Инфоурок История России Другие методич. материалыКонспект урока по истории России

Конспект урока по истории России

Скачать материал

Сценарий урока по истории России «Восточные славяне» (по учебнику А.А. Данилова» История России с древнейших времен до конца 16 века»).

Тема урока: Восточные славяне.

Класс: 6

Предмет: __История

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - формирование первоначальных представлений о народах, населявших нашу страну в древности, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты славянского язычества.

Метапредметные.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия: славяне, вервь, народное ополчение, язычество.

План урока.

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия,  верования.

3.Управление.

 

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальная,парная.

 

 

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Беседа по вопросам:

-Знаете ли вы, кто были предки русского народа?

Итак,на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с нашими предками- славянами.

Тема нашего урока «Восточне славяне».

 Предположите, что мы можем узнать по данной теме.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

Высказывают свое мнение: чем занимались восточные славяне, где проживали,во что верили.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Изучение нового материала.

 

А)Организует работу учащихся с дополнительным материалом (приложение 1).

Беседа по вопросам:

-Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?

-Кто такой Кий?

К 8-9 вв. на территории Восточно-Европейской равнины существовало десять восточнославянских племенных союзов.

Б) Организует работу с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры».  И текстом пункта 1

 §1.

Координирует работу учащихся.

Проверка правильности заполнения таблицы (приложение 2).

В)Мы уже знаем, что природа и климат играли не последнюю роль в жизни людей. Предположите, чем занимались восточные славяне?

Работая с текстом пункта 2 §1 (с.8-9) заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян» (приложение 3).

Проверка выполнения задания, подведение итогов изучения вопроса.

Г) Организует беседу по вопросам: вспомните, что такое религия? Язычество?

Предлагает просмотреть презентацию «Верования восточных славян», проанализировать ее.

Показывает слайды презентации. Комментирует новую информацию.

Д) В 6 веке славяне жили родовыми общинами. Главной ячейкой общества был род Давайте вспомним из курса истории древнего мира . Что такое род? Во главе рода стояли старейшины.

 Однако, в 7-9 вв. на смену родовой общине приходит община соседская.

В сходство и различия родовой и соседской общины?. Как переход к соседской общине сказался на жизни людей?

Таким образом, равенство среди славян стало постепенно исчезать. В племенной среде выделяется  знать- вожди, старейшины, богатые воины,  руках которых постепенно концентрируется вся власть и богатство племени. Начинает зарождаться частная собственность, т.е. складываются предпосылки для образования государства.

Работают в парах.

 

 

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Работают с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры», текстом пункта 1 §1, заполняют таблицу.

Название племени

Места расселения

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают версии.

 

 

Заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

 

Дают определение понятию «род»-группа кровных родственников, которые совместно владели землей, лесом, вместе трудились и поровну делили результаты своего труда.

 

 

Определяют сходство и различия родовой и соседской общин.

 

 

Слушают рассказ учителя.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

II I. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

 

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.

Название племени

Местность,где оно жило

1)Древляне

А)Болота

2)Дреговичи

Б)Поля

3)Ильменские словене

В)Леса

4)Полочане

Г)Река Полота

5)Поляне

Д)Берега озера Ильмень

Б)Выберите правильный ответ.

1. Вервь- это:

А)территориальная (соседская) община у восточных славян;

Б)Место поклонения языческим богам;

В)Обычай кровной мести.

2.Наиболее важные дела у восточных славян решало(ли):

А)родовые владыки;

Б)кудесники;

В)вече- общий совет

Проверка выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

-Какую тему изучали сегодня на уроке?

_Что узнали нового?

-Какой вопрос показался наиболее трудным?

-Кто сегодня хорошо работал?

Задание "Солнечный круг"

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека - улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное - в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.

Дают ответы на вопросы.

Оценивают сою работу на уроке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 


 

Приложение к уроку

1.     «Были три брата,- повествует летописец Нестор в «Повести временных лет»,-Кий, который сидел на горе, где нынче подъем Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щековицей, а третий брат Хорив- на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нем ловили зверей. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. Сохранился договор между Киевом и византийским императором Зеноном. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нем со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; братья его и сестра скончались здесь же.

Вопросы к тексту.

-Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?

--Кто такой Кий?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

                                             Заполните таблицу «Расселение восточных славян».

Название племени

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра, вокруг Киева.

Северяне

Жили к северу от полян по рекам Десне и Суле. Центром их земель был Чернигов.

Древляне

Жили к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра, по течению и притокам реки Припяти. Их главный город- Искоростень.

Дреговичи

Поселились междуПрипятью и Двиной.

Ильменские словене

Расселились вокруг озера Ильмень. Их столицей был город Новгород.

Кривичи

Владели рекой Западная Двина, поствили там город Полоцк.

Радимичи

Жили рядом с южными кривичами. Их город Любеч.

Вятичи

Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке жило племя вятичей.

Волыняне

Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям

Уличи

Южнее волынян, между Днестром и Южным Бугом.

Тиверцы

Западнее уличей, между Днестром и Прутом.

 

 

 

Приложение 3.

Сельское хозяйство

 
Заполните пропуски в схеме  «Занятия восточных славян».

 

 

 



 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по истории России"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС для учащихся 6 класса. Учебник "История России с древнейших времен до конца 16 века".

Автор учебника- А.А. Данилов. Тип занятия- урок изучения нового материала. Форма работы: индивидуальная, работа в парах. Методы работы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Оборудование : карта "Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры".

План урока.

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия,  верования.

 

3.Управление.

 

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты славянского язычества.

Метапредметные.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

 

Основные понятия: славяне, вервь, народное ополчение, язычество.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Материал подходит для УМК

  • «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    Тема

    § 3. Восточные славяне и их соседи

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 570
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 415
    • DOCX 26.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Анна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильина Анна Борисовна
    Ильина Анна Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 71225
    • Всего материалов: 67

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по истории в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1359 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе