Конспект урока 9 класса по теме:
Тайные смыслы образов искусства
Составил
учитель музыки и искусства: Шевченко Л.В.
Цель
урока:
·
формировать
представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их
эмоционального воздействия:
·
развивать
способность сопоставлять художественные образы музыки и кино.
Ход
урока.
Урок
начинается со звучания мелодии "Адажио" Т.Альбинони (учитель
исполнит на фортепиано или пропоёт как вокализ).
Учитель:
- Знакома
ли эта мелодия вам, ребята? (далее беседа строится в зависимости от высказанных
ответов: если знакома, то просьба назвать автора и произведение).
-
Попробуйте её повторить ! (индивидуально поют небольшие фразы)
- Что
сразу же впечатляет? (мелодия запоминается быстро, её можно исполнить как песню
или вокализ).
У.: Пришло
время представить произведение, мелодию которого мы исполнили. (Презентация)
Это "Адажио" для
органа и струнных инструментов.
Томазо
Джованни Альбинони (1671 - 1750 г.) - венецианский композитор,
написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть
его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией
союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных
произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти.
Произведение
внесено в книгу "Рекордов Гиннесса", потому что авторство Альбинони
признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения
среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XX в. исследователь
жизни и творчества Альбинони - Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное
произведение.
Впервые
реконструированное "Адажио" было исполнено в 1958 году.
С тех пор,
его мелодия звучала неисчислимое количество раз как музыкальная поддержка в
телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка)
в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрипции
"Адажио" для всевозможных инструментов и составов, практически во всех
стилях звучат с эстрады. (См. учебник "Искусство 8-9 классы"
Г.Сергеева, И.Кашекова, Е.Критская - с.180-181)
Прошу вас,
ребята, внимательно послушать эту музыку в оригинале и высказать свои мысли о
содержании. Какое впечатление, какое душевное состояние вызывает эта музыка у
каждого из вас?
Звучит
"Адажио"
Ответы
ребят неоднозначны, но, практически все, говорят о трагичном, скорбном,
отчаянном, безнадёжном состоянии, о желании плакать и страдать.
Учитель:
Музыка
"Адажио" наполнена явными и скрытыми смыслами. Ее мелодическая основа
с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными
интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и,
наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о
движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской
и одиночеством.
Символ
движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне
музыки "Адажио" разворачивается неторопливое действие, в котором
режиссер Гарри Бардин (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей
осмыслить вечные темы - добро и зло, свет и тень, черное и белое, чужой среди
своих.
Давайте же
и мы поразмышляем об этом, и каждый из вас сможет высказаться на листе белой
бумаги!
Просмотр
мультипликационного фильма Гарри Бардина "Адажио".
Ребята
записывают свои суждения. Суть ответов сводиться к мыслям о торжестве добра и
света, о возрождении отвергнутой души; возникают ассоциации с образами Данко,
Иисуса Христа, образами простых людей, не жалеющих своей жизни, ради добра и
любви к другим людям.
В финале
урока вновь звучит "Адажио" в вокальных аранжировках известных
исполнителей современности: С.Брайтман, Л.Фабиан, Н.Баскова (Презентация)
Учитель
обращает внимание ребят на литературное содержание песен, в которых
главенствует тема любви.
Анна
Резникова
Навсегда
Я окна в
ночь открою,
Чтоб встретится с тобою.
Пусть я не знаю тебя.
Мне скажет шепот дождя,
Что ты грустишь обо мне.
И что придешь однажды.
Ты был
дождем и снегом,
Слезами был и небом
Ты стал моею мечтой,
Но ты мне нужен живой
Чтоб растворится в тебе,
И ты будешь здесь однажды.
Ты не
можешь не прийти,
Дать любви и отцвести,
Ты слишком мой, чтоб быть с другой.
И слова не нужны, если будем нежны,
Наконец мы с тобой.
Ты
слышишь - сердце бьется,
Оно вот - вот сорвется,
И полетит за тобой,
Чтоб стать твоей душой.
Не дай разбиться ему.
Подхвати
его и своим теплом согрей его.
Не дай погаснуть в ночи,
Огню последней свечи,
Дай мне дыханье свое, скажи мне - да,
Что навсегда, ты стал моим навсегда.
|
Николай
Басков
Мгновения
Славим
не напрасно
Этот мир прекрасный -
Вместе встречаем зарю,
Шепчем ночами люблю,
За нами следуют тени,
Эти странные слуги времени.
Мимолетна
наша жизнь,
Этот мир короткий,
Словно в полдень тень,
Береги, каждый день.
Ночи,
как мгновенья,
Забыты сновиденья.
Где-то витает мечта
Удел ее - высота,
За нами следуют тени,
Эти странные слуги времени.
Мимолетна
наша жизнь,
Этот мир короткий,
Словно в полдень тень,
Береги, каждый день.
Время безвозвратно,
И нет пути обратно.
Встретимся,
может, в раю,
Снова скажу - люблю,
За нами следуют тени,
Эти верные стражи времени.
|
Исполняем
фрагменты хором
Домашнее
задание:
Сделать
презентацию, используя репродукции картин различных художников, фрагменты
художественных фильмов, иллюстрации картин природы, фотографии, видеоряд из
которых могла бы озвучить музыка Т.Альбинони "Адажио".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.