Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по истории на тему: "Язычество древних славян".

Конспект урока по истории на тему: "Язычество древних славян".

Скачать материал

 

Государственное  бюджетное  специальное  (коррекционное)  образовательное  учреждение  для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  общеобразовательная  школа-интернат  VIII вида станицы  Ленинградской  Краснодарского  края

 

 

Тема:

 

«Язычество древних славян:

 

духи и мифические существа.

 

Языческие  праздники».

 

 

                                             Учитель: Касаткина Т.В.

 

 

 

 

2013-2014

учебный  год

Цели урока:

·        Закрепление представлений детей о славянской религии; знакомство с  духами   и  мифическими существами;  языческими  праздниками;

Задачи                                                                                                                                                              Образовательные: 

·                   познакомить  с  возникновением  верований  в  духов, сформировать  представление  о  языческих  праздниках;  помочь  осознать,  что  древние  люди  были  бессильны  перед  многими  явлениями  природы.                                                                             Коррекционно-развивающие:                                                                

·                   Развитие творческого воображения, умения работать с текстом, способность анализировать, выявлять главное;                                                                                      Воспитательные:

·                   Воспитание бережного отношения  к  культуре своего народа, формирование интереса к русской литературе, народному творчеству;   воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;  развитие интереса  и уважения к истории и культуре.

Оборудование:  карта  Киевской  Руси XI-XII вв., карточки  по теме “Боги  восточных  славян ”, символы, олицетворяющие  славянских (языческих) богов, тетради,  презентация  «Языческая  мифология:  духи  и  мифические  существа.  Языческие  праздники».

Ход урока

I. Орг. момент.                                                                                                              Вступление

- В этом году богиня Клио привела нас к удивительному народу, сильному, крепкому, мужественному, имя которому славяне. И прежде, чем продолжить знакомство с этим народом, проведем историческую разминку.

II. Повторение пройденного материала

1. Историческая разминка.

На доске карточки с напечатанными словами. Ученик читает выбранное им слово и объясняет его. Карточку снимает.

Святилище, идол, язычество, кудесник,  волхвы.

2. Игра “Листопад”

- За окном осень. Заглянула она и к нам и оставила на доске свои листочки, на которых написаны задания для вас.

На доске прикреплены листочки (кленовые, дубовые и т.д.) с вопросами. Командиры групп снимают листочки с заданиями и садятся на место. В группах идет обсуждение заданий.

1.     Кто такие  восточные  славяне? Как выглядели?

2.     Где селились древние славяне? Покажите на карте расселение древневосточных славян – наших предков. (Словене, кривичи, полочане, дреговичи, древляне, поляне, радимичи, вятичи, северяне)

3.     Кто соседствовал со славянскими племенами? (Прикрепить на карту карточки с названием соседних со славянами племен: печенеги, половцы, хазары, варяги, греки)

4.     Какая религия была у древних славян? Что такое язычество? В каких богов верили славяне-язычники?

3. Боги славян-язычников

Задание каждой микрогруппе: выбрать символ бога и рассказать о нем по плану. (На доске картинки с символами богов)

План рассказа

1.     Имя бога.

2.     Как его представляли древние славяне.

3.     Какое явление природы (жизни) он олицетворял?

Символы богов

  • Перун – туча с молнией
  • Ярило – солнце
  • Мокошь – земля с колосом
  • Велес – домашнее животное

- О каких еще богах вы читали и можете рассказать?

(Даждьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветра; Лада – богиня любви; Коляда – бог веселья)

III. Изучение нового материала

1. Актуализация темы.

Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождем, громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы – боги – и низшие существа – духи. В отличие от богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых мифах духи делятся на злых, вредящих человеку (демонов) и добрых, полезных для него (хранителей или помощников). Но считалось, что даже добрые духи могут причинять зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было очень  много.

2. Работа с текстом дневника-тетради.

В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то курицу поленом придавило, то наперсток куда-то запропастился, то печь погасла. Кто же должен быть виновником?

Конечно, кто-то невидимый. Это  дух – Домовой.

 Наиболее  распространенными были духи: покровитель дома – домовой, властелин  леса – леший  и водной стихии – водяной.

Слайд 1.

Посмотрите, мы оказались в крестьянском доме. (Показывает макет крестьянского дома). Славяне верили, что в каждом доме за печью живет добрый старичок домовой друг семьи и покровитель дома. Послушаем … (сообщение о домовом)

Сообщение о домовом

Домовой не злой, а более причудливый проказник. Кого полюбит или чей дом полюбит, тому служит. А уж кого не возлюбит того выживает и, чего доброго со свету сживет. Домовой ходит только в ночи, и особенно перед светом, но, в отличие от прочих не пугается первого крика петуха. Когда хозяева ленивые и нерадивые домовой помогает им запускать хозяйство или мучает людей, сбрасывая их с постели.

        Если люди со своим домовым живут в ладу, то нипочем не следует с ним расставаться: переезжая в новый дом, надо поскрести под порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в новой избе: вместе мусором переберется на новое место « хозяин».

          Домовой не любит зеркала…

         Чтобы примириться с рассерженным домовым, следует положить под печку нюхательного табаку, он до него большой охотник.

Домовой – бескрылый. Бестелесный и безрогий дух. Он  живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, стучит, хлопает дверью. По поверью зимой он живёт близ печки, а если у хозяина есть лошади, то на конюшне. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому,  кого он полюбил,  ночью заплетает волосы в косы, а кого не любит  ночью щиплет до синяков. В народе к домовому относятся с уважением. В разговорах называют дедушкой, хозяином. При переезде непременно просят домового переселиться на новое место.

Физкультминутка.  «Высшие  боги  и  низшие  духи»

Загадка.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. /лес/

На экране появляется картинка с изображением Лешего.

А теперь, ребята, мы оказались в глухом лесу во владениях лешего. О лешем  послушаем сообщение

Сообщение о лешем

     Есть леший в каждом лесу, но особенно любит еловые. Одет он, как человек – обувь у  него перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Бровей и ресниц не видно, он корноухий ( правого уха нет), а волосы зачесаны на лево. Леший отливается, синим цветом, т.к. кровь у него синяя. Леший, когда ходит лесом ростом равняется с самыми высокими деревьями, но в то же время, выходя из леса для прогулок, забав и шуток, он ходит малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Настоящий леший нем, но голосист, умеет петь без слов. Леший умеет хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски – если завел тебя в чащобу леший, надо мысленно и движением сделать вид, что поворачиваешь и идешь  налево, а самому быстро пойти на право – тропинка и отыщется.

        Если хочешь, чтобы леший в лесу, чем-нибудь помог – не дал заблудиться, подвел дичь охотнику, надо написать просьбу на бересте и наколоть на березовый сук.

        У лешего есть помощник  Боли – Башка.

      Дух ягодных мест, живущей в зарослях клюквы да брусники. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий; одёжка – рвань в заплатах. Носик остренький, а глаза не поймешь не то печальные, не то хитрые.

           Прикинется жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную корзинку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы не умолял. Уступишь, начнешь о его потери думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит Боли - башка на шею, голову петлей стянет, и будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься  - и вовсе пропадешь.

Леший  – лесовик. Власть этого духа ограничивается одними лесами, а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший как домовой может явиться человеку в разных видах. Но чаще всего он показывается дряхлым стариком. Считается,  что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить и, когда шутка удалась хохотать, хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лес, то чтобы выйти оттуда, надо вывернуть всю одежду наизнанку.

 Рассказ учителя о Лешем.

- В лесу Леший является полноправными неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, т.е. он даже может проигрывать их в карты соседнему Лешему.

Поет иногда во все горло почти с вечера до полуночи. Он не любит пения петухов и с первым его выкриком немедленно замолкает.

Лешие не столько вредят, сколько проказничают и шумят. Они обводят человека: т.е. всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо “заведут” в такое место, из которого не как не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана,  что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек будет долго кружить по лесу на одном и том же месте. Однако, во всех таких приключениях Леший все-таки не ведет людей на погибель.

От  проказ Лешего можно отделаться, конечно, прежде всего, молитвой. Заблудившемуся  рекомендуется присесть, снять с себя и вывернуть на изнанку одежду и в таком виде надеть ее на себя. Обязательно также правый лапоть надеть на левую ногу, а левый на правую.

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с Лешим оказываются бессильными. Это день – 4 октября. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Однако это добрый дух, если его задобрить жертвой: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб.

- Знаете ли вы какие-нибудь фразеологизмы, связанные с его именем? (“Леший его знает?” - кто его знает; “иди к Лешему” - убирайся; “какого Лешего?” - выражение досады).

И вот, наконец, мы попали в царство вод, где всем владеет водяной. Какой же он? Послушаем  сообщение о водяном.

На экране появляется картинка с изображением Водяного.

Сообщение о водяном

  Если с левой полы какого-то человека постоянно капает вода, если место, где он сидел - мокрое, а когда он причесывается, с волос струится вода, то это – водяной.

    На Никиту-гусепролета (16 апр.) водяной просыпается от зимней спячки, и его нужно непременно задобрить. Для этого его угощают, утопляя чужую лошадь и приговаривают: «Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!» Так же бросают ему гуся без головы, которую относят в птичник, чтобы домовой, следящий за поголовьем домашней птицы, не заметил урона.

    Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет, т.е.утопит здесь человека. Женятся водяные на русалках и красивых утопленницах.

        Если по лесу идет грохот и треск падающих деревьев и в то же время далеко раздается во все стороны плеск воды,- это значит, водяные дерутся с лешими.

    Самым опасным для купания считается неделя перед днем Ильи Пророка (2 авг.). В это время водяной ищет себе жертв.

    Если купальщик войдет в реку без креста, да еще в неурочное время, особенно поздней осенью, то можно не сомневаться, его утопит водяной.

       Водяной – дух, обитающий в воде, откуда редко выходит, его любимым местом являются речные омуты близ водяных мельниц.  Народ представлял водяного стариком, покрытым болотной травой. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц,  в  разгоне рыб, а иногда он посягает на жизнь человека. Его любимая рыба – сом, на котором он разъезжает, и который доставляет ему утопленников. Он повелевает русалками.

Работа  по вопросам:

  • Как выглядит Водяной?
  • Где живет?
  • Как живет?
  • Внимание на экран телевизора. Нас там кто-то поджидает.

На  экране  демонстрируется  фрагмент  мультфильма “Летучий голландец” о Водяном. (Минутка  релаксации)

Духов очень много. Это Русалки, Кикиморы, Ведьмы, а так же известные вам по сказкам Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. (На экране появляются картинки с изображением названных духов и мифических существ).

Болотник – злой дух в болоте, старающийся затащить человека в болото.

Болотница – дева-утопленница. Живет на болте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Русалка – дух в облике женщин, живущие в воде. Славяне верили, что это души утопленниц. Иногда они могут выйти из воды на землю и увлечь встречных в воду.

Банник – дух, живущий в бане.  

Испокон веку на Руси баня была и лучшим отдыхом и удовольствием. Баня была в каждом дворе, ставили её поближе к воде. Бани разжигали до красна, раздевались там до наготы, обливались квасом и били себя молодыми прутьями деревьев, а затем обливались водою студёной. В средние века по всей Европе свирепствовали чума и холера. Эти болезни уносили жителей целых городов. И только Русь эти чудовищные болезни обошли стороной. И причиной тому уникальные русские бани. В них  погибала любая  хвороба  и  инфекция. На Руси люди чистоплотные, стремящиеся к здоровому образу жизни. Ходили в баню целыми семьями. Выгоняли болезни и чистоту да красоту! «Баня парит, баня правит» - так говорили на Руси о русской баньке. По народным поверьям, при каждой деревенской бане живёт особый дух – банник. Появляется  он  облике маленького нагого человечка или в виде крохотного, но очень сильного седого старика с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воли приписывают обмороки и несчастные случаи, происходящие в бане. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменки и “стрелять” ими в людей. Может он сделать кое-что и похуже: затащить на горячую печку, содрать клок кожи с живого, но с ним легко поладить: надо оставить баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды и никогда не подгонять друг друга – этого банник не выносит, сердится. Он хранит  баню,  строго следит за соблюдением банного ритуала и сам любит попариться.

Кикимора – злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.

Кудияр (чур) – особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады. Теперь только  в детских  играх можно услышать: “Чур, меня!” Это значит, участник игры защищен, и трогать его нельзя. “Чур, меня!” - это старинное заклятье.

Дворовой – покровитель двора мужского пола.

Клетник – дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой – дух лугов, помогает косить траву.

Моховой – крошечный  дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник – дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время  сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой – дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал  радивым  и  наказывал ленивых.

Ржаница – дух, живший на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник – дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Змей – существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.  Крылатый  многоголовый  змей,  чудовище  с  3,  6,  9,  а  то  и  с  12  головами,  представитель  злого  начала.

Лихо – дух зла, несчастья.

Оборотень – существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком)

Барабашка. В славянской мифологии это – хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи. Отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того, ни с сего полыхают сапоги. Значит, барабашка вышел на охоту.

Упырь – живой мертвец, существо убивающее людей и сосущее из них кровь и поедающее их.

Итак, мы познакомились с духами, живущими в воображении. Их никто не видел, а только слышал. Но представляли их в образе, близком к человеку. Духи  были, по представлению наших предков, частью их жизни, которую понять и представить себе язычники иначе не могли.

3.Языческие  праздники.

У славян  для  каждого бога был свой день в году. Это – праздник для бога. В такие дни в честь богов приносили жертвы, молились или, напротив, веселились, пели, играли.  Праздники  у  славян  были  связаны  с  временами  года.  Все  праздники  сопровождались  определёнными  обрядами.                                           Словарная  работаобряд -  различные  действия ( танцы,  хороводы,  гадания,  песни),  связанные  с  определённым  языческим  праздником,  или  семейным  событием (свадьба,  похороны)

Больше всех они чтили солнце. Как вы думаете, почему? Первый праздник славяне устраивали в конце декабря,  когда  день  был  самый  короткий,  а  ночи  самые  длинные. Солнце поворачивает на весну. Этот праздник Коляда. В это время ходили  люди  одетые  в  звериные  шкуры  из дома в дом   и  пели  песни - Колядки, славили  Даждьбога-  бога  Солнца  и собирали  подаяния, чтобы  принести  богу в жертву. Звериные  шкуры  славяне  надевали,  чтобы  испугать  злых  духов,  которые,  как  им  казалось,  оживали  именно  в  тёмное  время.  Этот языческий обряд сохранился   и поныне. Колядуют в Сочельник перед Рождеством.

ВОПРОС: Как проходит праздник Коляды в нашем селе?

Следующий праздник весенний. Его называют Масленицей. Отмечали его в конце февраля – начале марта. Он был посвящен проводам зимы и встречи весны. Люди верили, что, празднуя Масленицу, помогают солнцу одержать победу над зимой. Отсюда и особое значение символов, которое славяне использовали на праздники: образ солнца в виде горящего катящегося колеса, блины – маленькое солнце. Блины на Масленицу пекли и пекут всю неделю. Праздновали наши предки эти дни всем миром всю неделю. Каждый день недели имел свой смысл:

Понедельник – встреча Масленицы.

Вторник – заигрышь, начало ряжений  и катаний.

Среда – лакомка, угощение блинами и стряпушками.

Четверг – разгул или широкая Масленица.

Пятница – тещины вечера (зятья угощают тещ).

Суббота – золовкины  вечера (молодые зовут родных в гости).

Воскресенье – прощание.

С утра до самой ночи в эти дни устраивались “бегания на санях лошадьми с неимоверной скоростью”. Даже в самые лютые морозы по 10-12 человек в санях, а иные озорники валятся в сани на полном ходу. Смех, крики, песни, шутки. Еще одно любимое развлечение – катание с ледяных гор высотой 13-18 метров, а то и больше. Возле гор собиралось всегда великое множество народа. Удивительным было зрелище кулачных боев. Устраивались они на улицах или на реках. Состязания эти воспитывали силу, однако были подчас жестоки. После громкого посвиста сходились врукопашную. В ход пускали сначала кулаки, а уж потом, бывало, дрались чем попало. Дрались или один на один, или стенка на стенку. Случалось, что проигравших уносили с поля боя покалеченными, а иногда потехи заканчивались смертным исходом.

Затем в последний день провожали зиму. Делали  большую  куклу  - Масленицу   из соломы, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Водили хороводы с песнями и плясками, затем чучело сжигали. Образ чучела – это марана – злая волшебница зима.

Масленица загорела,
Всему свету надоела,
Масленица прощай,
На тот год приезжай.

Затем славяне просили друг у друга прощение за ссоры и причиненные обиды: “Прости меня – Бог простит, прости меня”.  Этот обычай дошел до наших дней. Расскажите, как этот праздник отмечается сейчас в нашей местности (беседа).

Самый большой праздник отмечается летом, когда солнце жарко греет. Праздник проходил в ночь с 23 на 24 июня. Он получил название Ивана Купалы.  Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры, прыгали через них, приносили в жертву солнцу белого петуха. На берегах рек и озер в ночь на Купалу разжигали костры. Живым огнем считался тот, который добывали путем трения дерева о дерево. Этому огню приписывали божественную силу, он очищал перепрыгнувших через него людей от всякой скверны. А еще, славяне стремились искупаться или умыться три раза утренней росой, которая обладала свойством исцелять от разных болезней.  Славяне  считали,  что  в  ночь  на  Ивана  Купалу  все  травы  приобретают  колдовскую  силу.  Поэтому  до  самого  утра  колдуны  и  знахари  собирали  их.  Верили,  кто  увидит  цветок  папоротника,  тот  сможет  находить  клады.  Все  старались  найти  цветущий  папоротник.  Но  искали  его  напрасно,  ведь  папоротник  не  цветёт!                                                                                      Беседа:

  • Какие чудеса происходили в ночь на Ивана Купалу?
  • Почему все прыгали через огонь, купались или пили росу?
  • Как в настоящее время отмечается Иван Купала у нас в селе?

После  празднования  Ивана  Купалы  день  постепенно  становился  короче,  а  ночи  длиннее.  Наступало  время  жатвы – сбора  урожая.  Осенью,  после  сбора  урожая  славяне  праздновали  Осенины.  На  Осенины  пекли  огромный  каравай  из  зерна  нового  урожая.  Это  был  весёлый  праздник  урожая:  славяне  собирались  в  круг,  водили  хороводы  и  пели  песни,  в  которых  просили  богов  и  на  следующий  год  дать  им  хороший  урожай.

IV. Повторение изученного материала

1.     Установите правильное соответствие  при  помощи  стрелок:

 

                    1.Домовой

             Дух  воды

               2.Леший

             Дух, живущий  в  доме

                    3.Водяной

             Дух  леса

                     4.Банник

             Дух  лугов

                    5.Болотник

        Дух, живущий  в  бане

                    6.Луговой

              Дух,  живущий  в  болоте

 

2.     Игра “Я о нем вам расскажу, но его не покажу”.

Каждая  микрогруппа  получает  карточку  с  изображением  духа, не  называя его, дает характеристику. Задача других  микрогрупп – отгадать о ком идет речь.

Учитель: - Домовой, Леший, Водяной – это люди? /Нет, это духи./

Учитель: - Почему люди представляли явления природы в образе богов и духов?

/Они не могли объяснить эти явления и верили, что всем этим руководят сверхъестественные силы./

V. Итог урока

- Что нового вы для себя узнали, открыли на уроке? О чем захотелось прочитать? Что вас удивило?

VI. Домашнее задание

Прочитайте сказки, в которых встречаются духи и мифические существа, о которых мы говорили сегодня на уроке. Задание в тетради, на стр. 82-85,  стихотворение о Русалке.

VII. Рефлексия

- Урок закончен. С каким настроением вы уйдете с этого урока? Удовлетворены ли вы? Давайте покажем это своими листочками на доске. (желтые – хорошее настроение, коричневые – отчего-то стало грустно).Язычников всегда занимали свет и тьма. Темный лес их пугал, они считали, что он наполнен злыми духами. И не случайно темный цвет – цвет скорби, печали, тоски. Светлые цвета – отражение радости, бодрости, приносят успокоение.

- Выберите листочек и прикрепите к доске.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по истории на тему: "Язычество древних славян"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: закрепление представлений детей о славянской религии; знакомство с духами и мифическими существами, языческими праздниками. Задачи урока: познакомить с возникновением верований в духов, сформировать представления о языческих праздниках, помочьосознать, что древние люди были бессильны перед многими природными явлениями. Коррекционно-развивающие задачи: развитие творческого воображения, умение работать с  текстом, способность анализировать, выявлять главное. Воспитывать бережное, уважительное отношение к культуре своих предков, формировать интерес к русской культуре, народному творчеству.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 501 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2179
    • DOCX 44.7 кбайт
    • 65 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Касаткина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5728
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе