Главная / История / Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"

Скачать материал

Природа и люди Древней Индии

Дата_________


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели и задачи:

  1. Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.

  2. Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.

  3. Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.


Структура урока:

  1. Организационный момент. Нацеливание.

  2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

  3. Изучение новой темы:

    • местоположение Индии;

    • природные условия Индии;

    • занятия жителей Древней Индии.


  1. Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.

  2. Работа с текстом учебника. Физкультминутка.

  3. Работа по дополнительной литературе.

  4. Игра «Чудесный сундучок».

  5. Словарная работа.

  6. Решение задачи. (Устно).

  7. Подведение итога урока. Игра «Х» и «О».

  8. Домашнее задание.


Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира»

  • компьютер;

  • отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;

  • контурная карта;

  • таблички с надписями «Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».

  • Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.






Ход урока:

  1. Организационный момент. Нацеливание.

Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете мне сами после подсказки.


(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)


- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).


Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.


  1. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

- Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Презентация –слайды 1,2,3

(Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).


- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где расположена Индия. (В Южной Азии)


  1. Изучение новой темы:

Запишем тему урока. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают.


В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.

- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.

(Работа с контурной картой)

Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.


- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».


Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.

- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть горы)

- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)


Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется - Джомолунгма-« поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.


Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний.

- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)

- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

(звучит музыка с голосами тропического леса)


- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы).


- Человек, если попал в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду. Но в джунглях человека подстерегала опасность. Там водятся множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».


Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).


  1. Работа с текстом учебника.

  2. Физминутка

- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);

*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо0

* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).


  1. Работа по дополнительной литературе.

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

  1. путешественник. Если бы вы только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.

- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в Индии? (хлопок, сахар).

Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали пшеницу, ячмень и т.д.


  1. Игра «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.

  2. Словарная работа.

Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан.

Джунгли- густые, труднопроходимые леса.


  1. Решение задачи устно. (книга для учителя стр. 96).

  2. Подведение итога урока. Игра.

А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами будем играть игру «крестики-нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставите в клетке «Х», если нет, то «О».

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.(Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).

5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)

6. Основные занятия древних индийцев земледелие, скотоводство.(Х)

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными.(Х).

8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь. Правда или нет. (О)

9. Инд и Ганг берут начало в Гималаях. (Х)


  1. Домашнее задание. П.20 ответить на вопросы 1,2.

Выставление оценок.


Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите добрые слова! Молодцы, все сегодня поработали на славу.


5


Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • История
Описание:

Природа и люди Древней Индии

Дата_________ 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

1.     Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.

2.     Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.

3.     Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.

Структура урока:

1.     Организационный момент. Нацеливание.

2.     Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3.     Изучение новой темы:

·        местоположение Индии;

·        природные условия Индии;

·        занятия жителей Древней Индии.

4.     Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.

5.     Работа с текстом учебника. Физкультминутка.

6.     Работа по дополнительной литературе.

7.     Игра «Чудесный сундучок».

8.     Словарная работа.

9.     Решение задачи. (Устно).

10.                       Подведение итога урока. Игра «Х» и «О».

11.                       Домашнее задание.

Оборудование:

·        учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира»

·        компьютер;

·        отрывок  документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;

·        контурная карта;

·        таблички с надписями «Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».

·        Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.

 

 

 

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Борисова Надежда Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 30839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓