Главная / Информатика / Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)

Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)

Скачать материал

Урок «Решение нестандартных задач по информатике»

Разработано: учителем информатики-физики Голубевой Н.Н.

Класс: 11 класс.

Тип урока: нестандартный урок в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Продолжительность урока-35 минут.

Цель:
Углубление знаний учащихся по информатике, развитие внимания и логического мышления; умение работать в команде.
Задачи:
1. Обобщение и углубление изученного материала
2. Развитие слухового и зрительного восприятия, коммуникативной речи учащихся
3. Развитие интереса к предмету

4. Развитие культуры мышления и речи, развитие сообразительности, памяти, внимания, интеллекта, любознательности
5.Формирование личностных качеств учащихся: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умения работать в коллективе.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация игры Microsoft PowerPoint.
Ход игры
«Здравствуйте уважаемые гости!»
(музыка)
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Сегодня команда знатоков – учащихся 11-го класса будет играть против меня, поскольку вопросы на которые им придется отвечать, отобраны и придуманы мной.
Уважаемые члены клуба и зрители!
Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на экране игровой круг, который разделён на несколько секторов, на секторах расположены указатели с номерами вопросов. Порядок вопросов, на которые предстоит ответить знатокам будет определяться случайным образом.
Знатоки должны ответить на 12 вопросов. Время на обдумывание одного вопроса – секунд. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Знатоки могут дать досрочный ответ, о чем должны проинформировать до начала гонга перед отсчетом времени на обдумывание вопроса. Сэкономленное время сохраняется и может быт использовано в последствии на обдумывание других вопросов.
Как и в известной телевизионной версии игры «Что? Где? Когда?», в нашей игре присутствуют вопрос с чёрным ящиком - здесь потребуется ответить, что находится в чёрной ящике; мультимедийные вопросы – это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков, вопросы, в формулировании которых мне оказали помощь учителя нашей школы.

1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.




































Итак, мы начинаем игру! ГОНГ

  1. На

Лягушка съедает ежедневно на 20% комаров больше, чем в предыдущий день, и ещё два комара. Через сколько дней количество съеденных комаров превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров.

  1. На «Анализ информационных моделей. Поиск оптимального маршрута по расписанию».

Между четырьмя аэропортами: Елкино, Палкино, Веревкино
и Булкино ежедневно выполняются авиарейсы. Расписание рейсов:

hello_html_m65f91351.png

Максим Ивакин оказался в аэропорту Елкино в 6 часов утра. Каково самое ранее время, когда он сможет попасть в аэропорт Палкино? Время на пересадку из самолета в самолет не учитывайте.

Решение:

В Палкино прилетают три рейса:

из аэропорта Булкино в 16:20,

из аэропорта Веревкино в 16:30

из аэропорта Елкино в 16:40.

Можно сэкономить 10 минут по сравнению со временем прилета прямого рейса, если полететь через аэропорт Веревкино. Для этого нужно вылететь из аэропорта Елкино в Веревкино в 7:30 и там сесть
на самолет, отправляющийся в 14:20 в Палкино. В этом случае будет
3 часа 30 минут на пересадку.

(Через Булкино долететь из аэропорта Елкино в аэропорт Палкино нельзя, так как в момент посадки самолета в аэропорту Булкино – 14:30 «стыковочный» самолет уже улетит.)

Ответ: 16:30.

  1. Анализ и построение алгоритмов для исполнителей.
    Черный ящик – это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны.

«Черный ящик» представляет систему только с одной стороны: взаимоотношение, связь между «входом» и «выходом»

В программу «Чёрного ящика» заложены алгоритмы, по которым обрабатываются входные данные. У ис­пол­ни­те­ля «Черный ящик» только две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:

 

1. при­бавь 2

2. умножь на 3

Вы­пол­няя первую из них, «Черный ящик» при­бав­ля­ет к числу 2, а вы­пол­няя вто­рую, утра­и­ва­ет его. (На­при­мер, про­грам­ма 21211 – это про­грам­ма:

 

умножь на 3

при­бавь 2

умножь на 3

при­бавь 2

при­бавь 2,

 ко­то­рая пре­об­ра­зу­ет число 1 в 19)

За­пи­ши­те по­ря­док ко­манд в про­грам­ме «Черного ящика» по по­лу­че­нию из 0 числа 28, со­дер­жа­щей не более 6 ко­манд, ука­зы­вая лишь но­ме­ра ко­манд.


Общее ре­ше­ние: идем с конца в на­ча­ло. Если число крат­но мно­жи­те­лю, то делим на него. Если не крат­но, то вы­пол­ня­ем вы­чи­та­ние. В конце за­пи­сы­ва­ем ход про­це­ду­ры задом на­пе­ред и по­лу­ча­ем про­грам­му.

 

1. 28 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 28 - 2 = 26; 1.

 

2. 26 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 26 - 2 = 24; 1.

 

3. 24 крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 24 / 3 = 8; 2.

 

4. 8 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 8 - 2 = 6; 1.

 

5. 6 крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 6/3 = 2; 2.

 

6. 2 - 2 = 0; 1.

 

Пра­виль­ный ответ: 121211.


  1. Задача на вероятность:

Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 30% этих стекол, вторая — 70%. Первая фабрика выпускает 3% бракованных стекол, а вторая — 4%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло, окажется бракованным.

Решение. Переводим %% в дроби.

Событие А - "Куплены стекла первой фабрики". Р(А)=0,3

Событие В - "Куплены стекла второй фабрики". Р(В)=0,7

Событие Х - " Стекла бракованные".

Р(А и Х) = 0.3*0.03=0.009

Р(В и Х) = 0.7*0.04=0.028

По формуле полной вероятности:

Р = 0.009+0.028 = 0.037

Ответ: 0,037

  1. Организация компьютерных сетей. Адресация. Восстановление IP адресов

Штирлиц попал в XXI век. Ему для связи дали IP-адрес, но ошибке он порвал листок с адресом на 4 части:

hello_html_m14afc667.gif

AutoShape 5AutoShape 6AutoShape 7AutoShape 8









Разведчик обратился к школьнику, изучающему информатику, и тот рассказал ему, как записываются IP-адреса. После этого Штирлиц восстановил нужный адрес. А вы сможете это сделать?

Решение: IP-адрес записывается в виде четырех неотрицательных целых чисел, меньших 256, разделенных точками.

Первую из имеющихся частей (137.72) нельзя продолжить ни одним
из остальных фрагментов (убедитесь в этом самостоятельно). Значит, искомый адрес заканчивается на «137.72».

Перед числом 137 не могут быть записаны никакие цифры, т.е. перед ним должна стоять точка. Следовательно, предпоследний фрагмент – третий (35.), а вся найденная часть адреса выглядит так:

35.137.72

Далее, перед числом 35 не может быть записано (после точки) двузначное число. Значит вторая часть адреса – 1.2, а весь искомый адрес такой:

201.235.137.72

  1. Базы данных

  2. История.
    Любой программист знает что такое «Debugging» – процесс удаления ошибок из программы. А появилось это понятие на свет в тот день, когда в Гарвардском университете перестал работать компьютер «Марк 1». Назовите причину остановки компьютера.

Ответ: Насекомые (Bugs).

На контакты реле случайно попала моль.

  1. Системы счисления
    Всё есть число", - говорили пифагорейцы, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеют работать с числами наши игроки? Сейчас нам предстоит это узнать.

ВНИМАНИЕ! (гонг) Вам предстоит решить задачу:

В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: "Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей". Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведённых чисел. Основание этой системы определяется фразой: "Спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком:" Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе счисления (как 9 - в десятичной), а следовательно, основание системы является 5. То есть все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления: 44 R 24, 100 -> 25, 34 -> 19, 11 -> 6, 10 -> 5

  1. Вычисление по программе

Ивана Александровича Хлестакова пригласили управлять департаментом.

В первый день ему прислали 1000 курьеров, а в каждый последующий в 2 раза больше, чем в предыдущий. Иван Александрович согласился тогда, когда к нему прибыло сразу не менее 30 000 курьеров. На какой день Хлестаков согласился управлять департаментом? (Он не умеет ни делить, ни умножать)

  1. Алгебра логики.
    По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:
    1.Если Иванов невиновен или Петров виновен, то Сидоров виновен.
    2.Если Иванов невиновен, то Сидоров невиновен.
    Виновен ли Иванов?
    Решение
    Рассмотрим простые высказывания:
    А={Иванов виновен};
    В={Петров виновен};
    С={Сидоров виновен}.
    Запишем на языке алгебры логики факты, установленные следствием:
      (¬А + В) => С и ¬А => ¬С


Пусть F(A,B,C)=((A+ B) =>C) & (¬A=>¬C)

Решить задачу – это значит указать, при каких значениях А это сложное высказывание истинно. И если хотя бы в одном случае ( при разных значениях В и С) F=1 при А=0 (Иванов не виновен), то у следствия не достаточно фактов для того, чтобы обвинить Иванова в преступлении.
Составим таблицу истинности:


А

В

С

F

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1


Из таблицы истинности видно, что сложное высказывание истинно только когда А – истинно т.е. Иванов виновен в ограблении.


  1. Ко­ди­ро­ва­ние и де­ко­ди­ро­ва­ние информации. Расшифровка сообщений.
    Помните в рассказе Артура    Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
    Сейчас вам предстоит расшифровать текст и объяснить способ кодирования.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (гонг) что зашифровано в этой записи и каким способом?

  1. Вычисление количества информации

В Некоузском районе проходит лыжный кросс, в котором участ­ву­ют 119 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства битов, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объём сооб­щения, за­пи­сан­но­го устрой­ством, после того как про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 80 лыж­ни­ков? Ответ выразите в битах и байтах.


По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 26 < 119 < 27 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 119 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 7 бит па­мя­ти. По­сколь­ку про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 50 лыж­ни­ков, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 80 * 7 бит = 560 бит = 70 байт.

 


Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Урок «Решение нестандартных задач по информатике»

Разработано: учителем информатики-физики Голубевой Н.Н.

Класс: 11 класс.

Тип урока:  нестандартный урок в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Продолжительность урока-35 минут.

Цель:
Углубление знаний учащихся по информатике, развитие внимания и логического мышления; умение работать в команде.
Задачи:
1. Обобщение и углубление изученного материала
2. Развитие слухового и зрительного восприятия, коммуникативной речи учащихся
3. Развитие интереса к предмету

4. Развитие культуры мышления и речи, развитие сообразительности, памяти, внимания, интеллекта, любознательности
5.Формирование личностных качеств учащихся: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умения работать в коллективе.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Голубева Наталья Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1158
Номер материала 56570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓