2.
Правление первых русских князей.
Работа с
раздаточным материалом
Обучающиеся
переносят
таблицу в тетрадь
(таблица
нарисована на доске)
Работа с
раздаточным материалом
Работа с
картой
Работа с
картой
Работа с
картой
Работа с
картой
Закрепление
изученного материала
Д/З
Подведение
итогов урока
|
Согласно "Повести временных лет" в 862 г.
племена восточных славян призывают для княжения варягов (жителей современной
Скандинавии). Прийти на княжение согласились три брата Рюрик, Синеус и
Трувор. Рюрик, основатель первой в России царской династии, сел княжить в
Новгороде. Обратите на положение Новгорода на карте.
Однако 862 г. не является годом основания
Древнерусского государства. Кто знает дату основания нашего государства?
С чем связанна эта дата?
Запишите эти даты в тетрадь. 862 г. - призвание
варягов на Русь. 882 г. - образование Древнерусского государства.
В связи с этими событиями в науке сложилось две
теории о происхождении государственности в Древней Руси: так называемые
норманская и антинорманская теории. Прочитайте текст "Теории
происхождения Древнерусского государства" и ответьте на следующие
вопросы:
1. в чём суть каждой теории?
2. кто из учёных является представителями этих
теорий?
3. как современная наука трактует вопрос о
становлении государственности на Руси?
Итак, какую же роль сыграли первые русские князья в
становлении Древнерусского государства. На основе раздаточного материала
(кратких исторических справок о правлении первых русских князей) мы заполним
таблицу и сделаем вывод об основных направлениях деятельности первых русских
князей. Перенесите название и "шапку" таблицы в тетрадь.
Правление первых русских князей
Князь,
дата правления
|
Территория
|
Публичная
власть
|
Законы
|
Суверенитет
|
Налоги
|
|
|
|
|
|
|
Начнём с князя Олега, который после смерти Рюрика
стал Новгородским князем. Прочитайте историческую справку и правлении кн.
Олега для того, чтобы ответить на мои вопросы и заполнить таблицу.
Каким образом кн. Олег решал территориальный
вопрос?
Обратите внимание на карту, на которой обозначен
поход Олега из Новгорода в Киев, а так же отдельным цветом выделена
территория Древнерусского государства к концу княжения Олега.
Запишите ответ в колонку "Территория".
Что можно сказать об управлении в период правления
Олега и аппарате принуждения?
Запишите ответ в колонку "Публичная
власть".
Известно ли что-то о правовой системе в правление
Олега, существовали ли законы, обязательные для всех?
Однако племена подчинялись Олегу, платили ему дань.
Письменных единых законов, обязующих платить дань, не было, но можем мы
предположить, что Олег заложил основу будущей правовой системы, в частности,
и в вопросе налогообложения.
Запишите ответ в колонку "Законы".
(Ответ: "заложил основы правовой системы").
Проводил ли Олег самостоятельную внутреннюю и
внешнюю политику, т. е. отстаивал ли он суверенитет государства? В чём это
проявлялось?
Запишите ответ в колонку "Суверенитет".
Что нам известно о налоговой системе в период правления
Олега?
Запишите ответ в колонку "Налоговая система".
После Олега князе стал Игорь, сын Рюрика. Прочтите
историческую справку о правлении князя Игоря.
Каким образом кн. Игорь решал территориальный
вопрос?
Действительно, Игорь не завоевал много земель, но
он сохранил территорию, унаследованную от Олега. Обратите внимание на карту,
на ней присоединённые территории обозначены штриховкой и это, действительно,
небольшая территория. Поэтому мы запишем, что Игорь сохранил прежние
территории.
Запишите ответ в колонку "Территория".
Привнёс ли Игорь что-то новое в систему управления?
Игорь и в этом направлении стал продолжателем
традиций.
Поэтому запишем в колонку "Публичная
власть" "сохранение титула князя и опора на дружину".
Известно ли что-то о правовой системе в правление
Игоря, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно, единых
сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим прочерк.
Защищал ли Игорь суверенитет государства? В чём это
проявлялось?
Запишите ответ в колонку "Суверенитет".
Что нового возникает в налоговой системе Древней
Руси при Игоре?
Запишите ответ в колонку "Налоговая
система".
Каким образом погибает Игорь?
Т. к. сын Игоря Святослав был маленьким и не мог
стать князем, после его гибели княжение принимает его жена, Ольга. Первая
женщина-правитель в нашем государстве. Прочтите историческую справку об
Ольге.
Как Ольга реализовывала признак государства
"Территория"? Была ли Ольга завоевателем новых земель? Но она
провела территориальную реформу. В чём эта реформа заключалась?
Запишите ответ в колонку "Территория".
Привнесла ли Ольга что-то новое в систему
управления? Ольга, как и Игорь сохранила титул князя и дружину как инструмент
взимания дани. Поэтому запишем в колонку "Публичная власть"
"сохранение титула князя и опора на дружину".
Известно ли что-то о правовой системе в правление
Ольги, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно, единых
сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим прочерк.
Запишите ответ в колонку "Законы".
Проводила ли Ольга самостоятельную внутреннюю и
внешнюю политику? Действительно, нет сведений о каком-то влиянии извне на
русскую княгиню в принятии внутри- и внешнеполитических решений. Поэтому мы
делаем запись о самостоятельной внутренней и внешней политике кн. Ольги.
Что нового ввела кн. Ольга в налоговой системе?
Запишите ответ в колонку "Налоговая
система".
По достижению зрелого возраста ещё при живой Ольге
князем становится Святослав. Прочтите историческую справку о Святославе.
Обратите внимание на карту, а именно на границы
Древнерусского государства к концу княжения Святослава? Действительно,
Святослав был великим военачальником и даже сегодня Русское историческое
общество включило его в список ста самых великих военачальников.
Запишите ответ в колонку "Территория".
Привнёс ли Святослав что-то новое в систему
управления государства?
Система, при которой князь для управления
территориями сажает править в городах своих сыновей, носит название
"наместничество".
Запишите ответ в колонку "Публичная
власть".
Известно ли что-то о правовой системе в правление
Святослава, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно,
единых сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим
прочерк.
Запишите ответ в колонку "Законы".
Сохранил ли Святослав суверенитет Древнерусского
государства? Он не только проводил успешную самостоятельную внешнюю политику,
но и заставил Волжскую Булгарию платить дань, а так же успешно воевал с
Хазарским каганатом. Обратите внимание на карту, на ней обозначены походы
Святослава на два этих государства. Соответственно, мы можем записать, что
Святослав, как и его предшественники осуществлял самостоятельную внутреннюю и
внешнюю политику.
Запишите ответ в колонку "Суверенитет".
Что-то новое в налоговой системе было создано
Святославом? Действительно, Святослав сохранил систему налогообложения,
введённую его матерью Ольгой.
Запишите ответ в колонку "Налоговая
система".
Сделаем вывод. Ответьте на вопрос: по каким
основным направлениям первые русские князья вносили свой вклад в становлении
государственности на Руси?
А что не развивалось, на что первые русские князья
обращали меньше внимания, на какой признак государства?
Разгадать кроссворд.
§ 7, ответить устно на вопросы после параграфа
Выставить оценки за урок, поблагодарить обучающихся
за работу.
|
Обучающиеся
находят на карте Новгород
Ответ
обучающихся: 882
г.
Ответ
обучающихся: с
походом князя Олега на Киев
Запись дат
в тетрадь
Обучающиеся
читают текст и отвечают на вопросы. Ответ обучающихся:
суть
норманской теории: государство у восточных славян создали скандинавы.
Представители норманской теории: Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер.
Суть антинорманской теории: варяги не сыграли сколько-нибудь существенной
роли в становлении Древнерусского государства. Представители антинорманской
теории: М. В. Ломоносов, Д И. Иловайский. Сегодня учёные склонны полагать,
что государство возникло в результате закономерного развития
восточнославянского общества, варягов призывали на княжение, следовательно,
сама эта форма власти у славян уже существовала.
Обучающиеся
чертят таблицу в тетради
Обучающиеся
читают текст
Ответ
обучающихся: объединил Новгород и
Киев, заложено территориальное ядро Древнерусской
державы - Киев.
Обучающиеся
работают с картой
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: Олег принял титул
"князя", аппаратом принуждения была дружина (армия).
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Ответ
обучающихся: да
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: да. Внешняя политика:
удачный поход на Византию (договор 911 г.).
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: племена платили дань
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Обучающиеся
читают текст
Ответ
обучающихся: нет данных
Обучающиеся
работают с картой
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: да, он вёл
самостоятельную внешнюю политику (договор с Византией 944 г.).
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: налог получил название
"полюдье".
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: Игорь и его дружина
погибает от рук древлян после того, как князь вернулся во второй раз собрать
полюдье.
Обучающиеся
читают текст
Ответ
обучающихся: нет, но на сохранила
территорию после Игоря и ввела погосты как административные центры, центры
торговли и сбора дани.
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: да
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: Ольга ввела размер дани
- уроки и места для сбора дани - погосты.
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Обучающиеся
читают текст
Обучающиеся
работают с картой
Ответ
обучающихся: да
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: он сохранил титул князя
и опору на дружину, а так же стал сажать на княжение в городах своих сыновей.
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: да
Обучающиеся
работают с картой
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: нет
Обучающиеся
заполняют таблицу.
Ответ
обучающихся: 1. сохранение и
расширение территории, 2. защита суверенитета.
Ответ
обучающихся:
совершенствование
правовой системы.
Обучающиеся
разгадывают кроссворд.
Обучающиеся
записывают д/з
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.