Конспект
урока по информатике для учащихся 10 класса по теме:
«Автоматическая обработка информации»
Цель урока:
образовательная: формирование навыков работы
с программой для машины Поста при решении простейших задач; закрепление умений
анализировать, систематизировать, доказывать.
развивающая: развитие
логического и алгоритмического
мышления, познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
воспитательная: воспитание информационной
культуры.
Тип
урока: урок
изучения нового материала
Методы обучения: дедуктивно –
репродуктивный, индуктивно – репродуктивный
Оборудование:
персональный
компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; презентация «Автоматическая
обработка информации»
Литература:
1.
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11
класс.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2.
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и
ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
3.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. под ред. И.Г. Семакина,
Е.К. Хеннера.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое
пособие/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.–2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
План
урока:
1)
Организационный
момент (1 мин).
2)
Изучение
нового материала (25 мин).
3)
Домашнее
задание (2 мин).
4)
Практическая
работа (15 мин).
5)
Итог
урока (2 мин).
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Организационный
момент
|
Учитель здоровается с учениками
и отмечает отсутствующих.
|
|
Изучение нового
материала
Домашнее задание
Практическая работа.
Итоги урока
|
Учитель: Приступим к изучению
нового материала. Тема сегодняшнего урока «Автоматическая обработка
информации». Открываем тетради, записываем число, тему урока (слайд 1).
В 30-х годах XX века возникает
новая наука — теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для
всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения?
Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе,
на которого должен быть ориентирован алгоритм (слайд 2).
Английский
ученый Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название
«машина Тьюринга». По замыслу Тьюринга, его «машина» является универсальным
исполнителем обработки любых символьных последовательностей в любом
алфавите.
Практически
одновременно с Тьюрингом (1936-1937 гг.) другую модель алгоритмической машины
описал Эмиль Пост. Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько
проще в своем «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным случаем
машины Тьюринга. Однако именно работа с двоичным алфавитом представляет
наибольший интерес, поскольку, как вы знаете, современный компьютер тоже работает
с двоичным алфавитом. (слайд 3-4)
Алгоритм,
по которому работает машина Поста, будем называть программой.
Договоримся
о терминологии: под словом «программа» мы всегда будем понимать алгоритм,
записанный по строгим правилам языка команд исполнителя — на языке
программирования для данного исполнителя (слайд 5).
Опишем
архитектуру машины Поста (слайд 6). Имеется бесконечная
информационная лента, разделенная на позиции — клетки. В каждой клетке может
либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто).
Вдоль ленты
движется каретка — считывающее устройство. На рисунке она
обозначена стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг —
смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена
каретка, будем называть текущей.
Каретка
является еще и процессором машины. С ее помощью машина может:
• распознать,
пустая клетка или помеченная знаком;
• стереть
знак в текущей клетке;
• записать
знак в пустую текущую клетку.
Если
произвести замену меток на единицы, а пустых клеток — на нули, то информацию
на ленте можно будет рассматривать как аналог двоичного кода телеграфного
сообщения или данных в памяти компьютера. Существенное отличие
каретки-процессора машины Поста от процессора компьютера состоит в том, что в
компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном
порядке, а в машине Поста — только последовательно.
Назначение
машины Поста — производить преобразования на информационной ленте.
Исходное
состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное
состояние ленты — результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные
входит информация о начальном положении каретки.
Система
команд машины Поста (слайд 7)
Стр. 71 в
учебнике
Запись всякой
команды начинается с ее порядкового номера в программе — n. Затем следует код операции и после него — номер следующей
выполняемой команды программы — m:
Пример
программы решения задачи на машине Поста (слайд 8-19)
Исходное состояние показано
на рисунке.
Машина
должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе
знаков, расположенных справа от каретки.
(Слайд 20)
Многократное
повторение команд называется?
В процессе
выполнения приведенной программы многократно повторяется выполнение команд с
номерами 2 и 3. Такая ситуация называется циклом. Напомним, что цикл относится
к числу основных алгоритмических структур вместе со следованием и ветвлением.
На доске
записывается домашнее задание.
Это будет
домашним заданием.
Параграф 10,
№ 3,4
Выполним
задания
Задание 1.
Стр. 74 учебника
На
информационной ленте машины Поста расположен массив из N меток.
Каретка расположена под крайней левой меткой. Какое состояние установится на
ленте после выполнения следующей программы?
1 → 2
2 ↕ 3
3 → 4
4? 5, 2
5 ← 6
6 V 7
7 !
Задание 3.
На ленте
расположен массив из 2n-1 меток. Составить программу отыскания
средней метки и стирания ее.
Задание 4.
На ленте
расположен массив из 2n меток. Составить программу, по которой
машина раздвинет на расстояние в одну клетку две половины данного массивы.
Подведем итог.
Автоматическая обработка информации возможна, если:
1) информация представлена в формализованном виде
— в конечном алфавите некоторой знаковой системы;
2) реализован
исполнитель, обладающий конечной системой команд, достаточной для построения
алгоритмов решения определенного класса задач обработки информации;
3) реализовано
программное управление работой исполнителя. Машина Поста — пример
автоматического исполнителя обработки информации с ограниченными
возможностями. Компьютер удовлетворяет всем вышеперечисленным свойствам. Он
является универсальным автоматическим исполнителем обработки информации.
|
Записывают тему урока
Записывают
определение машины Поста в тетрадь
Зарисовывают ленту
Записывают в тетрадь определение каретки
Записывают
в тетрадь действия каретки
Рассматривают
таблицу в учебнике
Записывают
пример в тетрадь, делают рисунок
Ученики
отвечают цикл
Записывают
домашнее задание в тетради
Один
ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях
Решают
задачи самостоятельно
|
Самоанализ урока информатики
Урок информатики проводился в МОУ
«СОШ № 37» г. Саранска в 10 «А» классе 19 ноября 2014. Этот
урок является первым уроком в теме «Обработка информации». Тип анализируемого
урока – изучение нового материала.
Урок предусматривал
достижение следующих целей:
·
образовательные: формирование навыков работы с программой для машины Поста при
решении простейших задач; закрепление умений анализировать, систематизировать,
доказывать.
·
развивающие: развитие логического и алгоритмического мышления,
познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей. формировать умение работать с дополнительным
материалом; развивать внимание и речь учащихся при ответах на вопросы учителя, развитие
наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания и мышления учащихся.
·
воспитательные: воспитание информационной культуры. воспитание интереса
к предмету; формирование навыков самостоятельности и дисциплинированности,
умение работать в коллективе.
При проведении
урока время использовалось рационально. Содержание материала соответствовало
учебной программе и уровню знаний и подготовки учащихся. Структура урока
соответствует целям и содержанию. Все этапы урока последовательны,
взаимосвязаны между собой и распределены по времени следующим образом:
1. Организационный момент (1
мин).
2. Изучение нового материала (25
мин).
3. Домашнее задание (2 мин).
4. Практическая работа (15 мин).
5. Итог урока (2 мин).
Кабинет
информатики оборудован в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;
компьютерные столы расставлены по периметру кабинета, в центре стоят
ученические столы. В кабинете информатики имеются мультимедиа-проектор, экран.
Материал к уроку
был подготовлен заранее, урок сопровождался показом презентации.
Урок начался с
приветствия учащихся и проверки посещаемости. К началу урока на доске были
записаны число и классная работа. Ученикам была объявлена тема и цели урока.
В ходе объяснения
материала основные определения ученики записывали к себе в тетради.
На этапе
закрепления полученных знаний было решено несколько задач. Задачи выполнялись
совместно с учениками на доске, после чего ученики записывали ход решения к
себе в тетради. При решении задач были использованы знания, полученные
учениками в ходе урока. На протяжении всего урока присутствовала «обратная
связь», поддерживалась дисциплина.
Структура
урока соответствовала заявленному типу урока. Материал был изложен
последовательно, в научной, но доступной форме. Можно сделать вывод, что урок
прошел эффективно, так как ученики успешно справились со всеми поставленными
перед ними задачами и активно участвовали в беседе. Так же, на этапе объяснения
нового материала были использованы средств ИКТ для того что бы вызвать у
учащихся интерес к изучаемому предмету, что способствовало лучшему усвоению
знаний учащихся. Поставленные перед уроком цели были достигнуты,
запланированный объем работы был выполнен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.