Государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное
учреждение Свердловской
области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Верхнепышминская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»
УРОК ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
ПО ТЕМЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ»
Автор-составитель: Замятина А.В.
г. Верхняя Пышма
2012 г.
Открытый
урок
по
коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»
Форма проведения: групповое занятие.
Место проведения: кабинет ориентировки в
пространстве (№ 207).
Дата проведения: 15 февраля 2012
г.
Участники: ученики 3а класса – дети с глубокими нарушениями зрения,
обучающиеся по рельефно-точечной системе брайля, учитель социально-бытовой
ориентировки.
Раздел программы: Транспорт.
Тема урока: Железнодорожный транспорт.
Тип урока: урок-усвоение новых знаний.
Формы работы: беседа с учениками, осязательное
обследование моделей, прослушивание «звуковых картинок», моделирование, чтение
рельефно-графических изображений, командная игра.
Оборудование: модели:
игрушечная железная дорога – локомотив, вагоны, рельсовые пути (в 2-х вариантах);
«звуковые картинки»: поезд с электровозом, поезд с паровозом, электропоезд,
трамвай, фуникулер, метро; прибор «Ориентир»; фрагмент шпалы; фрагмент
металлического каната; рельефно-графические пособия - Городской транспорт. В
двух альбомах. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС., 2008
г. Альбом первый. – с. 3, Обследование речи у детей: Пособие для учителя. В
трех альбомах.:- М.: «ИПТК «Логос» ВОС», 1992. Альбом второй. – с. 26.
Цель урока: актуализация и обогащение
представлений учащихся о железнодорожном транспорте.
Задачи, которые будут
реализовываться на уроке:
1. Коррекционно-образовательные:
·
знакомить
обучающихся с понятием «рельсовые (железнодорожные) пути»;
·
расширять
представление школьников о разновидностях железнодорожного транспорта;
·
обучать детей
моделированию;
2. Коррекционно-развивающие:
·
развивать умение
учеников узнавать различные виды железнодорожного транспорта по издаваемым им
звукам;
·
совершенствовать
культуру осязательного восприятия обучающихся.
3. Коррекционно-воспитательные:
·
прививать
школьникам интерес к чтению рельефно-графических изображений;
·
воспитывать
желание учащихся работать в команде.
Ход занятия
1. Организационный
момент (5 минут)
Школьники и учитель приветствуют друг друга. Учащиеся рассаживаются на
свои места.
Педагог проверяет явку учащихся.
2. Основная часть (35
минут)
·
Знакомство с темой урока и
актуализация знаний обучающихся.
- Сегодня мы начинаем
новый раздел наше программы - «Транспорт».
- Что это такое - транспорт?
Транспорт – (от лат. transporto –
перемещаю; от лат. trans
— через и portare — нести) - средства, предназначенных для перемещения
людей, грузов из одного места в другое.
- На какие группы можно поделить весь
транспорт? Приведите примеры.
Пассажирский и
грузовой.
Наземный и подземный.
Водный и подводный.
Воздушный и
космический.
Общего пользования
(включая общественный), специального пользования,
личного
(индивидуального) пользования.
Городской,
пригородный, междугородний.
Гражданский и военный.
-
Весь наземный транспорт в свою очередь делится еще на более мел4иен группы,
одна из которых - железнодорожный транспорт. О нем мы сегодня и поговорим на уроке.
·
Погружение в тему урока.
- Вы знаете, что
такое железнодорожный транспорт?
Железнодорожный
транспорт – вид транспорта,
перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.
- А что из себя
представляют рельсовые пути?
Рельсовые
(железнодорожные) пути -
сложная конструкция, состоящая из верхнего (рельсы, шпалы, рельсовые скрепления, балластная призма)
и нижнего (земляное полотно и искусственные сооружения (мосты, трубы,
путепроводы)
строения пути.
- Рельс похож на
очень длинную и толстую железную линейку. Шпала представляет собой
параллелепипед, сделанный из дерева и обработанный специальным веществом – криозитом,
имеющим специфичный запах.
Обаятельно воспринимаем элемент шпалы.
- Сейчас шпалы делают
из бетона.
- Я вам раздам по
фрагменту игрушечного рельсового пути. Ваша задача найти на нем рельсы, шпалы.
Обратите внимание, что рельсы лежат на шпалах.
Смотрим рельсовые пути игрушечной железной дороги 2-х видов.
Моделирование
рельсового пути.
- Давайте сами
попробуем построить железнодорожный (рельсовый) путь.
Пробуем создать модель рельсового пути из элементов прибора «Ориентир»
- поле построения из металлопласта, три прямоугольника без металлопласта (50х26х8
мм) - шпалы, две магнитные полосы (150х9х4 мм) – рельсы.
Беседа с учащимися
о железнодорожном транспорте.
- Назовите, какой
транспорт относится к железнодорожному? (поезд, электропоезд, трамвай, метро).
Далее работа ведется в той последовательности, в какой примеры
железнодорожного транспорта были названы детьми.
- Послушайте
внимательно и скажите, какой вид железнодорожного транспорта издает такие звуки?
Слушаем «звуковые картинки» - «проезжающий поезд с электровозом»,
«проезжающий поезд с паровозом».
- Что такое поезд?
Поезд — это сформированный и сцепленный состав
вагонов междугороднего сообщения, с одним или несколькими действующими
локомотивами (паровозом – с паровым двигателем (топливо - дрова, уголь) или
электровозом – работает от электричества).
Еще
раз слушаем звук электровоза и сравниваем с новым звуком паровоза.
- Почему вагоны
поезда не разъединяются? (сцеплены между собой особым соединением).
- Давайте для себя
это подтвердим и рассмотрим модель поезда (локомотив с вагоном игрушечной
железной дороги).
Игра «Поезд»
- Давайте немного
поиграем и попробуем сами изобразить поезд. Один из вас будут изображать
локомотив.
- Вспомните, какие звуки издает локомотив?
(ту-ту) Для чего он это делает? (предупреждает о своем приближении).
- Человек,
изображающий локомотив будет передвигаться по моей инструкции со слегка
вытянутыми вперед руками. Как только он обнаружит перед собой препятствие,
сразу подаст сигнал (ту-ту).
- Сколько вагонов
будет в нашем поезде? (сколько детей в классе без ребенка, изображающего
локомотив).
- Задача вагончиков
не отцепляться от локомотива и чувствовать когда он начинает движение,
заканчивает его куда поворачивает.
Игру повторяем 2 – 3 раза.
- Отдохнули?! Теперь
садимся за парты и продолжаем говорить о железнодорожном транспорте.
Беседа с учащимися
о железнодорожном транспорте
(продолжение).
Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий электропоезд»
- Звук какого железнодорожного
транспорта вы сейчас услышали? (электропоезда)
- Что такое
электропоезд?
Электропоезд – состав вагонов пригородного сообщения,
передвигающийся на электричестве.
- Чем отличается
электропоезд от поезда? (расстоянием передвижения – пригородный и
междугородний, интерьером вагонов - сидячими и спальными местами, наличием /
отсутствием столиков).
Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий трамвай».
- А это что проехало?
(трамвай)
- Что такое трамвай?
Трамва́й (от англ. tram
(вагон, вагонетка) и way (путь) — вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным
(фиксированным) маршрутам, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах, но бывают пригородные,
междугородные, санитарные, служебные и грузовые
трамваи.
- Найдите в книге «Городской
транспорт» изображение трамвая.
Рассматриваем рельефно-графическое изображение трамвая.
- Как вы узнали, что
это трамвай (форма колес, рельсы, провода)
- Чем отличается трамвай
от автобуса и троллейбуса? (автобус – ездит на бензине и по дороге без
рельсовых путей, троллейбус – на электричестве (над троллейбусом есть провода),
но по дороге без рельсовых путей, а трамвай - на электричестве (над трамваем
есть провода) и по рельсовым путям).
- Найдите на крыше
посередине трамвая пятиугольник.
- Что это такое? Для
чего?
Пантограф – устройство, соединяющее трамвай с проводами,
с помощью которого к нему поступает электричество.
- Послушайте, какой
транспорт издает такие звуки? (метро / электропоезд в метро)
Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий электропоезд в метро».
- Что такое
метрополитен?
Метрополитен
(метро) – городской подземный
железнодорожный транспорт.
- Чем отличается
электропоезд метро от пригородного электропоезда? (интерьером вагонов – видом
сидений, их количеством, наличием / отсутствием ступенек при входе в вагон,
издаваемыми звуками).
- Последний вид
железнодорожного транспорта, который мы сегодня назовем – фуникулёр.
- Кто слышал такое
слово «фуникулер»? Что оно означает?
Фуникулёр (фр. funiculaire,
лат. funiculus —
верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для
перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Рассматриваем рельсовый путь фуникулера с лежащим между рельсами
металлическим канатом.
- Посмотрите
внимательно, у железнодорожного пути фуникулера есть еще один элемент –
металлический канат, к которому с помощью специального крепления присоединяется
вагончик фуникулера и по которому этот вагончик перемещается верх и вниз.
- Давайте послушаем
звуки, издаваемые проезжающим фуникулером («звуковая картинка» - «проезжающий
фуникулер»).
·
Закрепление полученных
знаний.
- давайте вспомним
все виды железнодорожного транспорта, которые мы сегодня посмотрели и послушали
на уроке. (поезд, электропоезд, трамвай, электропоезд в метро, фуникулер).
Рассматривание изображения поезда в книге «Обследование речи у детей».
- Посмотрите это
изображение. Какой вид железнодорожного транспорта вы в нем узнали? (поезд).
- Теперь давайте
определим, к каким
из перечисленных нами в начале урока группам транспортных средств может
относиться / не может относиться тот или иной вид железнодорожного транспорта.
Приведем примеры.
Пассажирский (трамвай,
…) и грузовой (поезд, фуникулер).
Наземный (пригородный
электропоезд, …) и подземный (электропоезд на метрополитене).
Водный и подводный –
нет.
Воздушный и
космический – нет.
Общего пользования
(включая общественный) – электропоезд; специального пользования (ремонтный
поезд); личного (индивидуального) пользования - нет.
Городской (трамвай,
метро, …), пригородный (электропоезд), междугородний (поезд).
Гражданский (трамвай,
…) и военный.
3. Итоги урока (5
минут)
·
Выводы.
- Что мы сегодня делали с вами на уроке? (смотрели
модели рельсовых путей и поезда, изображения поезда и трамвая; слушали звуки,
издаваемые трамваем, паровозом, электровозом, фуникулером, метрополитеном; познакомились
с запахом шпал, строили рельсовые пути; изображали поезд.
- Что нового вы узнали на уроке (что за
запах встречается нам на железнодорожном вокзале и в метро; как называется
вещество, которым пропитывают шпалы, как называется приспособление на крыше
трамвая, которое соединяет его с электрическими проводами и новый вид
железнодорожного транспорта - фуникулер).
·
Выставление оценок за
работу на уроке.
- Молодцы! Хорошо
поработали!
- За работу на уроке
я ставлю вам следующие оценки: …
- Наш урок подошел к
концу. Вы можете идти отдыхать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.