Урок по геометрии в 8 классе.
Учитель математики МБОУ СОШ№7
г.Камышина
Саганова Галина Александровна
Тема. Четырехугольники. (Прямоугольник, ромб, квадрат)
Класс. 8
Форма проведения. Урок-экскурсия. (Урок обобщения и систематизации знаний)
Цели и задачи урока. Усвоение всеми учащимися стандартного минимума и расширение
фактических сведений о параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате и их свойствах;
создание условий для
формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения;
формирование ценностных
отношений к знаниям; обеспечение гуманистического характера обучения;
развитие психологических
характеристик учащихся, таких как умение сопоставлять факты и делать выводы с
научных и эстетических позиций.
Оборудование: Мультимедийная система, 3 ноутбука с интерактивным тестом, квадрат,
куб, прямоугольник, параллелепипед, листы А-4, разделенные на 6 частей, по 3
прямоугольника, 2 параллелограмма, 4 ромба, 6 квадратов на клеящейся основе,
ватман, прямоугольники 4цветов на липкой основе, бабочка, солнце.
Ход урока.
1.Организационный
момент. Постановка цели урока.
(СЛАЙД №1).Доброе утро! Рада видеть вас в полном составе. Начинаем урок, на
котором вы должны продемонстрировать не только стандартный минимум фактических
сведений об изученных четырехугольниках, но и расширить свои знания, математический
кругозор, интуицию, логику.
(СЛАЙД №2).Сегодня мы посетим интерактивную выставку: «Мир четырехугольников». И
начнется наша экскурсия с проверки домашнего задания..
2. Проверка
домашнего задания. Вы на дом
получили творческую работу - создать на компьютере и переслать мне по
электронной почте картину из четырехугольников. Давайте проверим, что
получилось. (СЛАЙД №3). Показываю работы учащихся, а они комментируют, что
хотели выразить своим рисунком.
Не все ребята смогли
переслать по почте свои работы. Кто не смог, тот сдает мне на листочках с
объяснением того, что вы хотели изобразить.
(СЛАЙД №4).Ребята, остановимся
на мгновение перед работой начинающего художника- учителя математики школы №7
Сагановой Галины Александровны - «Птица Говорун». Кто знает, что это за птица
такая? Назовите её главные свойства ( отличается умом и сообразительностью,
…).
Вот и я жду от вас
интересных и ярких идей, и в течение экскурсии у вас будет возможность
продемонстрировать свои таланты, свои силы в творчестве.
3.Первичная
актуализация знаний:
(СЛАЙД №5).Центральная фигура выставки параллелограмм необыкновенный.
Как вы думаете, ребята, почему автор выбрал такое название?
(Разноцветный, яркий, объемный, четко просматриваются диагонали, обладает
определенными свойствами …).
Можно сказать, что параллелограмм - одна из значимых фигур в планиметрии. Он
обладает интересными свойствами и достоинствами. А вот какими, вы сейчас мне
напомните.
Противоположные
стороны равны.
Биссектриса угла
параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
Противоположные углы
равны.
Сумма углов, прилежащих
к одной стороне, равна 180°.
Диагонали точкой
пересечения делятся пополам.
Биссектрисы соседних
углов параллелограмма перпендикулярны.
Каждая диагональ делит
параллелограмм на два равных треугольника.
4. Обобщение
теоретических знаний по теме .
На нашей выставке
представлены две очень знаменитые и интересные работы.
(СЛАЙД №6). Одна из них –
картина Казимира Малевича «Черный квадрат» выполнена в технике плоскостных
фигур у многих вызывает противоречивые чувства. А какие чувства она вызывает у
вас?
А какими свойствами
обладает квадрат, как геометрическая фигура?
А почему вы повторяли те
свойства, которые есть у параллелограмма?
Какие четырехугольники вы
еще знаете?
(СЛАЙД №7).Из следующих
многоугольников выберите номера ромбов(14, 4), прямоугольников (12), трапеций
(3, 13). Укажите их свойства.
Почему опять идет
повторение свойств параллелограмма?
(СЛАЙД №8).Вторая
знаменитая картина – это картина Хуана Гриса «Мистер Х» представляет
направление кубизм. Включим интуицию. Проведем параллель (показываю фигуры)
квадрат – куб, прямоугольник- параллелепипед. И с этим мы встречаемся в
повседневной жизни, только порой не замечаем этой красоты.
(СЛАЙД №9).Следующий зал
нашей выставки посвящен архитектуре. Смелость архитектурной мысли вносит
приятное разнообразие в нашу жизнь. Предложите название этому архитектурному
комплексу (Параллелепипед и куб).
(СЛАЙД №10).Посольский дом
в Москве. Что необычного вы увидели в этом здании? Его фасад украшают
окна в форме различных геометрических фигур.
Скажите, ребята, а где еще
в жизни применяются рассмотренные нами виды четырехугольников? ( Учащиеся
рассказывают заранее заготовленные сведения.)
(СЛАЙД №11).Прямоугольник
несёт красоту, чёткость, стройность.
Оглянитесь вокруг: стены,
пол, потолок, поверхность стола, футбольное поле, грани карандашей, даже сотовый
телефон – все это прямоугольники.
Попробуйте построить дом
или сделать раму для картины, не зная свойств прямоугольника.
(СЛАЙД №12).Квадрат.
Ни наука, ни техника, не обходятся без квадрата.
И в хозяйственных делах его
тоже используют.
В основании мраморных
колонн лежит квадрат.
Играя в шахматы, фигуры по
квадратам передвигают.
Тетрадки разрисованы
голубыми квадратиками.
В хирургическом отделении
для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде
квадратов. Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке.
В сельском хозяйстве
применяют квадратно- гнездовой способ посадки и т.д.
(СЛАЙД №13).Ромб. Любят
его рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщицы. Часто ромб
встречается и на рисунке линолеума.
Плиточники укладывают
плитки в виде ромба,– из них получаются красивые узоры.
Реечный домкрат для
легковых автомобилей также имеет форму ромба.
5.Геометрический
диктант
А теперь, ребята, каждый
из вас выступит в роли художника и создаст свою картину. У вас на парте лежат
листочки белой бумаги и четырехугольники. Отвечая на вопросы учителя, вы берете
белый листочек, ставите на нем номер задания и наклеиваете те фигуры, у которых
есть называемые свойства.
(СЛАЙД №14). Противолежащие
стороны равны у…..( ромба, квадрата, параллелограмма, прямоугольника).
Противолежащие углы равны
у …..(квадрата, параллелограмма, прямоугольника, ромба).
Диагонали равны у…( прямоугольника
и квадрата).
Диагонали взаимно
перпендикулярны у ….(ромба и квадрата).
Диагонали являются
биссектрисами углов у ….(ромба, квадрата).
Диагонали равны и являются
биссектрисами углов у…..( квадрата).
6.Практическая
работа.
3 человека работают в
ноутбуках с интерактивными тестами на 1 парте.
Остальные решают задачи на
готовых чертежах по непосредственному применению свойств.
(СЛАЙД №15).Задача 1.
№1
A Найти неизвестные углы ромба.
40°
CDB=ADB=40° (по свойству
диагоналей ромба),
D B D=80°, B=D=80° (по свойству
диагоналей ромба),
С
A=C = 180°–80° = 110° (по
свойству углов
параллелограмма).
(СЛАЙД №16). Задача 2.
М №2
Найти периметр ромба.
R 30° T
F Из ∆ТЕF (F=90°) TE=12м (по свойству катета,
6м лежащего
против угла в 30°), следовательно
E Р=12·4=48(м)
(СЛАЙД №17). Задача 3.
Найдите периметр квадрата
(1вариант) и периметр прямоугольника (2вариант) самостоятельно.
Проверка самостоятельной
работы.
(СЛАЙД №18). (Выключить
мультимедиа, поднять экран, за экраном на доске записано краткое условие
задачи)
Задача.
Один из углов ромба равен 120⁰, а его меньшая диагональ равна 4,5
см. Найдите периметр ромба.
Если позволит время,
разобрать решение задачи на доске, если нет, то разобрать устно, а дома решить,
переписав краткое условие в тетрадь.
Подведение итогов
(рефлексия):
Наша экскурсия подходит к концу и наступает момент
творчества. Мы создадим картину «Радуга настроения». И пусть она соединит в
себе ваше настроение, ваши чувства и эмоции от урока.
«Радуга настроения»
•
Урок понравился и было интересно (красный цвет)
•
Урок заставил задуматься (зеленый цвет)
•
Ты изменил свой взгляд на геометрию (синий цвет)
•
Урок оставил тебя равнодушным (серый цвет)
Пожалуйста, выберите
деталь любого цвета - значения цветов записаны на доске, подойдите к доске (за
доской на белом цвете) и наклейте её.
Что же у нас получилось?
Очень яркая радуга говорит о том, что вы с интересом работали на уроке, узнали
много нового, что заставило вас задуматься и изменить свое отношение к
геометрии. Я позволю себе добавить несколько штрихов:
- Пусть бабочка окрыляет нас к успеху и творчеству. (Наклеиваю бабочку)
- Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам уважаемые мои
ученики (Наклеиваю солнце).
- А те знания, что вы приобрели сегодн, пусть останутся с вами навсегда.
Домашнее задание – творческая работа: составить буклет, можно
компьютерный вариант, или закладку, в которых вы рассмотрите, и укажите все
свойства изученных вами четырехугольников. Это будет ваша небольшая шпаргалка,
которую вы сможете использовать при решении задач. Задача №413 (дорешать классную
задачу).
Итог.Время урока ограничено, а мир геометрии красив и
безграничен, и много интересного осталось за рамками нашего урока. Наша
совместная работа доставила мне истинное удовольствие. Вы хорошо отвечали
и внимательно слушали. На память об этом уроке вам остаются закладки с
интересными фактами с нашей выставки.
Спасибо за урок. Удачи
вам!
Методическая
литература:
1. Геометрия.
7-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,
С.Б.Кадомцеви др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Задачи
и упражнения на готовых чертежах 7-9 классы. Геометрия./ Е. М. Рабинович. –
Москва: ИЛЕКСА. 2010
3. Поурочные
разработки по геометрии. 8 класс /Гаврилова Н.Ф./ - М.: «Вако», 2007
Интернет-ресурсы:
1. http://www.zavuch.info/methodlib/206/100697/
2. http://www.proshkolu.ru/
3. http://karmanform.ucoz.ru/
Самоанализ урока геометрии в 8 классе по теме
«Четырехугольники».
Урок геометрии в 8 классе проводился учителем
высшей категории МБОУ СОШ №7 г.Камышина Волгоградской области. В классе
обучается 24 ученика. Дети по уровню развития способные и творческие. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные,
дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения,
умеют слышать и слушать другого.
Ребята к уроку были готовы, заранее выполнили
учащиеся творческое домашнее задание и отправили его учителю по электронной
почте для создания презентации к уроку. Урок проводился согласно тематического
планирования с ипользованием ИКТ. Тема урока «Четырехугольники».
По дидактической цели — это урок обобщения и систематизации
знаний.
По основному способу проведения — фронтальная и
индивидуальная работа через личностно-ориентированный деятельностный подход.
В ходе урока были использованы: дискуссия,
побуждающий диалог, как методы преподнесения знаний, приемы работы с классом,
подчеркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в
знаниях, действиях.
Содержание урока было преподнесено как средство
образовательных достижений ученика по данной теме. Деятельностно была
организована на уроке и работа с содержанием образования.
Во время работы я активно поощряла учеников
задавать вопросы, вовлекала в дискуссию, создавала условия для обобщения и
систематизации знаний. Вопросы имели личностную адресность. Эффективно
использовала приемы, организационные формы для развития личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Включала в
учебную деятельность учеников с низкой мотивацией. Использовала различные
способы оценивания учащихся – это и самооценка и взаимооценка и дифференцированность
оценки по видам и уровням достижений.
В ходе урока были реализованы следующие цели и
задачи:
Усвоение всеми
учащимися стандартного минимума и расширение фактических сведений о
параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате и их свойствах;
создание
условий для формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения;
формирование
ценностных отношений к знаниям; обеспечение гуманистического характера
обучения;
развитие
психологических характеристик учащихся, таких, как умение, сопоставлять факты и
делать выводы с научных и эстетических позиций.
Все этапы урока были направлены на выполнение цели
и задач урока с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Орг.момент включал в себя организацию класса,
мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку
учащихся к активной учебной деятельности.
Для снятия стрессообразующих факторов учебного
процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, я использовала прием «Делай
как я»
На данном этапе было определено целеполагание учащихся
и последующая деятельность ученика, осознавалась ими как своя собственная.
Целью устной работы являлась систематизация и
обобщение знаний по изученным темам.
На рефлексивном оценочном этапе удалось вовлечь учащихся
в процесс активного взаимодействия по изученному материалу.
В ходе выполнения самостоятельной творческой работы
учащиеся достигли планируемого результата.
На этапе рефлексии уч-ся проанализировали
урок: что получилось, что нужно доработать. Дети высказывали свое мнение
используя слова помощники, которые способствуют развитию правильной
математической речи, оценили себя, были оценены группой и учителем. Учителем
был подведен итог урока и выставлены оценки.
Домашнее задание предложено творческое на обобщение
и систематизацию данной темы, оценка каждого задания дала возможность ребенку
оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать.
Все этапы урока были связаны логической
последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во
время проведения всего урока.
По моему мнению, цель урока была достигнута, все
задачи реализованы. Учащимся урок очень понравился, а это главное, для чего мы
работаем.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.