Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по географии на тему " Внутренние воды.Реки России" ( 8 класс)

Конспект урока по географии на тему " Внутренние воды.Реки России" ( 8 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки.»

Цель урока:

1.     продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек;

2.     познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

3.     расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы;

4.     сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам, источниках питания, режиме, размерах;

5.     определить особенности влияния на реки рельефа и климата;

6.     продолжить формирование умения работать с географической картой и другими источниками информации.

Оборудование: Контурные карты учащихся, физическая карта России, почвенная карта России, видеофильм «Симфония воды», картины, схемы, таблицы, мультимедийное учебное пособие для уроков географии 8 класс.

Этапы урока:

Конспект урока:

I. Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала:

1. Ответы учащихся:

 

 

 

 

2. Сообщение темы урока

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Определение

 

 

Работа с физической картой России

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой:

 

 

 

 

 

 

Особенности размещения внутренних вод:

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

II часть темы: Реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Распределение рек по бассейнам»

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

На доске:

 

 

 

 

 

 

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Закрепление урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задание и выставление оценок.

1) Учащимся предлагается посмотреть небольшой видеоотрывок,  с помощью которого они определят тему урока.

Отрывок «Симфония воды»

1)    – О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о воде)

2)    – В чём заключается значение воды в природе?

         -    а) для всего живого;

              б) участвует в разнообразных превращениях веществ;

              в) вода переносит вещества от одного компонента природы к другому;

               г) участвует в Мировом круговороте воды в природе.

1) – Давайте прочитаем тему урока на экране:

«Внутренние воды России. Реки.»

2) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

3) – Чем представлены воды суши?

4) – По-другому «воды суши» называют «внутренними водами»

5) – Кроме водоёмов, где ещё может находиться запас пресной воды?

(под землёй, во льдах)

Все эти «хранилища» пресной вода называют «внутренними водами»

«Внутренние воды – это все водоёмы суши, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды».

Учащиеся определение записывают в тетрадь.

6) – Как на карте показаны реки, озёра, каналы, водохранилища? (синим цветом)

- Как изображены на физической карте болота и ледники? (условными знаками)

- Обозначены ли на ней подземные воды, многолетняя мерзлота? (нет)

- Почему? (находятся внутри земной коры)

- На какой карте атласа показана мерзлота? (на почвенной)

- При помощи чего показана многолетняя мерзлота? (цветового фона)

7) Россия является одной из стран мира, на территории которой встречаются все виды внутренних вод. На территории которой встречаются все виды внутренних вод. На территории страны насчитывается около 2,5 млн.рек и немного меньше озёр, около 10% территории занимают болота, свыше 60% - многолетняя мерзлота. В ней в виде «цемента» содержится лёд-вода в твёрдом состоянии. На долю ледников приходится малая площадь, но в них заключён большой запас пресной воды.

- Равномерно распределены внутренние воды на территории России? (нет)

- Почему? (так как они связаны со всеми компонентами природы и зависят от них)

- Известный русский климатолог А.И. Воейков писал, что «реки можно рассматривать как продукт климата». Это замечание относится и ко всем другим видам внутренних вод.

 

1) – При каком Кувл. Наибольший % распределения внутренних вод? (избыточном)

Чем ближе к югу, тем общее число вод уменьшается.

2) – Ещё количество водных объектов зависит от характера рельефа:

1.Озёра => в котловинах при Кувл. >1;

2. болота => при Кувл. >1 и на плоской поверхности;

3. реки и ручьи => при уклоне территории;

4. грунтовые воды => поверхность сложена песками, вулканическими туфами.

1) К внутренним водам относятся и реки России.

2) Просмотр мультимедиа «Крупнейшие реки России».

3) Записывают определение «река» в тетради.

4) Учащиеся выполняют практическую работу в контурных картах.

5) – К бассейнам каких океанов относятся реки страны? (3х океанов и бассейну внутреннего стока)

6) 2/3 – Северно-Ледовитый океан; 20% - Тихий океан; 10% - Внутренний сток; 3% - Атлантический океан.

7) – Какое значение имеют реки для человека? (хозяйственное => перевозка грузов и пассажиров)

Хозяйственное использование во многом связано со следующими характеристиками рек:

Падение, уклон, годовой сток, расход.

8) Взаимосвязь рельефа и рек:

а) Просмотр мультимедиа «Влияние рельефа на реки»

б) Учащиеся записывают определения «Уклон» и «Падение» в тетрадь.

Падение – это разница между истоком и устьем реки (в м).

Уклон – это отношение падения реки (в см) к длине реки (в км).

в) – По характеру течения большинство рек России относятся к равнинным. Они удобны для судоходства, но относительно небогаты водной энергией. Горные реки наоборот.

 

г) – Какая река по характеру течения? (горная, равнинная)

- Каким может быть её уклон? (У > 20 м/км, У< 20 м/км)

9) Взаимосвязь климата рек.

а) Влияние климата на реки проявляется через величину годового стока и ролью различных источников питания в его формировании.

б) Определение: «Годовой сток» (уч-ся записывают в тетрадь)

в) Определение: «Расход реки» (уч-ся записывают) Годовой сток – это количество воды, которое река выносит за год, определяется

соотношением атмосферных  осадков и испарения на площадь

бассейна.

Расход – это количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени (м³/с).

г) Работа по таблице:

«Годовой сток и расход рек»

 

Для закрепления знаний, полученных на уроке, учащимся предлагается выполнить небольшой тест.

 

 

На экране появляются правильные ответы к тесту.

Учащиеся обмениваются своими листочками и самостоятельно проверяют работы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по географии на тему " Внутренние воды.Реки России" ( 8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект данного урока мною разработан для изучения темы : "Внутренние воды. Реки России" по учебнику Э.М.Раковской.

Сейчас я работаю по УМК Е.М.Домогацкого издательство "Русское слово" и использование этой разработки мне очень помогает при изучении темы :"Реки России" и "Характеристика рек". Некоторые характеристики рек не рассматриваются автором данного УМК, но их знание необходимы при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии.Например,"уклон" и "падение" рек.

Можно на уроке выполнить практическую работу по распределению крупнейших рек России по бассейнам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по географии на тему " История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв." ( 8 класс)
  • Учебник: «География (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Тема: § 4. Географические открытия в России XIII-XIX вв.
Рейтинг: 3 из 5
  • 26.09.2020
  • 3175
  • 147
«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 835
    • DOCX 3.4 мбайт
    • 13 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рассказова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рассказова Ирина Васильевна
    Рассказова Ирина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31642
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек