Природно -
ресурсный потенциал России
Цели:
·
Дать
понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных
ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути
их решения.
·
Продолжить
формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
·
Продолжить
формирование экологической культуры учащихся.
Средства
обучения: учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8
кл. – М.: Дрофа, 2011,
атласы 8
кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
2.
Проверка
домашнего задания:
Какие
секторы входят в первичный сектор экономики?
Какие
из них ведущие?
Использование
каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики
России?
Какова
роль первичного сектора экономики?
2.
Изучение нового материала:
Учитель: Сегодня
на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки
природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании
природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему
урока.
Учитель: Какие виды
природных ресурсов вы знаете? Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД
ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу
на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие
природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои
мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ). Начнут участники под буквой «Б» (на время).
Далее, опрос участников.
Ответ: водные,
минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные,
земельные.
Учитель: Так что
же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.
(Учащиеся
предлагают варианты)
Учитель: Многие из
ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное
определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение
вслух.
Природные
ресурсы - это
компоненты природы, используемые человеком в процессе производства. Слайд
1
(учащиеся
записывают определение в тетрадь)
Учитель: Чем
природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).
Природные
условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то
есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в
тетрадь. Слайд 2
Учитель: Важнейшая
отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не
материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно
облегчать или затруднять развитие производства.
Следующее
задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»
(подумай-запиши-обсуди в команде)
Что обычно
рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства
почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)
Могут ли
природные условия стать природными ресурсами?
Так могут
ли природные условия стать природными ресурсами?
Ученики: На разных
этапах развития общества природные условия могут становиться природными
ресурсами. Например - солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.
Учитель: Существует
много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты
ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.
Работа по
таблице. вопросы по таблице:
·
Как
вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
·
Что
значит “возобновимые”, “невозобновимые”?
Учитель предлагает
классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в
тетрадь.
1. По
происхождению : Слайд 3.
·
водные
·
биологические
·
земельные
·
минеральные
2. По
характеру использования: Слайд 4.
А)
используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная
пища)
Б)
используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)
В)
рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)
Все
указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко
раскрыть и оценить природные ресурсы.
Учитель: Давайте
выясним, какими ресурсами богата Россия? Это
задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый
ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени
Какими
ресурсами богата Россия? (да).
Какие
ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные,
агроклиматические, биологические).
Учитель: По
разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны.
Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых.
Слайд 6.
В чем
особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны
выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся
развернутыми ответами в течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром
по плечу обсудите свой выбор. Начнёт участник под буквой «А». Каждому
участнику даётся по 30 сек.
Ответы
учащихся
В ходе
беседы выясняются причины:
1.
Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.
2. Многие
виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются
дополнительные затраты для освоений российских месторождений
3.Недра
России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного
ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше
среднемировой
4.Нерациональное
использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество
продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного
сырья
Каковы
пути решения проблемы?
В ходе
беседы находятся пути решения:
1. Бережное,
экономное использование природных ресурсов
2.
Применение современных энергосберегающих технологий
3.
Повышение качества продукции
4.
Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор
макулатуры и т.д.
А мы можем
участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к
воде, бумаге и т.д.)
Большое
значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более
глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило,
эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия,
производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее
использует сырьё.
Учитель: В
природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных
территориях.
Крупные
территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.
На
территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная,
Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская,
Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и
сосредоточена большая часть добывающей промышленности России
3.
Обобщение.
А теперь
давайте ответим на вопросы:
·
В
чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
·
В
чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи
затруднены)
·
Проблемы
использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
·
Пути
решения.
o бережное,
экономное использование ПР
o применение
современных энергосберегающих технологий
o повышение
качества продукции
o использование
вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
Слайд
7.
Группа
отходов
|
Пути
решения
|
Пищевые
отходы
|
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.
|
Бумага
|
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.
|
Пластмассы
|
Предпочитать товары и тару многоразового
использования.
Не покупать товары в излишней
упаковке.
|
Опасные
отходы
|
Ограничить использование приборов на
батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.
|
Металлы
|
Сдавать алюминиевые банки.
|
4. Итоги урока.
Выставление оценок.
5. Д/З п.
. Дайте
оценку природных условий и ресурсов РТ для жизни и деятельности человека
Природные ресурсы - это компоненты
природы, используемые человеком в процессе производства.
Природные условия - это тела и силы
природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека
окружает, созданное природой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.