"Схема поверхностных
течений" 7 класс
Цель: Дать
представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане, раскрывая
причины кругового движения поверхностных вод.
Задачи:
Сформировать
представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений
и их использовании.
Продолжить
обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и
существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять
закономерности, читать карты атласа.
Воспитывать
эстетическое восприятие географических объектов (видеоролик).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение
изученного материала. (слайд 1)
–
Что называется водными массами?
–
Какие типы водных масс вы знаете? (В океане – поверхностные, промежуточные,
глубинные, придонные)
–
Какими свойствами характеризуются водные массы?
–
Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?
3. Актуализация
знаний
– Сегодня, придя в класс, я обнаружила вот
это письмо. Его прислал капитан дальнего плавания Христофора Банифатьевича
Врунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий
путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных
историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
«Как-то раз я и мой помощник Лом решили
отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен
сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море
все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль
бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет,
белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал
крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и
последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда
ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку
рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий,
поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня
потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те
же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том
направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили
очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором
говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не
поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со
следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это
сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.»
Капитан
дальнего плавания
Врунгель
Христофор Бонифатьевич.
– Ребята, поможем капитану Врунгелю решить
его проблему.
4. Изучение нового материала
–Как вы думаете, каким образом корабль
смог бы передвигаться в океане, и по какому маршруту? (Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения)
- Можете определить тему урока?
– Тема нашего урока сегодня – это
океанические течения. (Презентация, слайд 2)
Хороший способ передвижения – это
передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им
воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие
вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
–
Что называют океаническим течением?
–
По какой причине возникают течения?
–
Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
–
Какие бывают виды течений?
–
Течения – это один из видов движения вод Океана.
–
На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Как вы понимаете это понятие?
(Ответы учащихся).
Учитель (слайд 3): Молодцы! А теперь давайте
будем искать ответы на эти вопросы, тем самым попробуем помочь капитану
Врунгелю.
Океанические течения – это горизонтальное
перемещение воды в океане на большие расстояния. ( слайд 4)
–
Посмотрите на карту атласа и скажите, как на карте обозначены течения?
Что
обозначает красный и синий цвет?
– Какова причина
приводит к образованию течений? (Постоянные ветры)
Откройте учебник на стр.50, прочитайте первый
абзац.
– Какие главные причины образования ветров? (
слайд 4)
·
постоянные ветры
·
рельеф дна
·
очертания материков
·
отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.
– Течения, возникшие под влиянием ветров, называются
ветровыми. ( слайд 5) Теперь приступаем к работе на
контурной карте:
1. Нанесите на контурную карту два теплых и
два холодных ветровых течения.
– Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)
– Поток воды при встрече с каким-либо
объектом делится, огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение,
встречая препятствие, чаще всего разделяется на два сточных течения.
(Презентация, слайд 5)
Учитель с учениками работает на контурной
карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование
Ангольского течения показывает один из учеников.
– При столкновении течения Западных ветров,
которое является ветровым течением, образуется одно сточное течение, а течение
Западных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи, когда ветровое
течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо
него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское
и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)
2.
Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.
–
А теперь найдите закономерности циркуляции течений.
Если
ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:
–
Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном
полушариях.
В
тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. ( слайд 6)
Как раз на направление течений по часовой и
против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот
закон вывел учёный Кориолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших
классах.
– Найдите на карте самое крупное ветровое
течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)
Рассказ Жукова Дмитрия о течении Западных
ветров. (слайд 7)
Самое крупное течение – это течение
Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг
Антарктиды. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров,
скорость – 3,5 км/ч.
– А теперь вернёмся к началу нашего урока.
Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 8)
– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а
теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как
можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
– Для этого вы должны будете заполнить
следующую табличку (см. слайд 9) И будем надеяться, что эти записи попадут в
руки капитана.
Выполнение работы.
5.
Закрепление: Впиши недостающий текст. ( слайд 9)
1.
Течение – это……
2.
Течение возникает под действием …
3.
Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …
4.
Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …
5.
Выпиши названия течений из карты (по три примера)
теплые
холодные
6. Домашнее задание (слайд 10)
1) Прочитать параграф
2) Опишите физико-географическое положение
течения Гольфстрим (1 вариант), Перуанского (2 вариант) по плану:
План
описания течения
1. Название
2. В каком океане находится
3. Где образуется
4. В каком направлении течет
5. Тип течения по температуре
3) На контурную карту нанести течения Тихого
океана.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.