Правила линейной и воздушной перспективы
(урок изобразительного искусства в 6
классе)
Колосова Лариса Григорьевна, МАОУ СОШ
№77, учитель изобразительного искусства 5-9 классы
Цель урока:
Научить учащихся выбирать и строить линию горизонта, точку схода;
знакомство с приемами и средствами изображения воздушной перспективы.
Задачи:
1.Развитие умений в изображении пространства.
2.Развитие творческих способностей и воображение учащихся.
3.Закрепление знаний, полученных на уроке.
Тип урока:
Комбинированный
Используемые УМК и учебные пособия:
1.Изобразительное искусство и художественный труд:
1-9 классы (с методическими рекомендациями) /под
руководством и ред. Б.М Неменского,
/учебник для общеобразовательных учреждений. М. "Просвещение", 2009
г.
2.Л.А.Неменская; изобразительное искусство,
"Искусство в жизни человека". М. "Просвещение", 2009
Используемая методическая литература:
1.Новое поколение образовательных стандартов как
механизм реализации национальной инициативы "Наша новая школа".
Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному
году /Под общ. ред. Л.Л. Беляевой. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010
2.Проектирование образовательного процесса в
предметной области "Изобразительное искусство": Учебно-методическое
пособие / В.А. Андреев, Н.В. Андреев; под ред. В.А. Андреева. - Хабаровск: ХК
ИРО, 2010.
3.А.А.Устинова. Теория методика преподавания
предмета "Изобразительное искусство": Учебно-методический комплекс
курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Хабаровск: ХК ИППК ПК,2003.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, классная доска,
краски гуашевые, кисти, карандаш, бумага.
Используемые ЦОР: учебный фильм "Перспектива", учебный
фильм "Воздушная перспектива", ЦОР (из коллекции краевого
образовательного ресурса school-collection.edu.ru).
План урока:
1.Организационная часть – 3 мин.
2.Актуализация знаний – 5 мин
3. Объяснение нового материала – 10 мин.
4.Разминка (с исследованием и выбора точки зрения и изменения
видимости в пространстве) – 2 мин.
5.Практическая работа – 20 мин.
6. Подведение итогов урока -5 мин.
Ход
урока.
1.Организационная
часть.
Приветствие,
проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.
2.Актуализация
знаний.
Повторение
изученного материала (понятие жанра пейзажа и понятия форм изображения
пространства), выполнение теста (для повторения предыдущей темы).
3.Объяснение нового материала.
На доске тема: "Правила линейной и воздушной перспективы".
Сообщаю новую тему урока, цель и задачи урока.
Вопросы к классу:
- что вы знаете о линии горизонта?
- что такое "точка схода" и "точка зрения"?
- что такое "передний план" и "задний план"?
В ходе обсуждения выясняю основные правила линейной перспективы:
-предметы, уходящие вдаль,
уменьшаются в размере;
-параллельные линии сходятся в
точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).
Линия горизонта
бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство
выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с
горы.
А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у
нижнего края картины, мы видим просторы небес.
Точка схода,
ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смещение точки схода от
центра вправо или влево придаст изображению ощущение движения.
Для закрепления понятий "линия горизонта", "точка
схода", "передний план", "задний план" смотрим учебный
фильм "Перспектива".
Физминутка.
Сейчас пришло время для отдыха. Возьмите в руки листочек бумаги, и,
держа его перед собой, начинайте приседать, глядя на экран. Как меняется ваша
точка зрения?
Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж,
необходимо знать законы воздушной перспективы.
Вопросы к классу:
- как изображаются ближние и
дальние предметы?
-что вы можете сказать о
темных и светлых предметах на большом расстоянии?
Учитель подводит итог:
- в ходе обсуждений выясняем,
что воздух, заполняя все пространство,
окутывает все предметы - то,
что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило:
- по мере
удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность и светлеет.
Второе правило об изменения
цвета предметов по мере удаления:
- окутанная
воздухом даль голубеет.
Далее учитель напоминает о
пространственных свойствах цвета:
- теплые
цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают.
Художники эпохи Возрождения
первыми разработали деления пространства на планы:
- ближний план - теплый и
контрастный;
- средний - самый
разработанный, тона мягче;
-дальний
- светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной
дымке.
Подводим итог нашего
диалога, и вывод о закономерности воздушной перспективы делают учащиеся:
- по мере удаления
объектов от глаз наблюдателя их очертания становятся мягче, а переходы
светотени – расплывчатыми;
- воздушный слой как
бы скрывает объем и фактуру материала: объекты приобретают силуэтный характер.
Для закрепления
этого материала, предлагаю детям посмотреть учебный фильм о воздушной перспективе.
После того, как мы
выяснили все о перспективе, анализируем и выполняем практическую часть.
Практическое задание.
Выполняем
изображение уходящей вдаль дороги с соблюдением правил перспективы.
Делаю акцент на
выполнение практической части задания учащимися. На классной доске еще раз
вместе с учащимися повторяю все правила линейной перспективы, определяем какую
линию горизонта им надо выбрать, и только после этого учащиеся приступают к
выполнению практической части задания.
Выполнение
практической работы.
Этапы работы над изображением воздушной перспективы: Для предупреждения
ошибок, демонстрирую разного уровня детские рисунки, выполненные ранее
учащимися других классов. На экране показываю слайды поэтапного выполнения
задания.
Слайды помогают
детям лучше закрепить новую тему.
Подведение итогов
урока.
При подведении
итогов провожу обсуждение лучших работ учащихся, отмечаю наиболее интересные
работы в составлении композиции или в цветовом решении. Предлагаю детям
проанализировать еще раз поэтапность выполнения рисунка, сказать какие открытия
были сделаны на уроке.
Задаю задания на
дом. Благодарю всех за работу на уроке.
Слежу, чтобы все
убрали свои рабочие места, навели порядок (вылили воду из баночек и протерли
парты ветошью).
Самоанализ урока.
В классе 25 учеников, дети спокойные, уравновешенные за исключением
одного ученика. В основном в этом классе дети среднего уровня. Этот урок
является продолжением двух предыдущих уроков, рассчитан на детей среднего
уровня.
Цель урока:
Научить учащихся выбирать и строить линию горизонта, точку схода;
знакомство с приемами и средствами изображения воздушной перспективы. Задачи:
1.Развитие умений в изображении пространства.
2.Развитие творческих способностей и воображений у учащихся.
3.Закрепление знаний, полученных на уроке.
Урок достиг
поставленной цели. Ознакомятся с приемами и средствами построения воздушной
перспективы. воздушной перспективы. Для достижения цели урока, развития
познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация –
организация урока в форме диалога "учитель – ученик",
"ученик-учитель", ИКТ – технология и ТСО. Выбранная структура урока
была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически связаны
между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы
обучения; словесные (беседа, объяснение), презентация, учебные фильмы,
практическая деятельность. Усвоению материала урока способствовало по этапное выполнение
задания. Проводилась индивидуальная работа с учащимися. Стараюсь не править
рисунок, у кого он не получается. Помогаю рисовать верные элементы изображений
рядом с ошибочными, на свободном поле альбомного листа. Стремлюсь, чтобы дети
сами видели и исправляли свои ошибки, на уроке использую демократический стиль
общения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.