Истоки 6 класс
Тема: «Духовное наследие наших предков»
«У каждого народа есть четыре корня:
родная земля, родной край,
родная история и родная культура».
Мухтар Шаханов.
Цели: углубить представления учащихся о понятии
«духовное наследие», познакомить с нравственными законами существовавшими в
семье, обобщить знания детей о жизни разных «семилетий»;
-учить чётко
структурировать время работы, уважать мнение каждого;
-развивать умение
приходить к единому мнению;
-воспитывать
ценностное отношение к духовному наследию наших предков.
Ход занятия:
1.
Орг. момент. Присоединение:
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Всё это так. Но вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений –
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой
Одной семьёй, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
во внуков, правнуков вольётся,
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить.
Г.И.Кабаева.
- что вы понимаете под духовным наследием?(традиции,
обычаи, культура)
-что связывает поколения людей между собой?(родная
земля, родной край, родная история и родной язык)
-Мы подошли с вами к высказыванию , которое написал
Мухтар Шаханов
-для чего современному человеку необходимо знать и
сохранять наследие предков?
2.
-Послушайте притчу Мухтара Шаханова.
В древние времена некий могущественный
хан, задумавши покорить народ, привёл своё войско к границе и послал нескольких
лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас?».
Когда лазутчики вернулись, хан призвал
к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения.
- Мы побывали во многих местах, - сказал один из
посланных, - и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого
народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошёл юноша лет 16 с
домброй в руках. И сидевший на самом почётном месте хан потеснился и посадил
его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили: почему такой
почёт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это наш поэт!»
- Коли у них такой глупый правитель, нам под силу
попросту закидать шапками этот народ. Мой хан, дозвольте выдвигать войска! –
страстно заговорил военачальник.
И тогда безмолвно слушавший донесение
хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил:
-Нет, поверните войско назад. Нельзя считать победой
разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние,
народа, у которого столь высокая культура.
- В чём проявилась мудрость хана?
-почему народу важно беречь своё духовное достояние?
3.
Актуализация
опорных знаний. (осознание духовной связи поколений)
Мы говорили с вами о семилетиях, на которые делится
жизненный круг.
-какие семилетия вы знаете? (младенчество,
отрочество, юность)
- к какому семилетию относитесь вы? (отрочеству)
-почему оно так называется? (подросшие дети напоминают
окрепшие отростки от родительского корня)
-назовите возраст отрочества (от 7 до 14-15 лет)
- как называли мальчиков и девочек? (отрок и
отроковица)
-назовите обязанности подростков.
Отрок Отроковица
Делать топорище,
прясть, плести, ткать, шить, помо-
вязать верши, запрягать лошадь, гать на
покосе, замешивать хлеба и
рубить хвою, драть корье, пасти пироги,
вести домашнее хозяйство.
скот, удить рыбу, присматривать
за малышами.
Нельзя: точить топор, резать петуха или барана, ездить без
взрослых на мельницу, печь пироги, первыми со взрослыми начинать разговор,
громко смеяться, не садиться без приглашения за стол, больше помалкивать да
внимательнее слушать, бить лежачего, нападать двое на одного.
-какие обязанности сохранились у вашего поколения?
-назовите особенности юношества? (зарождение
привязанности, любви, вступление в брак.)
4.Целеполагание: Сегодня мы познакомимся с жизнью
людей зрелого возраста и пожилых.
«Юность думает лишь о настоящем, зрелый же
возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущем».
Фернандо де Рохас.
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
5. Работа по учебнику с. 113 «Семилетия зрелости».
(чтение текста)
Новая родня жены: свёкор, свекровь, деверь, золовка;
Новая родня мужа: тёща, тесть, свояк, свояченица.
- в чём особенность зрелого возраста? (рождение и
воспитание детей, участие в делах деревни, мира, волости, содержание
приходского храма, помощь нуждающимся и обездоленным.)
В зрелом возрасте люди больше живут для
ближнего и меньше для себя.
- В чём заключается ценность семейной жизни?
-На какой духовно-нравственной основе она строится
(любовь, взаимопонимание, уважение, трудолюбие, терпение, выдержка)
6. «Пожилые и старые»
Рассказ учителя. Перевалила жизнь за полвека – и про
человека говорят ПОЖИЛОЙ.
-объясните смысл этого слова? (поживший, повидавший)
Уже исполнены все жизненно важные дела: поставлены на
ноги дети, появились внуки, в руках мастерство, в доме порядок, в сердце и
разум и опыт. уважение и почёт. Им было принято оказывать особые знаки
внимания:
-величали по имени отчеству;
-при встречи почтительно здоровались;
-в храме уступали лучшие места;
-за столом усаживали в красный угол;
-в спорах их слово было решающим.
Но чем дальше шли годы, тем меньше становилось сил.
Они больше советовали и меньше делали сами. Земных забот у пожилых людей
становилось с годами чуть меньше, а вот духовных забот больше. На 7десятке
жизни человека считали старым, а после 80 престарелым. Но старый человек не
старался сидеть без дела.
9. Работа по учебнику с 117. «Для
размышления»
Старики всё чаще бывали в храме, да и дома
подавали пример – первыми вставали на молитву, учили поминать предков. Они
становились МОЛИТВЕННИКАМИ и ХРАНИТЕЛЯМИ УСТОЕВ, по многу могли рассказывать
молодым о прежних обычаях и порядках.
Сколько сил, любви, внимания они отдали своим детям и
теперь пришла пора детям позаботиться о них. И если ребёнок вырос с чистым
сердцем, то никогда он не бросит своих родителей.
7. Просмотр притчи.
-посмотрите одну историю и, скажите чему она учит.
(учит терпению, любви , пониманию)
8. Прочитай предложения и
отметь те, которые считаешь правильными:
1. Уважительно относиться к взрослым;
2. Уделять особые знаки внимания старым и заботиться о
них;
3. Хранить прежние обычаи и порядки;
4. Молиться о своих детях и внуках;
5.Ощущать себя одиноким в старости;
6. Дарить радость в семье;
7Давать духовно-нравственные наказы.
10. Активное занятие с 29.
Итог.
Можно ли говорить, что каждый возраст по своему хорош?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.