МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ УРОКА
по информатике и ИКТ:
«Классификация»
6 класс
(УЧЕБНИК
для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова)
Работу выполнила:
учитель информатики
Волкова О. Н.
Судиславль
2015
Информатика
6 класс
Урок
21. Отношения тождества, пересечения и подчинения
(девятый
урок в теме «Человек и информация»)
УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л.
Босова+Рабочая тетрадь для 6 класса ИНФОРМАТИКА и ИКТ Л. Босова
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор,
электронная доска, графический планшет.
Цели урока:
Обучающие:
·
углубить представления учащихся о классификации
понятий;
·
познакомить учащихся с естественной и вспомогательной
классификацией;
·
закрепить приемы эффективного построения
изображения в графическом редакторе Paint.
Воспитательные:
·
воспитывать информационную культуру,
·
эстетическое чувство гармонии, самостоятельности,
ответственности;
Развивающие:
·
развитие речи (обогащение и усложнение словарного
запаса, усиление коммуникативных свойств речи),
·
развитие мышления (учить анализировать, сравнивать);
·
развитие умения оценивать результаты выполненных
действий, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Новые понятия урока:
- классификация;
- основание
классификации;
- естественная
классификация;
- вспомогательная
классификация.
Приемы обучения: объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный.
Структура урока:
- Организационный
момент (2 мин).
- Актуализация
опорных знаний (8 мин).
- Изучение нового
материала (10 мин).
- Закрепление
приобретенных знаний (5 мин).
- Практическая работа
(10 мин).
- Инструктаж
домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов
урока, рефлексия (3 мин).
Ход урока:
- Организационный момент
(2 мин).
Приветствие.
Добрый день. Я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами на уроке повторим
пройденную тему, изучим новую тему. Выполним практическую работу.
- Актуализация
опорных знаний (3 мин).
Повторение пройденного материала по теме
«Определение понятия».
Учащиеся отвечают на вопросы (слайды 2 презентации):
- Как определить понятие? (Определение
понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса
однородных объектов) в связном предложении.)
- В. В. Маяковский писал:
«Если тебе «корова» имя,
У тебя должно быть молоко и вымя»
Скажите, достаточно ли признаков, указанных поэтом, для определения
понятия «корова»? (Нет, не достаточно. Под это определение подходят и
другие животные. Например, коза.)
- Каким способом чаще всего определяются
понятия? (Распространённым является определение понятия через ближайший
род и видовое отличие).
Производится
визуальная проверка и обсуждение № 32 на стр. 65 рабочей тетради (акцентируется
внимание на отношении «род — вид» между понятиями)
Изучение нового материала (10 мин).
Сегодня на уроке мы продолжим работу с понятиями.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задания в парах.
Карточка №1
- Составьте пирамиду понятий.
Понятия: школа, 5а, 6б, 6 –е классы, 5б, 5-е классы, 6а
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к существенным признакам?
Карточка №2
- Составить пирамиду понятий (классификацию).
Понятия: числа, десятки, 12, 5, единицы, 68, 9, 34, 3
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к существенным признакам?
Карточка №3
- Составьте пирамиду понятий.
Понятия: игрушки, техника, больница, танк, трактор, вата, бинт.
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к существенным признакам?
Карточка № 4
- Составьте пирамиду понятий.
Понятия: дети, мальчики, Маша, Сергей, девочки, Даша, Рома.
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к существенным признакам?
Карточка № 5
- Составьте пирамиду понятий.
Понятия: деревья, сосна, береза, лиственные, ель, дуб, хвойные
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к существенным признакам?
Карточка №6
- Составьте пирамиду понятий.
Понятия: компьютер, устройства ввода, монитор, устройства вывода, клавиатура,
мышь, наушники
- Устно ответьте на вопросы:
- По какому признаку распределяли понятия?
- Относится ли он к
существенным признакам?
Учащиеся выполняют
задания на компьютерах, затем демонстрируют их классу, отвечая на поставленные
вопросы.
- Итак,
существуют понятия, которые являются родственными для других. На основании
этого мы можем классифицировать эти понятия. Это и есть тема нашего урока.
Наша цель познакомится с понятием классификация и ее видами. Научиться
классифицировать понятия по видам.
Начнём
с определения классификации. Из слов, которые вы видите на экране,
сформулируйте определение классификации.
Очень
важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по
существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам
(вспомогательная).
Основание классификации – это признак, по
которому производится классификация. Одна и та же совокупность понятий может
быть классифицирована по разным основаниям. Естественная классификация
позволяет судить о свойствах объекта. Вспомогательная классификация
(упорядочение) служит для более легкого отыскания объектов.
- Закрепление приобретенных
знаний (5 мин).
А
теперь откройте рабочие тетради на странице 60, №28 по вариантам, на
выполнение задания отводится 3 мин
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и
выполните взаимопроверку. Правильные ответы на экране, сравните. Поставьте
«+», если задание выполнено верно. Верните тетради. Поднимите руки у кого верно
выполнено все задание.
- Практическая
работа (15 мин)
- Сейчас каждый из вас выполнит практическую работу. Учебник
стр. 148 работа № 9.7 Когда ученики сделают работу, еще раз провести
рефлексию какие лица получились, произвести их классификацию.
(Выполнение индивидуальной практической работы. В
ходе работы ученик может консультироваться с учителем или с учащимися, которые
быстрее выполнили работу). Выставление оценок.
- Постановка
домашнего задания (2 мин) § 2.3 учебника
стр.54-55 читать, РТ № 29 стр. 62
- Подведение
итогов, рефлексия (3 мин).
- Что нового сегодня на уроке вы узнали?
- Какие задания для вас были самыми
интересными?
- Какую работу не хотелось выполнять?
- Чему вы сегодня научились?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Каждый ученик в конце урока отмечает свое
настроение на доске в виде смайликов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.