1) Учащимся
предлагается посмотреть небольшой видеоотрывок, с помощью которого они
определят тему урока.
Отрывок «Симфония
воды»
1)
– О чём пойдёт речь на
сегодняшнем уроке? (о воде)
2)
– В чём заключается
значение воды в природе?
- а) для всего живого;
б) участвует в разнообразных превращениях веществ;
в) вода переносит вещества от одного компонента природы
к другому;
г) участвует в Мировом круговороте воды в природе.
1) – Давайте
прочитаем тему урока на экране:
«Внутренние воды
России. Реки.»
2) Учащиеся
записывают тему урока в тетрадь.
3) – Чем
представлены воды суши?
4) – По-другому
«воды суши» называют «внутренними водами»
5) – Кроме
водоёмов, где ещё может находиться запас пресной воды?
(под землёй, во
льдах)
Все эти «хранилища»
пресной вода называют «внутренними водами»
«Внутренние воды –
это все водоёмы суши, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды».
Учащиеся
определение записывают в тетрадь.
6) – Как на карте
показаны реки, озёра, каналы, водохранилища? (синим цветом)
- Как изображены на
физической карте болота и ледники? (условными знаками)
- Обозначены ли на
ней подземные воды, многолетняя мерзлота? (нет)
- Почему?
(находятся внутри земной коры)
- На какой карте
атласа показана мерзлота? (на почвенной)
- При помощи чего
показана многолетняя мерзлота? (цветового фона)
7) Россия является
одной из стран мира, на территории которой встречаются все виды внутренних
вод. На территории которой встречаются все виды внутренних вод. На территории
страны насчитывается около 2,5 млн.рек и немного меньше озёр, около 10%
территории занимают болота, свыше 60% - многолетняя мерзлота. В ней в виде
«цемента» содержится лёд-вода в твёрдом состоянии. На долю ледников
приходится малая площадь, но в них заключён большой запас пресной воды.
- Равномерно
распределены внутренние воды на территории России? (нет)
- Почему? (так как
они связаны со всеми компонентами природы и зависят от них)
- Известный русский
климатолог А.И. Воейков писал, что «реки можно рассматривать как продукт
климата». Это замечание относится и ко всем другим видам внутренних вод.
1) – При каком Кувл.
Наибольший % распределения внутренних вод? (избыточном)
Чем ближе к югу,
тем общее число вод уменьшается.
2) – Ещё количество
водных объектов зависит от характера рельефа:
1.Озёра => в котловинах при Кувл. >1;
2. болота => при Кувл. >1 и на плоской
поверхности;
3. реки и ручьи => при уклоне территории;
4. грунтовые воды => поверхность сложена песками, вулканическими
туфами.
1) К внутренним
водам относятся и реки России.
2) Просмотр
мультимедиа «Крупнейшие реки России».
3) Записывают
определение «река» в тетради.
4) Учащиеся
выполняют практическую работу в контурных картах.
5) – К бассейнам
каких океанов относятся реки страны? (3х океанов и бассейну
внутреннего стока)
6) 2/3 –
Северно-Ледовитый океан; 20% - Тихий океан; 10% - Внутренний сток; 3% -
Атлантический океан.
7) – Какое значение
имеют реки для человека? (хозяйственное => перевозка грузов и пассажиров)
Хозяйственное
использование во многом связано со следующими характеристиками рек:
Падение, уклон,
годовой сток, расход.
8) Взаимосвязь
рельефа и рек:
а) Просмотр
мультимедиа «Влияние рельефа на реки»
б) Учащиеся
записывают определения «Уклон» и «Падение» в тетрадь.
Падение – это разница между истоком и устьем реки
(в м).
Уклон – это отношение падения реки (в см) к длине
реки (в км).
в) – По характеру
течения большинство рек России относятся к равнинным. Они удобны для
судоходства, но относительно небогаты водной энергией. Горные реки наоборот.
г) – Какая река по
характеру течения? (горная, равнинная)
- Каким может быть
её уклон? (У > 20 м/км, У< 20 м/км)
9) Взаимосвязь
климата рек.
а) Влияние климата
на реки проявляется через величину годового стока и ролью различных
источников питания в его формировании.
б) Определение:
«Годовой сток» (уч-ся записывают в тетрадь)
в) Определение:
«Расход реки» (уч-ся записывают) Годовой сток – это количество воды, которое река выносит за год,
определяется
соотношением
атмосферных осадков и испарения на площадь
бассейна.
Расход – это количество воды, которое протекает
через поперечное сечение реки в единицу времени (м³/с).
г) Работа по
таблице:
«Годовой сток и
расход рек»
Для закрепления
знаний, полученных на уроке, учащимся предлагается выполнить небольшой тест.
На экране
появляются правильные ответы к тесту.
Учащиеся
обмениваются своими листочками и самостоятельно проверяют работы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.