Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по географии с использованием сингапурской методики обучения

конспект урока по географии с использованием сингапурской методики обучения

Скачать материал

Природно - ресурсный потенциал России

Цели:

·         Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.

·         Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

·         Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

 атласы 8 кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Проверка домашнего задания:

Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

Какие из них ведущие?

Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

Какова роль первичного сектора экономики?

2. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете?  Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ).  Начнут участники под буквой «Б» (на время).  Далее, опрос участников.

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Так что же  такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.      Слайд 1

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь. Слайд 2

Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

Следующее задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» (подумай-запиши-обсуди в команде)

Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

Могут ли природные условия  стать природными ресурсами?

Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Ученики: На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например - солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Учитель: Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

Работа по таблице. вопросы по таблице:

·         Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?

·         Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

1. По происхождению :  Слайд 3.

·         водные

·         биологические

·         земельные

·         минеральные

2. По характеру использования:     Слайд 4.

А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени

Какими ресурсами богата Россия? (да).

Какие ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).

Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Слайд 6.                                

В чем особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром по плечу обсудите свой выбор.  Начнёт участник под буквой «А». Каждому участнику даётся по 30 сек.

Ответы учащихся

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой 

4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

Крупные территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.

На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России

3. Обобщение.

А теперь давайте ответим на вопросы:

·         В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)

·         В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)

·         Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)

·         Пути решения.

o    бережное, экономное использование ПР

o    применение современных энергосберегающих технологий

o    повышение качества продукции

o    использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

Слайд 7.

Группа отходов

Пути решения

Пищевые отходы

1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

Бумага

1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

Предпочитать товары и тару многоразового использования.

Не покупать товары в излишней упаковке.

Опасные

отходы

Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

Металлы

Сдавать алюминиевые банки.

4. Итоги урока. Выставление оценок.

5. Д/З п.   . Дайте оценку природных условий и ресурсов РТ для жизни и деятельности человека

 

               

 

 

 

 

 

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по географии с использованием сингапурской методики обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

урок по географии в 8 классе с использоанием сингапурской методики обучения на тему "Природно - ресурсный потенциал России" с использованием УМК: И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – Москва: Дрофа,

Сформировать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения. На уроке учащиеся  должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 1002
    • DOCX 28.4 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галиева Эльвира Ринадовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галиева Эльвира Ринадовна
    Галиева Эльвира Ринадовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3948
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе