Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по географии на тему "Алтай"

Конспект урока по географии на тему "Алтай"

Скачать материал

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8           

 

Тема: «Алтай».

 

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

 

III. Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

 

IV. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

 

V. Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая.

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

-  Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

-  В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

- зубчатые горы;

- сырты – выровненные участки;

- впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

- карстовые явления;

- особая экспозиция хребтов;

- ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1.  Калбинский хребет;

2.  Южный Алтай;

3.  Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

- Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

- Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

-  Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

- Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

- Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

- Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

- Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

 

VI. Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

 

VII. Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

 

VIII. Домашнее задание.  § 45, схема на стр. 190, таблица

 

IX. Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Если горы Мугоджары являются низкими, то Алтай – высокими горами и в них проявляется закономерность высотной поясности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по географии на тему "Алтай""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 1013
    • DOCX 48.5 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карабалин Уразбай Кудайбергенович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 47753
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе