Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по географии на тему

Конспект урока по географии на тему

Скачать материал

План-конспект урока географии

Класс 7-й                                                                          Дата________________

Тема раздела:  Океаны и материки

Тема урока: Внутренние воды Африки

Оборудование: физическая карта Африки, компьютер, проектор, атлас, контурные карты, раздаточный материал, компьютерная презентация, уроки географии Кирилла и Мефодия 7 класс.

Цели урока: Изучить особенности внутренних вод материка

Задачи урока:

·        Сформировать представление об особенностях внутренних вод Африки,  выявить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата.

·        Развивать  умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения  рек и характером поверхности.

·        Воспитывать интерес к предмету.

План

1.     Основные речные системы

2.     Озёра

3.     Значение рек и озёр

 

Х О Д   У Р О К А

I.       Организационный момент.

II.    Проверка домашнего задания. Один  ученик выполняет тест у доски, остальные выполняют задание  письменно, затем производится взаимопроверка в парах.

Тест у доски.

1.     Африка самый:

А) большой материк;    Б) самый влажный материк;  В)самый жаркий материк.

      2. В каком климатическом поясе не лежит Африка:

             А) субтропическом;  Б) умеренном;   В) тропическом.

       3. Круглый год лето, высокие температуры:

             А) экваториальный пояс;  Б) тропический пояс;  В)умеренный.

        4.Чем дальше от экватора тем:

             А) холоднее;   Б) не меняется; В) теплее.

         5. В каком климатическом поясе мало осадков весь год;

             А) тропическом;   Б) экваториальном;   В) субэкваториальном.

          6. Весь год преобладают влажные воздушные массы:

              А) в тропическом поясе  Б) в экваториальном поясе;   В) в умеренном поясе

Письменное задание для остальных:  Определите,  какому климатическому поясу соответствуют данные признаки:

1.      Занимает полосу 200 с.ш. и 200 ю.ш.

2.      Расположен в районе тропиков.

3.      Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.

4.      Лежит на самом севере и на самом юге материке.

5.      Только одно время года – лето.

6.      Погода круглый год жаркая и сухая.

7.      Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.

8.      Два сезона – влажный и сухой.

9.      Весь год господствуют пассаты.

10.  После полудня почти всегда идёт сильный ливень.

11.  Весь год мало осадков.

12.  Осадки в основном выпадают летом.

I вариант

А) Экваториальный

Б) Субэкваториальный

II. вариант

В) Тропический

Г) Субтропический

III.  Изучение нового материала. Цель нашего урока «Изучить особенности внутренних вод материка».   Ваша работа будет строиться пошагово. Возьмите маршрутные листы и подпишите их.

Стихотворение о воде под фонограмму «Шум ручья»  читает Горина Кристина.

               Вы слыхали о воде? 
               Говорят, она везде!
 
               В луже, в море, в океане
 
               И в водопроводном кране.
 
               Как сосулька, замерзает,
 
               В лес туманом заползает.
 
               Ледником в горах зовется,
 
              Лентой серебристой вьется.
 
              Мы привыкли, что вода –
 
              Наша спутница всегда!
 
               Без нее нам не умыться,
 
              Не наесться, не напиться.
 
              Смею я вам доложить:
 
               Без нее нам не прожить!

        Давайте вспомним, какие бывают внутренние воды?  Для этой работы на доске    заготовлены подписанные, но перевернутые карточки. Учащиеся называют внутренние воды, а учитель, в том случае, если ученик назвал правильно, переворачивает карточки. Учащиеся переносят схему в маршрутный лист.

 

Внутренние воды

 

Реки             Озёра          Болота              Подземные воды        Ледники

Итак, реки и озёра  есть часть внутренних вод материка. И сегодня мы поговорим о них

                - Повторите по маршрутному листу понятия связанные с рекой.

I. Основные речные системы

- Работа  с физической картой Африки и учебником. Учитель показывает по карте основные реки материка.

Река Нил- он начинается на Восточно-Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория. В верхнем течении река течет по ущельям, образует пороги и водопады. Выйдя на равнину , река течет медленно и спокойно и получает название Белый Нил. У города Хартума река сливается с водами крупнейшего притока – Голубого Нила, стекающего с Эфиопского нагорья, становится в двое шире и получает название Нил. Река судоходна но не на всем протяжении пути. Впадает Нил в Средиземное море которое относится к бассейну Атлантического океана.

Река – Конго (Заир) – Исток  реки находится на плато  По площади бассейна и многоводности она уступает лишь Амазонке. Река в двух местах пересекает экватор и многоводна круглый год. Протекает по уступам  плоскогорий и поэтому на ней много порогов и водопадов. Судоходна на отдельных участках. Имеет много притоков. Впадает в Атлантический океан.

Работа с учебником: стр 121 первый и последний абзац. Найдите какая река самая длинная в мире? Какая самая полноводная и река Африки?

Река Нигер-  третья по длине река Африки, берёт начало на Леоно-Либерийской возвышенности. Река пересекает засушливые территории и имеет большое значение для орошения. Впадает в Атлантический океан.

Река Замбези – занимает четвёртое место, самая крупная из рек Африки текущая в Индийский океан. Здесь находится один из крупнейших водопадов мира -  Виктория. Найдите его на карте. Впадает в Мозамбикский пролив Индийского океана.

- Посмотрите на   карту, и скажите в какие океаны впадают реки Африки) (Атлантического и Индийского)

-  Но, есть и такие реки, которые имеют сток во внутреннюю часть материка

Запишем схему в тетрадь и приведем примеры рек Индийского океана, Атлантического океана и реки внутреннего стока

Бассейны океанов

 

Индийский                             Атлантический                           Бессточный бассейн

Замбези                                     Нил                                              Шари

Лимпопо                                   Конго                                                   

                                                  Нигер

                                                  Оранжевая

 

- Проверяем  выполнение схемы.

- Посмотрите на схему и  ответьте равномерно ли происходит распределение речной сети  и стока по территории континента? (нет)

-Распределение речной сети на материке зависит от рельефа и климатических особенностей

-  Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

Рельеф влияет на направление  течения рек.  Рельеф материка понижается к северу и западу, поэтому большинство рек относится к бассейну Атлантического океана.

- Зависимость рек от климата.

ЗАДАНИЕ: Сравните физическую и климатическую карту и установите: в каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в  каких наименьшая? Как вы думаете почему?

Подчеркните  климатический пояс где наибольшая густота речной сети одной чертой, а   наименьшая двумя.

 

Зависимость рек  от рельефа и климата

 

          Рельеф                                                                                     климат

 

Большинство рек относится                                                     Большинство рек в

к бассейну Атлантического                                                      районах с большим

океана                                                                                          количеством осадков

 

- Типы питания рек: дождевое, подземное, снеговое, ледниковое

- А как вы думаете, какой тип питания наиболее характерен для Африки? В большей степени дождевое, подчеркните, в меньшей степени подземное.

- Как это может влиять на режим рек Африки?

 

Режим рек

Субэкваториальный климатический пояс

Экваториальный

климатический пояс

Субтропический

климатический пояс

Реки полноводны_________

 

Реки

полноводны_________

Реки полноводны__________

                 А сейчас выполним  практическую часть урока.

Задание- Нанесите на контурную карту реки Африки (Нил, Конго, Замбези, Нигер, Лимпопо.

Физкультминутка

II. Озёра

- Кроме рек к внутренним водам относятся озёра, познакомимся с ними.

Африканские озёра находятся главным образом в средней части, на месте великих Восточно-Африканских разломов.

Сообщение об озере Виктория. Показать на карте. (Слайд)

Сообщение об озере Танганьика и Ньяса. Показать на карте. (слайд)

Сообщение об озере Чад. Показать на карте. (слайд)

III.Значение внутренних вод

Внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка

1.     Водный путь.

2.     Рыболовство.

3.     Выработка электроэнергии.

4.     Орошение, водоснабжение.

I.       ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

– Проверим как  усвоили материал урока.

Учитель задает вопросы, если ученик отвечает правильно, то прикрепляет на нарисованное озеро лилии ( лилии вырезаны из бумаги, озеро раскрашено в синий  цвет, поэтому озеро становится очень красивым).

Вопросы для повторения:

1.     Нил, Нигер, Конго относятся к бассейну ________________океана.

2.     Замбези, Лимпопо относятся к бассейну ________________океана.

3.     Наиболее густую сеть имеет_______________ пояс.

4.     Наименее густую речную сеть имеет ________пояс.

5.     Реки Африки имеют в основном  ____________ питание.

6.     Самое большое озеро Африки __________

7.     Самое глубокое озеро Африки _________

ИТОГ: молодцы ребята, вы смогли украсить озеро вот такими великолепными  растениями, а для этого  мы должны охранять и беречь реки и озера.

«Для рыб нужна чистая вода – будем охранять водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять родину»

М.М. Пришвин.

Изучив тему, внутренние воды Африки, скажите в чём особенность внутренних вод материка? (ответы детей)

- Оценки за урок.

II.    Домашнее задание: параграф 27, к/карта- нанесите озёра.

                       ЛИТЕРАТУРА

1.     Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душина В.А. Щенев. – 14-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

2.     Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М. ВАКО, 2007.

3.     Воробцова Т.Н. География 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. Волгоград. 2002.

4.     К.С. Лазаревич. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя, - М. : Издательство «Первое сентября», 2000.

5.     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 7 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Маршрутный лист

Выполни задания:

ШАГ 1

Заполни схему:

«Виды внутренних вод»

 

___________        __________      __________       __________    ___________

ШАГ 2

Повторите  понятия связанные с рекой.

Река водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Исток – начало реки.

Устье – место впадения потока (реки, ручья)  в другую реку.

Русло – самая низкая часть речной долины, по которому происходит сток воды.

Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны.

Режим реки – изменение уровня воды в реке, ее температуры и других явлений.

ШАГ 3

Заполни схему: 

Речные бассейны

 

Индийский                          Атлантический                         Бессточный бассейн

_____________                    _______________                       _______________

_____________                    _______________                      

                                              ________________                     

                                              ________________

ШАГ 4

Климатические пояса Африки: экваториальный субэкваториальный, тропический, субтропический.

Подчеркните климатический пояс где наибольшая густота речной сети, одной чертой, а наименьшая двумя.

ШАГ 5

Рассмотрите схему :

Зависимость рек от рельефа и климата

 

Рельеф                                                                            Климат

 

Большинство рек относится                                    Большинство рек в  районах

к бассейну Атлантического океана                    с большим количеством осадков

      ШАГ 6

Тип питания рек: дождевое, подземное, снеговое, ледниковое.

Какой тип питания характерен для Африки? Обведите в кружочек.

ШАГ 7

Заполните пропуски в таблице:

Режим рек

Субэкваториальный

климатический пояс

Экваториальный

климатический пояс

Субтропический

Климатический пояс

Реки полноводны

________________

 

Реки полноводны

_______________

Реки полноводны

_______________

ШАГ  8

Практическая часть урока: нанесите на контурную карту реки: Нил, Конго, Замбези, Нигер, Лимпопо.

ШАГ 9

Знакомство с озёрами. Слушаем сообщение:

1)            Самое большое озеро Африки – Виктория.

2)            Самое глубокое озеро Африки – Танганьико.

3)            Мелководное озеро – Чад.

      ШАГ 10

   Запишите в тетрадь:

Значение внутренних вод

1.                                    Водный путь.

2.                                    Рыболовство.

3.                                    Выработка электроэнергии.

4.                                    Орошение.

ШАГ  11

Закрепление:

1 Нил, Нигер, Конго относятся к бассейну _____________ океана

2 Замбези, Лимпопо относятся к бассейну _____________океана

3 Наиболее густую речную сеть  имеет ______________поясе

4 Наименее густую речную сеть имеет _______________пояс

5 Реки Африки в основном имеют _______________питание

6 Самое большое озеро Африки __________

7 Самое глубокое озеро Африки __________

 

    ШАГ 12

Домашнее задание: параграф 27, на контурную карту нанести озёра встречающиеся в тексте параграфа.

 

СПАСИБО  ЗА  РАБОТУ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты у доски.

2.     Африка самый:

А) большой материк;    Б) самый влажный материк;  В)самый жаркий материк.

      2. В каком климатическом поясе не лежит Африка:

             А) субтропическом;  Б) умеренном;   В) тропическом.

       3. Круглый год лето, высокие температуры:

             А) экваториальный пояс;  Б) тропический пояс;  В)умеренный.

        4.Чем дальше от экватора тем:

             А) холоднее;   Б) не меняется; В) теплее.

         5. В каком климатическом поясе мало осадков весь год;

             А) тропическом;   Б) экваториальном;   В) субэкваториальном.

          6. Весь год преобладают влажные воздушные массы:

              А) в тропическом поясе  Б) в экваториальном поясе;   В) в умеренном поясе

 

Задание:  Определите,  какому климатическому поясу соответствуют данные признаки:

1        Занимает полосу 200 с.ш. и 200 ю.ш.

2        Расположен в районе тропиков.

3        Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.

4        Лежит на самом севере и на самом юге материке.

5        Только одно время года – лето.

6        Погода круглый год жаркая и сухая.

7        Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.

8        Два сезона – влажный и сухой.

9        Весь год господствуют пассаты.

10    После полудня почти всегда идёт сильный ливень.

11    Весь год мало осадков.

12    Осадки в основном выпадают летом.

 

1 вариант –

                  А) Экваториальный

Б) Субэкваториальный

 

2 вариант –

В) Тропический

Г) Субтропический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по географии на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок предназначен для учащихся седьмого  класса средней общеобразовательной школы.Урок позволит определить исходный уровень знаний о внутренних водах, вспомнить понятия связанные с реками и озёрами , составить общее представление о внутренних водах Африки  на основе установления их зависимости от рельефа и климата,развивать умение связанно и доказательно излагать учебный материал, ракрывать взаимосвязи между компонентами природы.Урок направлен на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека,на воспитание бережного отношения  к   планете Земля.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 442
    • DOCX 91.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дюжикова Любовь Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дюжикова Любовь Александровна
    Дюжикова Любовь Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 521
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек