Природа и люди Древней Индии
Дата_________
Тип урока: урок
изучения нового материала.
Цели и задачи:
1.
Дать представление о
географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.
2.
Познакомить учащихся с
важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.
3.
Развивать и закреплять у
учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.
Структура урока:
1.
Организационный момент.
Нацеливание.
2.
Подготовка к активному
усвоению новых знаний.
3.
Изучение новой темы:
·
местоположение Индии;
·
природные условия Индии;
·
занятия жителей Древней
Индии.
4.
Работа с документом.
Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.
5.
Работа с текстом учебника.
Физкультминутка.
6.
Работа по дополнительной
литературе.
7.
Игра «Чудесный сундучок».
8.
Словарная работа.
9.
Решение задачи. (Устно).
10.
Подведение итога урока.
Игра «Х» и «О».
11.
Домашнее задание.
Оборудование:
·
учебник: Вигасин А.А.
«История Древнего мира»
·
компьютер;
·
отрывок документа «Диодор
Сицилийский. Историческая библиотека;
·
контурная карта;
·
таблички с надписями
«Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».
·
Картинки с изображением
тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника,
риса, чая, сахарного тростника, перца.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Нацеливание.
Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии
и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях
местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы
начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете
мне сами после подсказки.
(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)
- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы
начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).
Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы,
бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них
очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью
языка танцев можно узнать всю историю Индии.
2.
Подготовка к активному
усвоению новых знаний.
- Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии».
Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Презентация –слайды 1,2,3
(Дети сами высказывают предположения: «Где находится
Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители
Древней Индии»).
- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам
необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где
расположена Индия. (В Южной Азии)
3.
Изучение новой темы:
Запишем тему урока. Индия находится в южной части
Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с
трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами
какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает
Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие
горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть
холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с
океана, то горы их останавливают.
В западной части полуострова Индостан течет река Инд,
давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский
океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки
священными, дающими жизнь.
- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на
карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.
(Работа с контурной картой)
Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки.
В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.
- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это
отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».
Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор,
поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.
- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть
горы)
- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых
упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)
Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами.
Слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на
земле вершина. Она называется - Джомолунгма-« поднебесное жилище богов».
Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не
знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний,
другой -летний.
- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)
- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии
влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории
страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.
(звучит музыка с голосами тропического леса)
- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях
поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно
и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через
которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В
вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката
слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает
разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса
покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям
страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их
орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.
- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним
жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные
травы).
- Человек, если попал в джунгли не боялся умереть с
голода. Здесь всегда можно найти еду. Но в джунглях человека подстерегала
опасность. Там водятся множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры,
ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их
задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов комочки вареного риса и молили:
«Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».
Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он
переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона
и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов
был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали
замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется
эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы,
мультфильм).
4.
Работа с текстом учебника.
5.
Физминутка
- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной
движения:
* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего
не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);
*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко
поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким
подниманием бедра)
* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево,
вправо0
* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его
(вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)
* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой,
левой, двумя)
*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись
ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).
6.
Работа по дополнительной
литературе.
Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры.
Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и
пригласила их рассказать об этой стране.
1.
путешественник. Если бы вы
только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая
шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с
кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок,
уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.
- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в
Индии? (хлопок, сахар).
Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали
пшеницу, ячмень и т.д.
7.
Игра «Чудесный сундучок».
В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами
отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.
8.
Словарная работа.
Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает
полуостров Индостан.
Джунгли- густые, труднопроходимые леса.
9.
Решение задачи устно.
(книга для учителя стр. 96).
10.
Подведение итога урока.
Игра.
А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с
вами будем играть игру «крестики-нолики». Если вы согласны с высказыванием, то
ставите в клетке «Х», если нет, то «О».
1. Индия расположена в южной Азии на полуострове
Индостан. (Х)
2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в
мире Гималаи.(Х).
3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)
4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).
5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)
6. Основные занятия древних индийцев земледелие,
скотоводство.(Х)
7. Индийцы поклонялись многим животным, которых
считали священными.(Х).
8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь.
Правда или нет. (О)
9. Инд и Ганг берут начало в Гималаях. (Х)
11.
Домашнее задание. П.20
ответить на вопросы 1,2.
Выставление оценок.
Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:
Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,
Говорите добрые слова! Молодцы, все сегодня
поработали на славу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.