Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по географии на тему «Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта» (9класс)

Конспект урока по географии на тему «Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта» (9класс)

Скачать материал

Урок: «Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта»

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о транспортной системе России, ее проблемах и перспективах развития;

- сформировать знания о географии основных видов транспорта;

- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях;

- раскрыть сущность вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале;

- анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе;

- воспитание чувства патриотизма к своей Родине.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный дидактический материал, атласы по географии для учащихся 9 класса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы будем:

- знакомиться с транспортной системой РФ;

- знать  значение транспорта, показывать его место и роль в мировой экономике;

- давать характеристику видов транспорта;

- говорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы РФ.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Транспорт позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.

Исследовать его мы будем с вами, работая в группах:

1.     Автомобильный транспорт.

2.     Трубопроводный.

3.     Воздушный.

4.     Железнодорожный.

Некоторым из вас в классе были даны опережающие задания – назовем этих детей исследователями. Они приготовили к сегодняшнему уроку отчет по проделанной работе - исследование по заданной теме и представят нам его в форме презентаций, а также они подготовили вопросы для закрепления по своим темам.

В процессе работы на уроке все исследователи заполняют систематизирующую таблицу, которая лежит перед каждым из них на столах. Таблица содержит следующие колонки: название транспорта, проблемы транспорта, важные транспортные узлы( города, порты), примечание - в котором вы записываете важные особенности исследуемого вида транспорта.

2. Этап усвоения новых знаний.

Сейчас группы исследователей поочередно представят нам свой материал по проделанной работе. Ребята, не задействованные в отчете работы у доски, заполняют “Систематизирующую таблицу”.

Порядок представления ваших исследований определят загадки, которые вы должны будете разгадать.

1. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. Ответ – Автомобиль.

Учитель: Сейчас мы прослушаем отчет об АВТОМОБИЛЬНОМ ВИДЕ ТРАНСПОРТА. Время на защиту – не более 4 минут.

(Дети защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):

1. В чем преимущества автотранспорта?

2. В какой части РФ необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог?

3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт?

Учитель: Ребята, у меня к вам такой вопрос: какие пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом вы можете предложить? (Автомобили на солнечных батареях)

Молодцы!

Учитель: Слушайте внимательно следующую загадку.

2. То она поет побудку,
То по ней вода течет,
Вылететь в нее – не шутка,
А совсем наоборот. Ответ – труба.

Учитель: Сейчас нам представит свой отчет группа, которая готовила отчет по ТРУБОПРОВОДНОМУ ТРАНСПОРТУ.

(Дети защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):

1. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?

2. Почему трубопроводный транспорт вышел на 1 место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?

3. Почему трубопроводный транспорт считается экологическим чистым?

Умнички!

3. Физминутка (выключить проектор).

Дети показывают жестами и звуками виды транспорта.

Учитель: Продолжаем работу. Третья загадка.

3. Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт? Ответ – самолёт.

К доске выходит группа, готовившая отчет по ВОЗДУШНОМУ ТРАНСПОРТУ.

(Дети защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):

1. Какая главная специализация воздушного транспорта?

2. Какие преимущества имеет воздушный транспорт?

3. Назовите отрицательные черты авиационного вида транспорта?

Молодцы!

Учитель: Последняя загадка.

4. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И, помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. Ответ – поезд.

Эпиграфом к следующему виду транспорта станет следующее высказывание Франца Герстнера:

“Нет такой страны на планете, где железные дороги были столь выгодны и жизненно необходимы как в России”.

Учитель: Сейчас нам представит свой отчет группа, которая готовила отчет по ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ.

(Дети защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):

1.     В чем преимущество железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта?

2.     Предложите свои перспективы развития железнодорожного транспорта России?

3.     Назовите крупнейшие железнодорожные магистрали России?

Умнички!

В школе было проведено анкетирование на тему “Транспорт в моем городе” (презентация). Давайте посмотрим результаты нашего анкетирования.

Задание: Ребята, составьте из предложенных слов фразу, и подумайте, согласны ли вы с этим утверждением, ответ объясните.

ТРАНСПОРТ – ЭТО КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ. (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня прозвучали отчеты исследователей о проделанной работе, и вы познакомились с сухопутными видами транспорта, его значением и проблемами. Возникли ли у вас вопросы при заполнении “Систематизирующей таблицы”? Данная таблица будет оценена и остается у вас, к ней мы вернемся на следующих уроках.

4. Этап рефлексии (мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения)

Сейчас я предлагаю выразить свое отношение к объекту исследования - транспорту РФ. Перед вами лежат солнышки трех цветов. Поднимите солнышко того цвета, который соответствует вашему отношению к каждому виду транспорта в России:

1. Автомобильный транспорт (дети поднимают солнышки).

2. Трубопроводный транспорт (дети поднимают солнышки).

3. Воздушный транспорт (дети поднимают солнышки).

4. Железнодорожный транспорт (дети поднимают солнышки).

Расшифровка цветов висит на доске:

Красное - тревожное состояние;

Синий - стоит задуматься;

Зеленый - спокойное отношение.

Выполняется рефлексия. Анализ результатов рефлексии.

(Больше всего тревоги у вас вызывает … вид транспорта, это значит, что развитие данного вида транспорта вам не безразлично).

5. Этап подведения итогов урока.

Следует отметить четкую и слаженную работу в группах. Исследования были представлены в виде презентаций, одной из новых форм информационных технологий, используемых для выполнения домашнего задания. Вы показали достаточно высокий уровень владения информацией по данной теме. Все учащиеся за работу по представлению исследования получают оценку “5”.

6. Задание на дом

Домашнее задание параграф 14.

В буклетах нанести на контурную карту железнодорожную сеть (БАМ, Транссиб).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по географии на тему «Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта» (9класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о транспортной системе России, ее проблемах и перспективах развития;

- сформировать знания о географии основных видов транспорта;

- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях;

- раскрыть сущность вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале;

- анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе;

- воспитание чувства патриотизма к своей Родине.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный дидактический материал, атласы по географии для учащихся 9 класса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 849 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1087
    • DOCX 21.8 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Менлакаева Акбике Зиявна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Менлакаева Акбике Зиявна
    Менлакаева Акбике Зиявна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 40730
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 39 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 38 регионов

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов