Конспект урока «Атмосферное давление. Ветер».
География. 6 класс. ФГОС.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
1.Образовательная: сформировать понятие «атмосферное давление», «ветер», выяснить причины образования ветра, сформировать понятие «бриз», «муссон», познакомить учащихся с прибором барометром и научить строить розу ветров.
2.Развивающая: развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, формировать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений по передаче информации с помощью технических средств и информационных технологий.
3.Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу; воспитывать взаимопонимание, выручку при совместной работе; воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Требования к результатам обучения:
Личностные:
- осознание себя как жителя планеты Земля, гражданина РФ.
Предметные:
- умение работать с разными источниками географической информации, объяснять и описывать признаки географических объектов и явлений;
- умение применять географические знания в повседневной жизни;
Метапредметные:
- умения организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.
Образовательные технологии: использование ИКТ, здоровьесберегающие, дифференцированное обучение, работа в парах, моделирование.
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, картографический)
Оборудование:
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013 г. ФГОС
Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014
Карта полушарий
Барометр
Ключевые моменты
Для преподавателя
1. Расширить знания об атмосферном давлении и ветре.
2. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления.
3. Научить определять силу ветра, скорость и направление.
4. Объяснить особенности построения розы ветров.
Для учащихся
1. Новые понятия : Атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, муссон, роза ветров.
2. Выписать виды ветров.
3. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала.
Ход урока
Организационный момент.
II Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Как называется разница между самыми высокими и низкими температурами? (амплитуда температур)
Какой материк самый жаркий, а какой самый холодный? Почему это так? (Африка, Антарктида)
Почему самые низкие и высокие температуры наблюдаются над материками, а не над океанами? (материки быстрее нагреваются и быстрее охлаждаются)
Почему высоко в горах холоднее, чем на равнине? (сначала прогревается земная поверхность, а затем отдает тепло пространству)
Что такое абсолютная влажность воздуха? Относительная влажность? Каким прибором измеряется влажность? (гигрограф)
Какие вы знаете атмосферные осадки?
III Изучение нового материала
Блок первый. Атмосферное давление
Учащиеся под руководством учителя формируют понятие «атмосферное давление», как давление меняется с высотой (работа с учебником, стр.113. рис 73).
Атмосферное давление измеряют с помощью прибора – барометра (демонстрация прибора)
Вывод: При нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НАД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВАД (высокое атмосферное давление), значит, давление изменяется в зависимости от температуры.
Блок второй. Ветер
Учащиеся под руководством учителя формируют понятие ветер, решают познавательную задачу: почему и в каком направлении движется воздух, от чего зависит сила ветра, как можно узнать направление ветра?
Учитель просит ребят самостоятельно сформировать понятие ветер Правильное определение записывают в тетрадь.
Вопросы: почему возникает ветер? Можно провести опыт с зажженными свечами, помещая ее на разных уровнях двери (от пола до верха). Ученики увидят, что пламя свечи меняет направление в зависимости от высоты.
Вывод: причина образования ветра в неравномерном нагревании земной поверхности и возникновения областей низкого и высокого давления.(вывод записывают в тетрадь)
Блок третий . Виды ветров
Учащиеся под руководством учителя знакомятся с бризом. Работа с учебником ст.115. рис 74. На основе этого рисунка самостоятельно рисуют схему образования ночного бриза и объяснить причину его образования. (схема выполняется в тетради, работа в парах)
Познавательная задача: какие ветры называются муссонами? (работа с рис. 75 ст.р116)
Физкультминутка.
Блок четвертый. Роза ветров. Практическая работа.
Роза ветров - специальный график для определения преобладающих ветров в данной местности. Основой для построения служат перекрещивающиеся лучи с изображением сторон горизонта (румбов). Лучи разделены на равные отрезки, каждое деление соответствует двум дням месяца. За период наблюдений подсчитывается число дней с ветром зафиксированных направлений, результаты откладываются на отрезках. Полученные точки соединяются прямыми линиями, если какого-либо ветра не было, делается пропуск.
Построение розы ветров по данным календаря погоды Самарской области (задания в конвертах)
Закрепление знаний, умений. Индивидуальная самостоятельная работа. Взаимоопрос и фронтальный опрос.
Задание: Продолжите фразу:
-нормальное атмосферное давление- …(760 мм рт. ст.)
- Ветер это - …(движение воздуха в горизонтальном направлении)
- Главная причина образования ветра - …(разница в атмосферном давлении)
- Бриз это - …(ветер, меняющий направление два раза в день)
- Прибор для определения направления ветра называется …(флюгер)
- Прибор для измерения силы и скорости ветра. (Анемометр)
- Прибор для измерения атмосферного давления… (барометр)
V. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
VI Домашнее задание
§ 28 с.112-118, рабочая тетрадь с. 91 № 5-8
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.