МОУ
«Осташевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока по литературе в 6 классе на тему:
«Тема
дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Составила:
Учитель
русского языка и литературы
Минаева
Д.В.
Цели:
Обучающая - помочь
постичь на основе композиционного анализа идейно-художественное своеобразие
Послание как гимна школьной дружбы.
Развивающая -
развивать навык анализа и обобщения, навык групповой работы и исследовательской
деятельности, развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного
чтения стихотворений.
Воспитывающая -
воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к
друзьям, интерес с любовью к поэзии Пушкина.
Оборудование:
- презентация
материалов к уроку.
- раздаточный
материал.
Эпиграф:
“Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но
признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые
из порядочных людей”.
Тип урока:
изучение нового материала.
Форма урока:
групповая работа на уроке.
Основные методы:
исследовательский, метод самоконтроля, метод работы с текстом.
Ход
урока
1. Начало урока.
Эмоциональный настрой. – 5мин.
- Здравствуйте,
ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем, знакомится с творчеством А.С. Пушкина. На
прошлом уроке у нас была заочная экскурсия по Пушкинским местам. Для повторения
я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Внимание на слайд: вы видите
вопросы, к ним дано по 4 ответа, один из них лишний, ваша задача угадать лишний
ответ и назвать его.
- Молодцы! Вы дали
верные ответы на поставленные вопросы.
2. Этап изучения
нового материала. – 3 мин.
- Мы продолжаем
тему юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина. Сегодня приступим с вами к
чтению и изучению стихотворения “ И.И.Пущину”. И самое главное, мы должны
понять, что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина?
Делают
записи в тетрадях (темы урока, эпиграф)
2.1. Слово учителя.
– 2 мин.
Как истинный
гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству
вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и
прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый -
талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям,
запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности,
постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на
протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.
В истории культуры
России имена Лицея и Пушкина связаны неразрывно. Царскосельский лицей –
колыбель славы великого народного поэта. Лицей явился для Пушкина
“хранительными сенями”, среди которых он “безмятежно расцветал”.
Лицей, о котором
Пушкин писал в послании “К сестре”, конечно, был для него не только местом
“заточения”, “монастырем”, но и местом, где поэт приобрел настоящих друзей,
местом лицейского братства.
Выступление
ученика. – 3 мин.
- У каждого из вас
есть на столах рабочий текст исследователя. Прочитав его, назовите настоящих
друзей А.С.Пушкина. А ответы запишите в лист самоконтроля.
2.2. Работа на
листах самоконтроля. - 10 мин. 2 группы.
Учащиеся выполняют
работу в группах, делают записи в тетрадях.
Примерные ответы:
- Настоящих друзей
у Пушкина в Лицее было трое: А.А.Дельвиг, И.И. Пущин, В.Кюхельбекер.
- Но особенно
Пушкин был дружен с И. Пущиным.
Верно. Те, кто
правильно ответил на этот вопрос ставят себе + в третьем столбике.
Не зря Пушкин в
одном из своих писем написал: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только
их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним
показывать, что они для меня первые из порядочных людей”. В подтверждении
искренности своих дружеских чувств А.С.Пушкин пишет Послания и посвящает их
своим товарищам.
Давайте уточним
понятие послание - … (произведение, которое написано в форме письма или
обращения к реальному или воображаемому адресату).
Следующее задание:
обратите внимание
на слайд:
"К другу
стихотворцу" (1814)
"К
Пущину" (1815)
"Дельвигу"
(1817)
"Разлука"
(1817)
"19
октября" (1825)
"
Пущину" (1826)
"19
октября" (1827)
"Чем чаще
празднует Лицей" (1832)
"Была
пора:" (1836)
- Все эти стихотворения
посвящены друзьям. Я вас попрошу внимательно посмотреть, и обратить внимание
на даты, какая тема объединяет эти стихотворения, сколько стихотворений
посвещяно 1 человеку, кому, какой вывод можно сделать? А вывод запишите в лист
самоконтроля.
Примерные ответы:
Самое первое стихотворение написано в 1814 году и постепенно поэт пишет в этом
жанре стихи, последнее написано за год до его смерти - 1836.
- Как видите, к
теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей своей жизни.
Что вы ещё заметили?
Примерные ответы:
Своему другу Пущину поэт посвятил не одно стихотворение.
- Верно. Давайте
мы попробуем на примере стихотворения “ И.И. Пущину” разобраться и найти ответ
на поставленный вопрос вначале урока.
2.3. Выразительное
чтение стихотворения “И.И.Пущину”
Выступление
ученика. – 5 мин.
2.4. Анализ
стихотворения по плану – 8 мин.
-Ребята, сегодня
мы выполним анализ стихотворения по тем вопросам, которые находятся у вас в
карточках. Для этого мы с вами разделились на группы. Сейчас вы все вместе
будете отвечать на вопросы, можно делать пометки на черновике, а после один
человек от группы выступает с докладом. Выполняя это задание попытайтесь дать
ответ на поставленный вопрос: - что значила дружба в жизни и творчестве
Пушкина?
Задание для первой
группы:
- Назовите тему
стихотворения (о чем говориться в стихотворении?)
- Назовите идею
стихотворения (что хотел сказать, передать автор?)
- О чем
рассказывается в первой части?
- Стихотворение
“И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите?
- Каким чувством
проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
Задание для второй
группы:
- Назовите тему
стихотворения (о чем говориться в стихотворении?)
- Назовите идею
стихотворения (что хотел сказать, передать автор?)
- О чем
рассказывается во второй части?
- Какие обращения
подбирает поэт?
- Как нужно читать
это стихотворение (расставьте логическое ударение)? Определите стихотворный
размер?
2.5. Выступление
групп – 6 мин.
3. Заключительный
этап урока. – 5мин
Обобщение.
- За эти уроки мы
с вами многое узнали об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и
проанализировали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина. Давайте сделаем вывод,
что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла.
Примерные ответы:
- Огромную роль в
жизни Пушкина играла дружба. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной
идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера,
другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в
дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей
должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.
- Не утеряло
своего значение это слово и для нас. Дружба - это значит больше отдавать, чем
брать, а не наоборот. Вот если ты можешь совершать добрые поступки, и не ждать
взамен награды, то тогда значит ты можешь дружить и можешь стать хорошим
другом.
4. Рефлексия. Закончите
предложения.
Сегодня на уроке я
узнал новое….
Самым интересным
на этом уроке было…
Мне показалось
трудным…
5. Домашнее
задание и оценки за урок.
На уроке узнали
много стихотворений посвященных учебе в Лицее, лицейским друзьям. Вам на выбор
предлагается сделать анализ стихотворения по плану и выучить его наизусть. Всем
спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.