Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока по информатике " Клавиатура. Группа клавиш" (5 класс)

Конспект урока по информатике " Клавиатура. Группа клавиш" (5 класс)

Скачать материал

Урок 6                        предмет: информатика                    учитель: Малышкина Т.Ю.

Класс: 5 «А»                                                                                     дата: 08.10.2013

 

Тема:  Клавиатура. Группа клавиш.

 

Цель урока: помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

Задачи:

Образовательная: помочь учащимся усвоить устройство компьютера, понятие базовая конфигурация ПК, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере;

Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать;

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: индивидуальная работа.

Оборудование: доска, компьютер, опорные конспекты, компьютерная презентация.

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин.);
  2. Актуализация знаний. (4 мин);
  3. Объяснение нового материала (20 мин.);
  4. Практическая работа(10 мин.);
  5. Физкультминутка(5 мин.);
  6. Подведение итогов урока (4 мин.);
  7. Домашнее задание (1 мин.).

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

- приветствие, проверка присутствующих;

- сообщение темы урока, его целей и задач;

- краткий план деятельности.

Записывают тему урока в тетради.

Актуализация знаний

Учитель. На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютером.

Для чего можно использовать компьютер? (Ответы ребят. Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)

А где ты и твои друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)

Диалог: учитель-ученики.

Объяснение нового материала

Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.

Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.

Учитель читает стихотворение, ребята хором называют устройство, показанное учителем.

“Оглянись, дружок, вокруг!

 Вот компьютер – верный друг.

 Он всегда тебе поможет:

 Сложит, вычтет и умножит!

 

 Может он ребят учить,

 Может он станок включить,

 Папе, дедушке и тете

 Он поможет на работе:

 

 Стало легче с ним, чем прежде,

 Дом построить, сшить одежду.

 И послать ракету к звездам

 Без него не так-то просто!

 

 Даже вылечить больного

 Он поможет – что ж такого!”

 

 Наверху машины всей

 Размещается дисплей

 Словно смелый капитан!

 А на нем – горит экран.

 

 Яркой радугой он дышит,

 И на нем компьютер пишет

 И рисует без запинки

 Всевозможные картинки.

 

 Под дисплеем – главный блок,

 Там бежит электроток

 К самым важным микросхемам.

 Этот блок зовут “системным”.

 

 Вот, познакомьтесь – дисковод!

 Если с дисководом дружен –

 То и справочник не нужен:

 

 В упаковке, как конфета,

 Быстро вертится дискета –

 Там записаны программы

 И для папы, и для мамы!

 Там веселых игр десятки

 Друг за другом по порядку!

 

 Блок системный всё, что нужно,

 У нее узнает. Дружно

 Трудятся они вдвоем

 Утром, вечером и днем!

 

 Это вот – клавиатура.

 Вот, где пальцам физкультура

 Им гимнастика нужна!

 Пальцы прыгать тут должны!

 А вот это – принтер, братцы.

 Тут нам надо разобраться.

 Для чего же этот ящик?

 Он в себя бумагу втащит.

 И сейчас же буквы, точки,

 Запятые – строчка к строчке –

 Напечатает в момент!

 Очень нужный инструмент.

 

 Вот теперь, дружок, немного

 Ты с компьютером знаком.

 Если дальняя дорога

 Приведет его в твой дом,

 То скажи ты всем вокруг:

 “Вот компьютер – верный друг!”

Знакомство с клавиатурой Презентация “Клавиатура”

Печатать текст удобнее всего, разумеется, с помощью клавиатуры. Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

·         функциональные клавиши;

·         алфавитно-цифровые клавиши;

·         управляющие клавиши;

·         клавиши управления курсором;

·         цифровые клавиши.

В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – пробел, который используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Функциональные клавиши F1–F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определённых действий (функций). Так очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы, буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором. Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором, на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и право. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют листать документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие клавиши. Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt корректируют действие других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе NumLock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенные как на калькуляторе. (Объясняя, учитель обращает внимание детей на плакат “Говори правильно”).

Рассказ учителя.

 

Ученики конспектируют определения в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя.

 

Ученики конспектируют определения в тетради.

 

Практичес-кая работа

Сегодня на практической части занятия мы начнем осваивать клавиатуру. Ваша цель сегодня и на последующих уроках – узнать расположение и назначение основных клавиши научиться как можно быстрее печатать, ведь этот одно из важных умений, необходимых современному пользователю.

Учащиеся имеющие навыки работы с клавиатурой запускают клавиатурный тренажер и выполняю задания по «слепой печати».
Для работы с клавиатурой будем использовать программу «Блокнот» - запустите ее с рабочего стола двойным щелчком по ее ярлыку.
Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.


Для удобства клавиши объединены в несколько групп.
1. Алфавитно-цифровые клавиши.
2. Функциональные клавиши.
3. Клавиши управления курсором.
4. Клавиши редактирования и листания документа.
5. Дополнительная цифровая клавиатура.
6. Специальные.

Алфавитно-цифровые клавиши (49 шт) размещаются в центре клавиатуры. На каждой клавише нанесены два символа: на алфавитной – русская и латинская буквы, на цифровой – цифра и символы. Переключение между раскладками клавиатуры производится нажатием специальных клавиш, либо с помощью мыши на языковой панели.

Функциональные клавиши (12 шт) занимают верхний ряд клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ. (F1 – вызов справки)
Клавиши управления курсором (4 шт) предназначены для перемещения курсора.
Клавиши редактирования и листания документа размещаются справа от алфавитно-цифровых и позволяются вставлять символы, удалять, перемещаться по документу.
Дополнительная цифровая клавиатура размещается с правой стороны клавиатуры и дублирует цифровые клавиши из алфавитно-цифрового блока или клавиши управления курсором (переключение кнопкой [NumLock].
Специальные клавиши расширяют возможности клавиатуры. Они применяются совместно с другими клавишами.
В некоторых современных клавиатурах имеются дополнительные клавиши управления питанием, которые предназначены для включения/выключения компьютера, перевода его в спящий режим и обратно.

Попробуем набрать ряд цифр: 1234567890. Теперь переместите курсор между цифрами 5 и 6. Используя клавиши [Backspase] и [Delete] удалите цифры 5, 4 и 6 и 7. Теперь удалите все оставшиеся цифры.Попробуем набрать ряд знаков. Нажмите [Shift] и, не отпуская ее, нажимайте на цифровые клавиши. Удалите введенные символы.
Сейчас будем набирать свое имя разделяя слова [пробелом]. Напишите свое имя не нажимая специальных клавиш (маленькими буквами). Теперь с большой буквы ([Shift] и буква); теперь большими буквами ([Shift] и буквы). Нажмите [Caps Lock] (переключение регистра) – загорится индикатор. Наберите свое имя. Все буквы будут большие. А теперь, попробуйте написать как-будто с заглавной буквы ([Shift] и буква). Заметили что произошло? Нажмите [Caps Lock] еще раз – индикатор погас.
Переключитесь на английский язык ([Alt]+[Shift]) и напечатайте свое имя по-английски. Переключитесь на русский – и напечатайте по-русски. Попробуйте повторить самостоятельно.

Теперь самостоятельно напечатайте какой-нибудь текст. Обратите внимание, что переход на новую строку происходит автоматически (если включен «перенос по словам»). Для начала нового абзаца воспользуйтесь клавишей [Enter]

Выполняют практичес-кую работу

 

Физкультминутка

Раз-два – потянулись

Три-четыре все прогнулись,

Пять-шесть – наклонились,

А теперь все распрямились,

И снова:

Раз-два – потянулись,

Три-четыре – все прогнулись

Пять-шесть – тихо сесть.

Выполняют

Подведение итогов урока

Учитель. Давайте вспомним то, что мы сегодня изучили на уроке. (Ответы на загадки)

Вот сижу я за компьютером

И хочу писать слова.

Жаль, что тут язык английский.

Помогите мне, друзья.

С помощью, каких клавиш можно поменять язык ввода с клавиатуры? (Ctrl + Shift, Alt слева + Shift.) Каким еще способом это можно сделать? (С помощью индикатора языка на панели задач.)

 

Имя свое я хочу записать.

Где бы заглавную букву сыскать?

 

(Для ввода заглавной буквы следует нажать одновременно клавишу с нужной буквой и клавишу Shift.)

 

Вновь проблема — в конце строчки

Я забыл поставить точку.

Как быстро мне туда попасть опять,

Чтобы время даром не терять?

 

(Нажать клавишу End.)

 

Два слова слились.

Что наделал — беда!

Скорей разделите

Мне их, детвора.

 

(Подводим курсор в нужное место и нажимаем клавишу пробела.)

Диалог: учитель-ученики.

Домашнее задание

Учебник страницы 44-46. Знать конспект урока.

Записывают  в дневники.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по информатике " Клавиатура. Группа клавиш" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

Задачи: 

Образовательная: помочь учащимся усвоить устройство компьютера, понятие базовая конфигурация ПК, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере;

Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать;

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 745 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1204
    • DOCX 72 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малышкина Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малышкина Татьяна Юрьевна
    Малышкина Татьяна Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 38376
    • Всего материалов: 37

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 618 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 956 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе