Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока по химии в 10 классе на тему "Влияние синтетических моющих средств на здоровье человека и окружающую среду"

Конспект урока по химии в 10 классе на тему "Влияние синтетических моющих средств на здоровье человека и окружающую среду"

Скачать материал

                                                       Конспект урока

Тема: «Влияние синтетических моющих средств на организм человека и       окружающую среду»

Оборудование: выставка СМС, компьютер, экран, проектор, химические реактивы, раздаточный материал.

  Цели урока:

1 Образовательная: познакомить учащихся с составом и свойствами СМС. Изучить их влияние на организм человека и окружающую среду.

2. Развивающая.

- развивать наблюдательность при работе с лабораторным оборудованием;

-проанализировать состав синтетических моющих средств;

- установить причинно-следственные связи между составом  СМС и их влиянием на организм человека и окружающую среду.

- развитие практических умений при выполнении практических работ;

- умение делать выводы и обобщать материал  при изучении влияния  синтетических моющих средств на окружающую среду и здоровье человека.

3. Воспитательная:

- воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине;

- воспитывать познавательный интерес к предмету химия.

 

                                           Ход урока.

I.      Организация класса.

II.   Основное содержание урока.

1.Актуализация знаний.

    Все знают поговорку «Мой дом – моя крепость». Дом это место где ты живёшь вместе со своей семьёй, место, куда ты приходишь после школы и работы, где набираешься сил,  отдыхаешь.  Место,  где ты чувствуешь себя защищённым.  Но учёные считают, что  последнее время,  наш дом стал угрозой для человека. Дымящие фабрики, выбросы нефти – не что по сравнению с тем, какую опасность таит в себе наш дом. Почему? Попробуем совершить небольшое путешествие по кухне, где хозяйке приходится проводить большую часть времени. Видео. Слайд 1.

Камера остановилась на предметах бытовой химии.  Что вы знаете об этих веществах.

 

 

Что  вы еще хотели узнать о  моющих средствах?

 Вопрос: Что такое СМС? Слайд 2. (Ответы детей)

1.Вопрос: СМС - детергенты. А как перевести с английского языка слово  «Deterqent».

           О чём сегодня  пойдёт речь! (Ответы детей)      

  Цель нашего исследования: Изучить свойства синтетических моющих средств  и их влияния на организм  человека  и окружающую среду. Слайд 3,4.

3. Изучение нового материала.

    У вас на столах каталоги, которые нам предлагает магазин «Магнит». 14 страниц - 4 отведено СМС. Не слишком ли много?  Рядом с продуктами питания находятся моющие и чистящие средства. Не опасно ли это?  Не слишком часто мы их применяем? А что  знает потребитель о  СМС?  Ответить на этот вопрос нам помогут девочки  группы №2

1) Предоставим слово девочкам, которые проводили социологический опрос.  Слайд 5. (Приложение 2)

(Отчёт об опросе). Выводы. Слайд 6.

 «Чистота – залог здоровья» ?- справедлива ли эта фраза, когда речь идёт о применении  синтетических моющих средствах?

Видео. Слайд 7.

Является ли чистота залогом здоровья?

2) Познакомимся составом СМС. Слайд 8.

Задание первой группе. Познакомиться с составом  СМС.

Таблица №1 Состав современных моющих средств. Слайд 9.

Компонент

Содержание в %

Назначение

Поверхностно-активные вещества

10-15

Смачивание волокон, вскрытие слоя грязи

Мыло

0-10

Регулирование пенообразования

Полифосфаты

20-50

Связывание накипеобразователей(т.е. солей, обуславливающих жесткость воды), усиление действия поверхностно-активных веществ

Перборат натрия

10-30

Отбеливание при температуре выше 80 градусов

Карбонат и силикат натрия

5-10

Щелочной буфер

Карбоксиметилцеллюлоза

0,5-2

Предотвращение повторного осаждения эмульгированной грязи на волокна ткани

Нейтральные соли

5-20

Придание порошку сыпучести

Отдушки

0-0,5

Дезодорация

Производные стильбена и пиразолена

0,1-0,3

Оптическое осветление

Вода

3-12

 

Ферменты, красители, антимикробные средства

 

 

Учитель: познакомьтесь с упаковками СМС. Изучите их состав.

В некоторых случаях, очень малые количества

 

 

 

Различное

Вопрос: А теперь посмотрим, каков механизм  «отстирывайся» как работает ПАВ В растворе. Сообщение учащегося. Слайд 10

Слайд 11.Химия и повседневная жизнь человека

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Какое влияние на организм человека может оказать СМС?  Слайд 12.

Вопрос: Какую реакцию среды имеет наша кожа? (нейтральную или слабокислую).

Вопрос. А какую реакцию среды имеют моющие средства?

Проведём лабораторную работу (приложение №2)

Лабораторная работа. Тема «Исследование реакции среды моющего средства при помощи индикатора»

.Вопрос: Что такое «индикатор»?

.Вопрос: Какие вы знаете  «индикаторы»?

.Вопрос: Какую реакцию имеет лакмус в щелочной среде?

 Цель: Определить реакцию среды  моющих средств. 

   1. В пробирках с этикетками находятся растворы синтетических моющих средств.

   2. Используя индикаторы (лакмус), определите реакцию среды СМС.

   3. Сделайте выводы.

(Выводы: СМС имеют определённую среду раствора: щелочную, кислую.)

4) Демонстрация опыта.

1) Определение среды средства для мытья детской одежды «Ушастый нянь»; (используем индикатор фенолфталеин, реакция среды щелочная).

2) Определение хлора в СМС.

.Вопрос: Вспомните характерную реакцию на хлорид ионы?

Ответы детей (раствор нитрата серебра)

Проводим характерную реакцию на хлорид ионы, реакция положительная.  

Вопрос: Какой вкус имеют моющие средства?    Не знаете? А учёные считают, что каждый из нас за год съедает 250 мл.  моющего средства.

Каким образом они могут попасть в наш организм? Если вы мыли посуду и плохо её прополоскали, то остатки попадают в желудок.

  Для того, чтобы смыть СМС с посуды её необходимо ополоснуть от 5  до 10 раз.

Видео. Слайд 12.

5). Учитель: На что необходимо обращать внимание, при использовании моющих средств на нашей кухне. Слайд 13.

Сегодня нам об этом расскажет группа №3.

Рассказ детей.

Вопрос. Ваши выводы. Предлагайте.

Несколько советов: Слайд14.  Слайд 15.

1.Использовать моющие средства только в том случае, если без них нельзя обойтись.

2.Посуду можно мыть с обычным мылом.

3.Мойте посуду в резиновых перчатках.

4. Смешивать моющие средства нельзя!                                                                

5. С удалением жира неплохо справляется сухая горчица,  разведенная в тёплой воде.

6.Пищевая сода тоже незаменимый помощник при мытье посуды.

7. Если в воду для мытья добавить уксус, то от запаха селедки или чеснока не останется и следа.

8.Удалить тонкий слой накипи со стенок эмалированной посуды можно, если кипятить в ней в течение 2 часов воду с добавлением уксуса ( 5 столовых лож к на 1л воды).

9. После уборки хорошо проветривайте помещение, так как очищаемой поверхности, сколько бы вы ее не протирали, всегда остаётся слой химикатов, которые продолжают испаряться и попадают в организм.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­----------------------------------------------------------------------

 Учитель: Продолжаем наше исследование. Проследим, какой путь проходит СМС после того, как мы выливаем его в канализацию. Слайд 16.

Схема на доске.

Раковина-----------------Канализация--------------------Природа.

 

Учитель: Очистные сооружения в большинстве населённых пунктов отсутствуют или  устарели. Они не способны задержать СМС.

.Вопрос: Имеются ли в Мосальске очистные сооружения? Ответы детей.

6). Влияние СМС на окружающую среду.  Слайд17.

        Вопрос: Итак, СМС  попали с окружающую среду. Что происходит?

Познакомьтесь с материалами о влиянии СМС на экосистему водоёмов. 5 мин.

   Уже не первый год экологи бьют тревогу - возрастание спроса на синтетические моющие средства, усиленно рекламируемые телевидением, чревато очередным экологическим кризисом.

У подавляющего большинства стиральных порошков на нашем рынке основным компонентом являются составы на основе триполифосфата натрия.

Представьте себе масштаб бедствия: после ЛЮБОЙ стирки (а стирают люди каждый день) с грязной водой триполифосфат непосредственно попадает в реки и озера. Количество триполифосфата накапливается, а потом начинает действовать как удобрение. Есть даже термин – «эутрофия», что в переводе с древнегреческого означает «хорошее питание». То есть, идет усиленное переедание водной системой сбросами городов, отходами производств, плюс неграмотно внесенными минеральными удобрениями. Такая «подкормка» воды вызывает бурное «цветение», а затем неизбежное «старение» водоема. Раньше такое наблюдалось лишь в единичных реках и озерах. Теперь цветение воды - явление привычное. В местах особенного скопления опасного вещества на поверхности воды наблюдается «урожай» сине-зеленых водорослей, которые обладают способностью размножаться с чудовищной, почти взрывной силой: один грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг водорослей! Подсчитаем.  Известно только, что в 1987 году для всего Советского Союза хватило 1,5 миллиона тонн стиральных порошков. Ученые считают, что сейчас россияне тратят на постирушки около 1 миллиона тонн. Даже без калькулятора можно подсчитать, что ежегодно в российские реки, озера и моря попадает 300-400 тысяч тонн триполифосфата натрия. И спасает нас пока от экологической катастрофы только недостаточное для роста и развития водорослей количество света и тепла в осенне-зимний период.

   Но, несмотря на мутную и холодную воду, процесс идет, фосфаты накапливаются, водоросли растут. «Цветут» и погибают такие реки как Волга, Днепр, большие и малые водоемы. A их все «кормят» и «кормят» отходами стирок всей страны. И так на всем постсоветском пространстве! В 1965 году в тогдашнем СССР ученые, подстегиваемые зарубежными коллегами, всерьез занимались проблемой фосфатного отравления водных систем. На тот момент в одном кубическом метре черноморской воды было не более 50 граммов микроорганизмов. И это уже приводило ряд ученых в ужас. Сейчас в одном кубическом метре воды Черного моря микроорганизмов в 20 раз больше! Кого это пугает? Как это вредит Черному морю? Обывателю неведомо. А водоросли, разлагаясь, выделяют в страшных количествах метан, аммиак, сероводород. Количество кислорода в воде катастрофически уменьшается - вымирает все живое. Приспособиться к ядовитой среде нет никаких шансов.

    Фосфаты «благотворно» влияют не только на водоросли. Активно растет и планктон. А чем больше в воде всякой взвеси, тем меньше возможности использовать реки и водоемы в качестве источников питьевой воды. Но так как другой воды у нас нет, то приходится использовать ЭТУ, отравленную. Круг замкнулся. Мы начали травить фосфатами среду, в которой живем - мы же и получаем назад через еду и питье то, что сами отравили.

.Вопрос: Что такое планктон?

ПАВ существенно понижают поверхностное натяжение воды  - в 2,6 раза.

Что удалось выяснить о роли поверхностного натяжения воды?

7)  Просмотр видео об использовании СМС в развитых странах.

Слайд 18.

Видеофрагмент 5. Слайд 19.

После просмотра дети отвечают на вопросы.

Вопросы. 1.Какие чувства вы испытывали во время просмотра этого видеофрагмента?

               2. Вам неприятно, за то, что нас считают людьми второго сорта? Нас

используют.

3.Хотелось бы вам изменить что-либо, для того, чтобы ваши будущие дети и внуки были здоровы и счастливы?

4.Что такое цеолиты ? Слайд 20.

4.Закрепление.

Вопрос: Должны ли люди изменить своё отношение к СМС? Ответы детей.

Вопрос. Предложите выход из создавшейся ситуации.

Выступление  учащегося «Бабушкины секреты»

   Наше время на сегодня истекает, хотелось бы подвести итог всему сказанному. Предлагаю составить памятку для хозяйки. Вспомним всё, о чём мы говорили, учтём ваши предложения. Получится приблизительно вот что.

Памятка.  Дорогой Друг!

Ø 1. Использовать моющие средства только в том случае, если без них нельзя обойтись.

Ø  2. Посуду можно мыть с обычным мылом.

Ø  3. Мойте посуду в резиновых перчатках.

Ø 4. Смешивать моющие средства нельзя!                                                                                                      

Ø  5. С удалением жира неплохо справляется сухая горчица, разведенная в тёплой воде.

Ø 6. Если в воду для мытья добавить уксус, то от запаха селедки или чеснока не останется и следа.

Ø 7. Пищевая сода тоже незаменимый помощник при мытье посуды.

Ø  8. Удалить тонкий слой накипи со стенок эмалированной посуды можно, если кипятить в ней в течение 2 часов воду с добавлением уксуса (5 столовых ложек на 1 л воды).

Ø Не мойте стол моющим синтетическим средством. Чаще проветривайте помещение дома.

Работа в группах. Реклама. Каждая группа в течение минуты готовит рекламный ролик обращаясь к Новомосковскому химическому объединению «Азот», которое выпускает химическую продукцию бытовой химии.

5. Рефлексия.

Вопрос.  Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашего занятия? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

Вопрос. Узнали ли вы сегодня что-либо новое о СМС?

Вопрос. Захотите ли вы поделиться полученными знаниями с кем- либо?

Вопрос. Хотите ли вы изменить отношение к природе в нашей стране?

6.Домашнее задание.

Проанализируйте состав  одного из моющих средств, которым пользуется ваша семья. Желательно, познакомить членов вашей семьи с нашей памяткой.

7.  Выставление оценок. Награждения.

Слайд 21.

 Берегите  эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                    Е. Евтушенко.

 

                  

 

 

 

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по химии в 10 классе на тему "Влияние синтетических моющих средств на здоровье человека и окружающую среду""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Цели урока:

1 Образовательная: познакомить учащихся с составом и свойствами СМС. Изучить их влияние на организм человека и окружающую среду.

2. Развивающая.                       

- развивать наблюдательность при работе с лабораторным оборудованием;

-проанализировать состав синтетических моющих средств;

- установить причинно-следственные связи между составом  СМС и их влиянием на организм человека и окружающую среду.

- развитие практических умений при выполнении практических работ;

- умение делать выводы и обобщать материал  при изучении влияния  синтетических моющих средств на окружающую среду и здоровье человека.

3. Воспитательная:

- воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине;

 

- воспитывать познавательный интерес к предмету химия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 761
    • DOCX 91 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коняхина Тамара Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коняхина Тамара Егоровна
    Коняхина Тамара Егоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4550
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 354 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек