Инфоурок Физика Другие методич. материалыКонспект урока по физике " Занимательные опыты 3 " 7-9 класс

Конспект урока по физике " Занимательные опыты 3 " 7-9 класс

Скачать материал

 

Ростовская область

Красносулинский район, х. Большая Федоровка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Больше-Федоровская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по физике

 

« Занимательные опыты по физике 3 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Класс: 7 -9

Учитель: Ромашкин Роман Николаевич

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

 

Конспект урока

Дата проведения: 13 декабря 2014 года.

Тема урока: Занимательные опыты по физике .

Класс: 7-9

Цели урока: привлечь внимание к различным физическим явлениям, протекающим вокруг    

                      нас, в непринужденной обстановке; повысить познавательный интерес к науке.

Познавательная: расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес

Воспитательная:  воспитывать внимание, сообразительность, находчивость

Развивающая:      развивать умение работать в смешанных группах.

 

Задачи урока:

1.  Знакомство с практическим применением знаний по физике.

2.  Формирование  умений по постановке опытов.

3.  Формирование навыков безопасного обращения с приборами и  материалами .

Тип урока: урок совершенствования знаний

Методы обучения: демонстрация,  беседа.

Продолжительность урока:  урок.

Место проведения: кабинет физики.

 

 

План урока:

                    I.             Вступительное слово учителя о теме и форме урока,

  требование техники безопасности при проведении опыта – 5 мин

                 II.            Демонстрация опытов по физике– 35 мин.

·             демонстрация опыта;

·             обсуждение и объяснение опыта.

              III.            Подведение итогов урока – 5 мин.

 

Оборудование и материалы урока: Лабораторное и демонстрационное оборудование, материалы,  необходимые для демонстрации опытов.

 

                   I.             Вступительное слово учителя о теме и форме урока,

  требование техники безопасности при проведении опыта .

 

II.      Демонстрация опытов по физике.

 

№1   Опыт «Яйцо в бутылке»

http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

Описание: Опыт «Яйцо в бутылке»

Изменения в давлении воздуха имеют широкие эффекты на каждый аспект нашей жизни. Хотя, это явление регулирует изменения погоды, оно также определяет различные аспекты, относящиеся к аэродинамике, которые являются жизненно важными для повседневной жизни.

Для проведения опыта понадобится:

·                       Яйцо.

·                       Бутылка.

·                       Спичечный коробок и спички.

Начинаем эксперимент:

1.                    Поставьте пустую бутылку на ровную поверхность.

2.                    Бросьте зажжённую спичку в бутылку, прежде чем поместить яйцо в горлышко бутылки.

Результат:

Опыт «Яйцо в бутылке» отлично демонстрирует эффекты изменений в давлении воздуха. Когда Вы бросаете зажженную спичку в бутылку, прежде чем поместить туда яйцо, пламя сжигает весь кислород в бутылке. Это создает вакуум в бутылке, который засасывает яйцо в бутылку.

 

 

 

 

 №2  Толстый воздух

http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

Описание: Толстый воздух

Мы живём благодаря воздуху, которым мы дышим. Если тебе не кажется это достаточно волшебным, проделай этот эксперимент, чтобы узнать, на какую ещё магию способен воздух.

 

Реквизит

·                       Защитные очки

·                       Сосновая дощечка 0,3х2,5х60 см (можно приобрести в любом магазине пиломатериалов)

·                       Газетный лист

·                       Линейка

·                        

Начинаем научное волшебство!

1.                    Надень защитные очки. Объяви зрителям: «В мире есть два вида воздуха. Один из них – тощий, а другой – жирный. Сейчас я с помощью жирного воздуха совершу волшебство».

2.                    Положи на стол дощечку так, чтобы примерно 6 дюймов (15 см) выступало на край стола.

3.                    Произнеси : «Толстый воздух садись на дощечку». Ударь по концу дощечки, который выступает за край стола. Дощечка подпрыгнет в воздух.

4.                    Скажи зрителям, что на дощечку сел должно быть тощий воздух. Опять положи дощечку на стол как в пункте 2.

5.                    Положи на дощечку газетный лист, как показано на рисунке, чтобы дощечка была посередине листа. Разгладь газету, чтобы между ней и столом не осталось воздуха.

6.                    Снова скажи : «Толстый воздух, садись на дощечку».

7.                    Ударь по выступающему концу ребром ладони.

8.                     

Результат

Когда ты ударяешь по дощечке в первый раз, она подпрыгивает. Но если ударить по дощечке, на которой лежит газета, дощечка ломается.

 

Объяснение

Когда ты разглаживаешь газету, ты удаляешь из-под неё почти весь воздух. Вместе с тем большое количество воздуха сверху газеты давит на неё с большой силой. Когда ты ударяешь по дощечке, она ломается, потому что давление воздуха на газету не даёт дощечке подняться вверх в ответ на приложенную тобой силу.

 

 

 

№3 Опыт «Музыкальные бутылки» http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

Описание: Опыт «Музыкальные бутылки»

Тон - один из трех первичных слуховых атрибутов звука, наряду с громкостью и тембрами. Он представляет собой восприятие естественной частоты звука и может восприниматься по-разному разными людьми. Это также влияет на амплитуду звука, особенно на низких частотах, где низкая нота будет звучать ниже, в поле, когда она играла в более громком уровне.

 

Для проведения опыта понадобится:

·                       5-8 одинаковых стеклянных бутылок.

·                       Ложка или вилка.

·                       Вода.

 

Начинаем эксперимент:

1.                    Поставьте бутылки в одну линию на расстоянии 5-10 см.

2.                    Наполнить бутылки одну за одной водой. Например, наполните первую бутылку небольшим количеством воды. Заполните второю бутылку чуть больше, чем первую. Заполните третью бутылку чуть больше, чем вторую и так далее, пока не заполните все бутылки.

3.                    Возьмите ложку или вилку и ударьте по каждому горлышку бутылки, слушайте звук.

4.                    Придумайте свою мелодию!

 

 Примечание:

Поле создается в зависимости не только от количества воды, но и от размера и типа бутылки. Важно использовать одинаковые бутылки  - это даст лучший музыкальный результат.

Наблюдение:

Вы можете придумать свои собственные мелодии

Результат:

Чем больше воды в бутылке, тем ниже тон будет при воспроизведении. Это потому, что звуковые вибрации можно услышать  от любой бутылки, при добавлении воды, необходимое на большую вибрирующую массу. Чем меньше воды бутылке, а это означает, что меньше вес, который вибрирует, тем тон выше.

 

№4  Опыт «Составные цвета» http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

Описание: Опыт «Составные цвета»

Существует 7 цветов, определяющие длины волн видимого света. Эти цвета: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой и фиолетовый. Этот «видимый свет» соответствует в диапазоне волн 400 – 700 нанометров

Для выполнения опыта понадобится:

1.                    Фонарик

2.                    Красный целлофан

3.                    Синий целлофан

4.                    Желтый целлофан

5.                    Лента

6.                    Ручка

7.                    Тетрадь

 

 Начинаем эксперимент:

1.                    Найдите белую стену. Стенай должна быть сплошь белая, но не цветная.

2.                    Покройте верхнюю часть фонарика красным целлофаном. Теперь покройте красный целлофан желтым целлофаном. Какой цвет вы видите на стене? Запишите результаты в тетради.

3.                    Снимите желтый целлофан.

4.                    Теперь покройте красный целлофан синим целлофаном. Какой цвет Вы сейчас видите? Запишите результаты.

5.                    Снимите оба целлофана с фонарика. Теперь у Вас есть обычный, непокрытый целлофаном фонарик.

6.                    Покройте верхнюю часть фонарика синим целлофаном, а его покройте желтым целлофаном. Какой цвет Вы видите? Запишите результаты в тетрадь.

7.                    Какие еще можно создать цвета с помощью фонарика и целлофана? Попробуйте различные комбинации и узнаете!

 

Примечание:

Если Ваш целлофан не самоклеющийся, Вы должны будите использовать скотч, чтобы прикрепить целлофан к фонарику.

 

Наблюдение:

Какие цвета Вы создали с фонариком и целлофаном? Вы расширили опыт «Составные цвета», создали свои собственные вторичные цвета? Что будет если использовать черный целлофан? Попробуйте и узнаете!

 

Результат:

Основные цвета для субтрактивного раскрашивания в искусстве состоят из красного, желтого и синего. При комбинации этих цветов, вместе взятых, они образуют вторичные цвета, такие как зеленый, оранжевый или фиолетовый. Когда Вы размещаете на фонарике разные комбинации из целлофана, Вы создаете вторичные цвета!

 

 

 

№5  Опыт «Спектр через воду»

http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

Описание: Опыт «Спектр через воду»

 

Простой стакан в форме призмы может быть использован, чтобы разделить луч белого света на составные цвета. Явление, благодаря которому белый свет распадается на составляющие цвета, называется дисперсией.

 

Для выполнения опыта понадобится:

 

·                       Небольшой стакан

·                       Вода

·                       Зеркало

·                       Фонарик

 

 

Начинаем эксперимент:

 

1.                    Заполните стакан водой.

2.                    Поместите зеркало в стакан с водой так, чтобы оно находилось под углом около 30 градусов к поверхности воды.

3.                    Сделайте помещение темным. Выключите свет, закройте окна.

4.                    Посветите фонариком в зеркало.

 

Примечание:

 

Угол, под которым зеркало помещено в стакан с водой, имеет решающее значение для формирования спектра

 

Наблюдение:

 

Когда луч света от фонарика светится на зеркале, погруженного в воду, небольшой спектр цветов радуги появляется на потолке.

 

Результат:

 

Опыт «Спектр через воду» доказывает, что белый свет состоит из различных цветов спектра, обладающего разнообразными волнами. Каждая молекула воды действует как простая призма, вызывающая рефракцию каждой волны по различным углам, что в конечном итоге приводит к образованию новых цветов спектра на поверхности, на которую падает отраженный луч света.

№6   ВВЕРХ ПО СКАТУ http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

 

Описание: http://www.afizika.ru/pic_opimg/pic006.gif

 

В действительной жизни мы давно уже привыкли угадывать центр массы каждого предмета. Мы сразу соображаем, как положить или поставить этот предмет, чтобы он не упал. Фокус ваньки-встаньки в том, что он обманывает наш глазомер. Его центр массы находится не там, где мы предполагаем. Поэтому ванька-встанька так упорно принимает положения, которые кажутся неестественными.

 

Давай сделаем еще один опыт, который на первый взгляд тоже противоречит законам равновесия. Из плотной бумаги или тонкого картона склей кольцо. На внутреннюю его сторону приклей в одном месте груз: деревянную чурочку, кусочек сургуча или другой небольшой предмет, весящий больше, чем само кольцо. Чтобы груз не был виден, заклей кольцо с обеих сторон бумагой. На ней можно что-нибудь нарисовать, например лицо. Если подбородок этого лица будет там, где груз, то его не удастся поставить «вверх ногами» (хотя, конечно, никаких ног у лица нет). «Лицо» будет катиться, пока не станет «подбородком» вниз. Оно может даже подниматься вверх по скату, как показано на рисунке. Линейка положена одним концом на книги. Всякое колесо скатилось бы по ней вниз. Но «лицо» поступает наоборот.

Поставь его на линейку у правого, нижнего, конца, но так, чтобы «подбородок» был почти на самом верху слева. Отпусти «лицо» — и оно покатится вверх по скату!

Конечно же, оно остановится, как только «подбородок» коснется линейки. Ведь при этом центр массы займет самое нижнее положение.

 

 

 

 

 

№7 ДВА ОПЫТА С ВИЛКАМИ                   http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

 

Описание: ДВА ОПЫТА С ВИЛКАМИ

 

Имея достаточно тяжелые вилки, можно сделать  два интересных опыта.

Для первого из них понадобятся бутылка, яйцо и корковая пробка. В нижнем конце пробки или морковки сделай выемку, чтобы она плотно садилась на конец яйца. Вилки воткни так, как показано на рисунке. Теперь, прикрыв яйцо такой «шляпой», ты легко нащупаешь положение, при котором оно будет спокойно стоять на горлышке бутылки. И даже не на всем горлышке, а на его краю.

Для второго опыта понадобится достаточно толстая монета. Она должна плотно входить между зубьями вилок.

Сложи вилки так, чтобы зубья одной легли на зубья другой. В прорезь между средними зубьями просунь монету.

Теперь, после нескольких неудачных попыток, тебе удастся положить это коромысло монетой на край стакана. На рисунке хорошо видно, как оно должно лежать.

Хочешь попробовать вылить воду из этого стакана, не сбросив вилок и монеты? Задача не так уж трудна, как это может показаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№8  КОРОБОК С СЮРПРИЗОМ                 http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

Описание: КОРОБОК С СЮРПРИЗОМ

 

 

Казалось бы, с центром массы все стало ясно. Но тебя ожидает еще один сюрприз, и не маленький, хоть он и спрятан в спичечном коробке. Положи в этот коробок тяжелую гайку. Сдвинь ее как можно ближе к одному краю. Теперь этот край будет удерживаться на столе, даже если почти весь коробок висит в воздухе.

 

КОРОБОК С СЮРПРИЗОМВ этом опыте есть одна замечательная особенность. Здесь вся масса лежит выше точки опоры, а коробок не падает.

Почему? Теперь ты, наверное, сможешь догадаться. Дело в том, что, если коробок начнет переваливаться через край стола, гайка поднимется. Иными словами, при нарушении равновесия центр массы будет подниматься. Поэтому равновесие будет восстанавливаться.

 

Интересно, что по этой же самой причине в устойчивом равновесии находятся столы, шкафы, кровати, памятники, автобусы, подъемные краны, садовые скамейки, тепловозы, учебники, лежащие на столе, и еще тысячи самых разнообразных предметов, перечисление которых не поместилось бы в этой книжке.

Общее свойство у них одно: при нарушении равновесия центр массы поднимается. Поэтому-то все они лежат, стоят, едут не опрокидываясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

№9  ЯЙЦО В СТАКАНЕ        http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

Описание: ЯЙЦО В СТАКАНЕ

 

ЯЙЦО В СТАКАНЕТы уже выбивал нижнюю шашку из столбика. Достаточно сильным щелчком можно выбить открытку из-под куриного яйца. Положи открытку на стакан, до половины налитый водой, а сверху положи колечко от ключей и поставь на него яйцо.

Щелчок — и яйцо в стакане! На всякий случай лучше возьми яйцо не сырое, а сваренное вкрутую.

 

 

 

 

 

III.    Подведение итогов урока

После проведения опытов  подводится  итог урока, по результатам (демонстрация, объяснение опыта) выбираются лучшие ученики.

 

 

Источники:

 

http://lmagic.info/udarnie_illyzii.html

 

http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по физике " Занимательные опыты 3 " 7-9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  по  физике   "Занимательные опыты 3"  рассчитан   на учащихся   7-9  классов.  Цели урока:     привлечь    внимание   к различным физическим явлениям, протекающим вокруг   нас, в непринужденной обстановке ; повысить  познавательный интерес к науке, расширять знания учащихся ,  развивать      познавательный интерес,   воспитывать внимание, сообразительность, находчивость,      развивать умение работать в смешанных группах.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1465
    • DOCX 197.5 кбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ромашкин Роман Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ромашкин Роман Николаевич
    Ромашкин Роман Николаевич
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 16023
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе