Конспект урока по истории России 8 класс
Учитель: Раскина Инна Александровна
Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников.
Программное содержание: земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.
Основные образовательные результаты:
По окончанию изучения темы ученик:
- называет основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения;
- объясняет значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура;
- дает собственную оценку реформам 60-70-х гг. XIX в.
Задачи урока:
Сформировать представление о необходимости проведения реформ.
Проанализировать земскую и городскую реформы, военные и судебные реформы, реформу просвещения.
Подвести учащихся к пониманию значения либеральных реформ 1860-1870-х гг.
Формировать основные понятия темы.
Развивать исторический стиль мышления, речь и память учащихся.
Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников
Технология обучения: объяснительно-иллюстративное обучение
Форма урока: традиционная
Основные понятия: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.
Основные даты: 1864 г.- земская и судебная реформы; 1870 г. – городская реформа.
Имена исторических деятелей: Д.А.Милютин.
План изучения нового материала:
Земская и городская реформы.
Военная и судебная реформы.
Реформа просвещения.
Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.
Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (карточки и перфокарты), схема «Основные моменты реформы местного самоуправления».
Мизансцена урока: традиционная
Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, схема «Основные моменты реформы местного самоуправления»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Письменный опрос: по карточкам -3 человека, 4 человека по перфокартам.
Устный опрос: 3 человека по карточкам.
Жетонная система оценивания.
За партами индивидуально.
У доски.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Вводное слово учителя:
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Земская и городская реформы.
Рассказ учителя (образное повествование)
После отмены крепостного права перед властью встают новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и т.д. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.
Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления – земств.
Работа с понятием.
- Запишите понятие земство в тетрадь
- Как вы думаете, почему Александра II начинает реформирование именно с создания органов местного самоуправления?
Учитель обобщает ответы учащихся: Уже к началу 60-х годов прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. А мы знаем, что когда человек принимает решения сам, то и ответственность за эти решения он несет сам.
Работа с датами.
- Кода и каким указом в Российской империи учредились земства?
Работа с текстом учебника.
- Перед вами схема «Основные моменты реформы местного самоуправления». Опираясь на текс учебника стр. 144 -146 заполните данную схему.
Работа с датами.
Учитель: По типу земской в 1870 году была проведена городская реформа.
Работа с учебником стр. 146-147.
- проанализируйте текст учебника стр. 146 -147 и раскройте основную суть городской реформы.
Учитель обобщает ответы учащихся, делая окончательный вывод: Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
2.Военная и судебная реформы.
Вводное слово учителя: Учитывая поражение России в Крымской войне и извлекая из этого уроки, царское правительство понимало необходимость военной реформы для России, вступившей на путь развития капитализма. Но самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства.
Работа с текстом учебника. Заполнение бортового журнала.
- Первый вариант заполняет бортовой журнал «Военная реформа» опираясь на текст учебник стр. 148-150, второй вариант заполняет бортовой журнал «Судебная реформа» опираясь на текст учебника стр. 147-148
Напоминаю, в графу «Что мне известно по данной теме?» вы вписываете те знания, которые имелись у вас до знакомства с новым материалом. Соответственно в графу «Что нового я узнал из текста?» записываются вновь приобретенные знания.
Учитель обобщает ответы: В результате военных реформ, которая осуществлялась под руководством военного министра Д.А.Милютина, Россия получила массовую армию нового типа, а переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества. Судебная же реформа хотя и сохраняла ряд пережитков прошлого, оказалась самой передовой того времени.
3. Реформа просвещения.
Рассказ учителя (образное повествование): Реформа просвещения была так же, или даже еще в большей степени, необходима стране на пути её развития по капиталистическим «рельсам».
14 июня 1864 года было принято «Положение о начальных народных училищах»,в результате ликвидирована государственно-церковная монополия на образование. Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям. 19 ноября 1864 года принят «Устав гимназий и прогимназий». Новый устав гимназий вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные. Стали учреждаться женские гимназии.
18 июня 1863 года принят новый действительно либеральный университетский устав. Он давал университетам автономию, выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. В 70-х гг. положено начало женскому высшему образованию (высшие женские курсы). Изменилась политика правительства и в области печати. Ослаблена цензура.
4.Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.
Вопрос классу: Каково ваше мнение о реформаторской деятельности правительства Александра II?
Слово учителя: Подводя итоги реформаторской деятельности правительства, следует отметить, что по своим установкам она отвечала духу времени: власть трезво оценивала назревшие проблемы и попыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность нормально развиваться, идти в ногу с другими великими державами.
Учебник стр. 144. Запись в тетрадь
Земство – выборные органы местного самоуправления в Российской империи.
Фронтально высказывают предположения.
Учебник стр. 144. Запись в тетрадь.
1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Работа со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления» за партами самостоятельно.
1 ученик с места.
Запись в тетрадь.
1870 год – городская реформа.
Учебник стр. 146-147.
Фронтально с места.
1 ученик обобщает ответы учащихся: при всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления.
Записываю за учителем вывод в тетрадь.
Работа с учебником стр. 147-150.
Фронтально.
1 вариант - Бортовой журнал «Военная реформа»
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
2 вариант - Бортовой журнал «Судебная реформа»
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Составляют опорный конспект по ходу объяснения учителя
Проверка в конце урока выборочно.
Фронтально высказывают свое мнение на реформы 1860-1870-х гг.
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тестирование
Индивидуально.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Содержательная оценка УПД и её результатов, выставление отметок в дневник.
Учебно-методический комплекс по истории
Компоненты
Авторы, название издания
Учебники и учебные пособия
История России, XIXвек: учеб. для 8 кл. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 8-е изд. дораб.– М.: Просвещение, 2007. – 287с.
Методические и дидактические материала
История России. XIXвек. 8 класс: планы уроков. Опорные конспекты, тесты, схемы, лекции(на основе Федеральной программы по курсу отечественной истории «Россия в XIXвеке»)/ авт.-сост. Н.С.Кочетов. –Волгоград: Учитель, 2010. – 100с.
История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы)/ М.Н.Чернова. М.: Айрис-пресс, 2009. – 352 с. – (Методика)
Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8-х классов./ Кишенкова О.В.- М.: «Интеллект-Центр», 2010 – 144 с.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Традиционный комбинированный урок объяснительно-иллюстративного обучения. Четко прописана деятельность учителя и ученика. Соблюдены все этапа урока. Представлены варианты самостоятельной работы с Бортовыми журналами "Военная и судебная реформа" по вариантам, а также представлен вариант самостоятельной работы со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления». Это один из моих первых уроков, когда я только еще знакомилась и вникала в суть педагогических технологий, применяя элементы проблемного обучения. Однако и сейчас многие учителя успешно пользуются данной разработкой для проведения урока.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | История |
Подраздел | |
Просмотров | 4155 |
Номер материала | 30402 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: