Морева
Ирина Михайловна
МКОУ
«Тальменская СОШ № 2»
Тальменский
район Алтайский край
Схема
конспекта урока
По
ИЗО
Класс_____5_______,
четверть___2___
Тема
урока: Жостово. Роспись по металлу.
Цели
урока:
Обучающие:
·
углубление
эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
·
знакомство
учащихся с особенностями
жостовской росписи и основными приемами жостовского письма.
Развивающие:
·
развитие
композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
·
развитие
творческого воображения;
·
развитие
интереса к предмету.
Воспитательние:
·
воспитание
собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
·
воспитание
умения планировать свою работу;
·
воспитание
умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого
воображения;
·
воспитание
уважительного отношения к национальным традициям.
Задачи
урока:
1.
Воспитывать
бережное отношение к народным традициям и
промыслам,
эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
2.
Продолжить
формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его
применении, об образном языке декоративного
искусства,
обеспечить освоение приемов жостовской росписи.
3.
Развивать
умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку
произведениям Жостово, развивать фантазию и
воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Результаты
обучения:
Личностные:
осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа,
произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость
эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы
творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа,
эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать
время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на
подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную
деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы
жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего
букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Наглядный и дидактический материалы:
Учебник
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс,
варианты упражнений.
Жостовские
подносы, презентация.
Стихотворение П. Синявского «Жостовские кисти».
Музыка
П.Чайковского «Вальс цветов», К.Дебюсси «Душа».
ИКТ-оборудование:
Компьютер, проектор.
Художественные материалы: гуашь, бумага для упражнений, кисти.
Методы
работы:
·
объяснительно-иллюстративный
(изложение материала);
·
практический
(отработка навыков);
·
исследовательский
(самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Учебно-методическое
обеспечение
1. Рабочая
программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А.
Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.
2. Горяева
Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/ Под ред. Б.М. Неменского.-
М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт
основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные
программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка.
5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты
второго поколения).
Этапы
урока
Цели,
задачи этапа
|
Художественно-педагогическая
деятельность учителя (ХПД)
|
Художественно-эстетическая
деятельность ученика (ХЭД)
|
Результаты
ХЭД учащихся на каждом этапе урока
|
1)Организационный
этап
Цель: создание
благоприятного микроклимата в классе.
Задачи:
- помочь
детям настроиться на рабочий урок;
- создать
уловия для восприятия художественных образов.
|
Учитель приветствует учащихся,
определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.
|
Приветствуют учителя,
демонстрируют готовность к уроку.
|
Личностные:
- самоорганизация;
Коммуникативные:
- умение слушать.
|
2)
Актуализация и мотивация
Цель:
постановка учебной цели и задач, определение темы урока на основе того, что
уже известно и того, что еще предстоит освоить.
Задачи:
- определить
тему урока, цели и задачи, пути решения;
- развивать
фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической
оценке произведений жостовских мастеров.
|
Актуализация
знаний, введение в тему урока.
Кто может сказать, в чем
особенности промысла Жостово?
Постановка
целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе
урока.
Постановка цели.
- Предположите в группах, чему мы
должны научиться на сегодняшнем уроке?
Учитель выслушивает мнение каждой
группы.
Определение темы урока.
- Ребята, исходя из поставленной
цели, вы можете предположить тему урока?
Сегодня мы должны познакомиться с
разнообразием жостовских подносов и освоить основные приемы жостовского
письма.
- Вам понятна тема урока и цели?
-Какие
задачи нужно решить художнику для создания художественного образа?
Мотивация.
- Молодцы, ребята!
Перед изучением данной темы я
хочу прочитать вам стихотворение П.Синявского
Жостовский поднос
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
|
Обсуждают
в группах, спикер высказывает мнение группы.
Предполагают
тему урока. Слушают стихотворение, настраиваются на работу.
|
Личностные:
- установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит узнать.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели;
- доказательство своей точки
зрения;
Коммуникативные:
- участие в коллективном
обсуждении проблем;
- умение сотрудничать в группе со
сверстниками;
- умение точно выражать свои
мысли.
Предметные:
- создание самостоятельного
художественного образа по заданной теме.
|
3. Изучение и
закрепление первичных знаний
Цель: изучение
истории возникновения искусства Жостово.
Задачи:
Познакомить
с народным промыслом – Жостово, с разнообразием форм подносов, фонов и
вариантов построения цветочных композиций, с особенностями жостовской росписи
и основными приемами жостовского письма.
Развивать
творческую и познавательную активность учащихся, фантазию, художественный
вкус.
|
1.Демонстрация
современных жостовских подносов, обсуждение их особенностей.
Беседа по теме.
Рассмотрите жостовские подносы,
ответьте на вопросы:
-Какие варианты композиций можем
использовать в своей работе?
- Основной мотив росписи — цветочный букет. Какие
цветы мы можем нарисовать?
-Назовите основные этапы работы
жостовских мастеров.
-Что нужно сделать, чтобы поднос
выглядел завершенным?
Практическое
задание.
Разобрали у доски разные варианты
композиции – вызов к доске учащихся по желанию.
|
-Букет, венок, полувенок, роспись
с углов, букет в раскидку…
-Розы, анютины глазки, …в букете чередуются крупные садовые
и мелкие полевые цветы.
-Тенёжка, прокладка,
бликовка, чертежка, привязка, уборку мы сделали.
-Привязать цветы к фону при помощи тонких
стебельков, травинок, усиков.
|
Личностные:
- умение задаться вопросом: какое
значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?
Регулятивные:
- умение составлять план и
последовательности действий.
Познавательные:
- осознанное построение речевого
высказывания в устной форме;
- умение строить логическую цепь
рассуждений.
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение слушать и вступать в
диалог;
- умение точно выражать свои
мысли.
Предметные:
- приемы жостовского письма, формирующие: тенежка,
прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
-
развитие навыков изобразительной деятельности, согласно художественному
образу.
|
4) Отработка
навыков
Цель: освоение
приемов жостовской росписи, ее особенностей.
Задачи:
- создать
условия для получения навыков жостовской росписи;
- развивать
фантазию, способность к созданию художественного образа;
|
1.Выполнение
упражнений:
В букете пышном
лепестки
Цветов царицы -
Розы
Ей здесь уютно и
тепло,
Не надо ждать
морозов.
Быстрый
показ последовательности работы, основных этапов жостовской росписи, приемов
композиции.
Выполнение
упражнений по изображению розы, прорисовке стебельков, травинок, усиков.
Учитель
следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает
необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.
|
При
выполнении практической работы дети одновременно анализируют композиционные
и, цветовые решения, пытаясь воплотить свой авторский образ розы (мазками),
прорисовке стебельков, травинок, усиков…
|
Личностные:
- осознавать
необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям
декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного
отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать
фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке
произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Регулятивные:
- умение увидеть ошибку и
исправить её самостоятельно или с помощью;
- умение сосредоточиться на
выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.
Познавательные:
- выделение необходимой
информации;
- умение осознанно построить
речевое высказывание;
- умение извлечь из предложенного
материала важной и второстепенной информации;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в
диалог;
- умение договариваться и
приходить к общему мнению;
- умение точно выражать свои
мысли.
|
5) Применение
новых знаний
Цель: создание
авторского образа цветочного букета.
Задачи:
- создать
условия для воплощения художественного образа;
- способствовать
анализу композиционных и цветовых решений работы.
|
1.Практическая
работа.
Создание
цветочного букета.
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
Смело берите кисти.
Во
время практической работы - целевые обходы:
1)контроль
организации рабочего места;
2)контроль
правильности выполнения приемов работы;
3)
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4)
контроль объема и качества выполненной работы.
|
Работают
самостоятельно.
Для изображения полевых цветов с
помощью «тычка», используют ватные палочки.
|
Личностные:
- умение задаться вопросом: какое
значение будет иметь для меня создание цветочного букета приемами жостовской
росписи.
Познавательные:
- умение строить логическую цепь
рассуждений.
Коммуникативные:
- умение сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих
лугов,
анализировать собственную художественную деятельность,
развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
- освоение основных приемов
жостовской росписи;
-
развитие навыков изобразительной деятельности, согласно художественному
образу.
|
6) Рефлексия
Цель: • Воспитание
эстетического вкуса, интереса к культуре, традициям родной страны.
Задачи:
- углублять
эстетические познания о народном искусстве;
- выяснить
все ли этапы урока выполнены и понятны детям.
|
Действительно,
много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими
изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает
величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас
есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции
народных промыслов России.
Учитель организует рефлексию:
- Достигнута ли цель урока?
- Мы осуществили все этапы намеченного
плана работы?
- Ребята, мы посвятили наш урок
жостовской росписи и закончить его предлагаю используя жостовские подносы.
Учитель приглашает ребят к своему
столу, на котором стоит чаша с водой и два подноса: один с маленькими
бумажными корабликами, другой с камешками – галькой.
- Если вам была понятна тема
урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а
если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.
(Кораблик
символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не
понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).
- Ребята, мне повезло наблюдать
сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей
нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить
упражнение.
|
Учащиеся говорят о том, что они
достигли цель урока, что план действий осуществлён.
Подходят к столу учителя и
«голосуют» с помощью корабликов и камешек.
|
Личностные:
- умение самому себе задать
вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»
Регулятивные:
- умение сравнить результат своих
пошаговых действий с заданным эталоном-образцом.
Познавательные:
- умение провести рефлексию
деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- умение участвовать в
коллективном обсуждении и вступать в диалог.
Предметные:
- определение главного
происходящего на уроке.
|
7)
Домашнее задание
Цель: выполнение
самостоятельной работы дома.
Задачи:
·
способствовать
осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления
полученных знаний и умений;
·
дать
возможность самостоятельного поиска информации.
|
- Запишите домашнее задание в
дневник:
Используя элементы жостовской
росписи, создайте цветочную композицию.
Найдите интересные факты о мезенской росписи,
краткое сообщение 1-2 мин.
- Я была рада встрече с вами,
спасибо. Урок завершён.
|
Записывают домашнее задание в
дневник и определяют для себя объём задания.
|
Личностные:
- умение осознать необходимость
домашней работы.
Познавательные:
- умение осуществить необходимый
поиск информации.
Коммуникативные:
- умение
слушать и задать вопросы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.