату).

 

Следующее задание:

обратите внимание на слайд:

 

"К другу стихотворцу" (1814)

 

"К Пущину" (1815)

 

"Дельвигу" (1817)

 

"Разлука" (1817)

 

"19 октября" (1825)

 

" Пущину" (1826)

 

"19 октября" (1827)

 

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

 

"Была пора:" (1836)

 

- Все эти стихотворения  посвящены друзьям. Я вас попрошу внимательно посмотреть, и обратить внимание на даты, какая тема объединяет эти стихотворения, сколько стихотворений посвещяно 1 человеку, кому,  какой вывод можно сделать? А вывод запишите в лист самоконтроля.

 

Примерные ответы: Самое первое стихотворение написано в 1814 году и постепенно поэт пишет в этом жанре стихи, последнее написано за год до его смерти - 1836.

 

- Как видите, к теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей своей жизни. Что вы ещё заметили?

Примерные ответы: Своему другу Пущину поэт посвятил не одно стихотворение.

- Верно. Давайте мы попробуем на примере стихотворения “ И.И. Пущину” разобраться и найти ответ на поставленный вопрос вначале урока.

 

2.3. Выразительное чтение стихотворения “И.И.Пущину”

Выступление ученика. – 5 мин.

 

2.4. Анализ стихотворения по плану – 8 мин.

 

-Ребята, сегодня мы выполним анализ стихотворения по тем вопросам, которые находятся у вас в карточках. Для этого мы с вами разделились на группы. Сейчас вы все вместе будете отвечать на вопросы, можно делать пометки на черновике, а после один человек от группы выступает с докладом. Выполняя это задание попытайтесь дать ответ на поставленный вопрос: - что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина?

 

Задание для первой группы:

- Назовите тему стихотворения (о чем говориться в стихотворении?)

- Назовите идею стихотворения (что хотел сказать, передать автор?)

- О чем рассказывается в первой части?

- Стихотворение “И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите?

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

 

Задание для второй группы:

- Назовите тему стихотворения (о чем говориться в стихотворении?)

- Назовите идею стихотворения (что хотел сказать, передать автор?)

- О чем рассказывается во второй части?

- Какие обращения подбирает поэт?

- Как нужно читать это стихотворение (расставьте логическое ударение)? Определите стихотворный размер?

 

2.5. Выступление групп – 6 мин.

 

3. Заключительный этап урока.  – 5мин

Обобщение.

 

- За эти уроки мы с вами многое узнали об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и проанализировали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина. Давайте сделаем вывод, что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла.

 

Примерные ответы:

 

- Огромную роль в жизни Пушкина играла дружба. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

- Не утеряло своего значение это слово и для нас. Дружба - это значит больше отдавать, чем брать, а не наоборот. Вот если ты можешь совершать добрые поступки, и не ждать взамен награды, то тогда значит ты можешь дружить и можешь стать хорошим другом.

 

4. Рефлексия. Закончите предложения.

 

Сегодня на уроке я узнал новое….

 

Самым интересным на этом уроке  было…

 

Мне показалось трудным…

 

5. Домашнее задание и оценки за урок.

 

На уроке узнали много стихотворений посвященных учебе в Лицее, лицейским друзьям. Вам на выбор предлагается сделать анализ стихотворения по плану и выучить его наизусть. Всем спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе 6 класс «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Даннная разработка может использоваться на уроке литературы в 6 классе как по программе Коровиной, так и по программе курдюмовой. Легко подобрать презентацию к уроку. на уроке дети продолжают знакомиться с биографией поэта, а так же демонстрируют уже полученные знания о фактах изни и творчества.

Цели:

Обучающая - помочь постичь на основе композиционного анализа идейно-художественное своеобразие Послание как гимна школьной дружбы.

 

Развивающая - развивать навык анализа и обобщения, навык групповой работы и исследовательской деятельности, развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения стихотворений.

 

 

Воспитывающая - воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям, интерес с любовью к поэзии Пушкина.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 531
    • DOCX 23.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шайкова Дарья Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шайкова Дарья Вячеславовна
    Шайкова Дарья Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 23635
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов