Тема урока:
«Вес тела»
Тип урока: урок усвоения
новых знаний.
Цель урока:
. дать понятие веса тела; установить
отличия веса тела от силы тяжести.
Структура урока с
примерной разбивкой по времени:
1. Организационный
момент. (1 мин)
2. Актуализация
знаний, проверка домашнего задания. (7 мин)
3. Изучение
нового материала. (20 мин)
4. Закрепление,
итоги урока. (10 мин)
5. Вопросы
учеников. (5 мин)
6. Домашнее
задание, инструктаж по его выполнению. (1 мин)
7. Рефлексия
(1 мин)
Ход урока:
I. Организационный
момент.
Приветствие,
проверка присутствующих.
II. Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего задания происходит по принципу «вопрос – ответ» по теме «Сила
упругости».
Сейчас
я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили предыдущий материал,
ответе на вопросы
III. Изучение
нового материала.
Понятие
«вес тела » вводится на основе повторного анализа опытов по учебнику (Физика,
7):
рис.
60 (показать, что сила тяжести приложена к шару, а сила давления – к крышке
стола)
Груз, находящийся на опоре,
взаимодействует с Землей. Притягиваясь к Земле, он деформирует опору, что
приводит к возникновению силы упругости, действующей на тело. В свою очередь
опора деформирует груз (силы действия и противодействия). Деформированное тело
(груз) давит на опору с силой, называемой весом тела. Определение веса дается
по учебнику:
«Вес – это сила, с которой тело
вследствие притяжения Земли действует на опору или подвес». После этого
вводится условное обозначение веса, выясняются точка его приложения и
направления. Можно также рассмотреть взаимодействие тела с подвесом (пружиной,
нитью).
Затем акцентируется внимание учащихся на различиях
между весом тела и силой тяжести:
1. они приложены к разным
телам
(рис. 134, а, б): сила тяжести — к лежащему или подвешенному
телу (шарику), а вес — к опоре или подвесу (столу, нити), удерживающим тело от
падения (т.е. сила тяжести
действует на тело со стороны Земли, а тело с силой веса действует на опору
или подвес).
2. сила тяжести в данном
месте Земли имеет строго определенное значение F = mg, а вес тела может быть
не только равен, но больше или меньше этого значения.
Просмотр видео ролика про вес тела на
экваторе и на полюсе.
Завершается
изучение материала знакомством с состоянием движения тела, при котором его вес
равен нулю (невесомость):
Р=0
Просмотр видео ролика про вес тела на Луне
и Земле.
Вывод ученики делают сами
IV. Закрепление, итоги
урока.
Для
закрепления учебного материала можно, пользуясь рис.133, изобразить для всех
тел вес, его направление, обозначить точку его приложения.
Для
систематизации и обобщения знаний о силе тяжести и весе тела заполняется
таблица
Характеристика
сил
|
Сила тяжести
|
Вес тела
|
Взаимодействующие тела
|
Земля – тело (тело взаимодействует
с Землей)
|
Опора (подвес) – тело (тело
взаимодействует с опорой или подвесом)
|
Причина возникновения
|
Тяготение
|
Деформация
|
Тело, на которое действует сила
|
Данное тело
|
Опора (подвес)
|
Приложена
|
К телу
|
К опоре (подвесу)
|
Формула
|
Fтяж=gm
|
Р=gm, только если
опора покоится или движется равномерно и прямолинейно. В остальных случаях
Р > gm; P < gm; P = 0
|
Направление
|
Вертикально вниз
|
Противоположно силе упругости
|
Выводы:
1. Вес тела –
сила, приложенная к опоре или подвесу.
2. Вес
неподвижного или движущегося равномерно тела численно равен силе тяжести.
3. Вес тела,
движущегося неравномерно, может изменяться и быть больше силы тяжести, меньше и
даже равным нулю.
V. Вопросы
учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Домашнее
задание.
Изучить §10,
ответить на контрольные вопросы. Сказка о силах тяжести,
упругости, вес тела.
VII. Рефлексия.
Учащимся отвечают на вопросы:
1. Понятно ли был изложен материал на
уроке? (Индивидуальные ответы)
2. Что было не понятно на уроке?
(Индивидуальные ответы)
3. Что главное вы узнали на этом уроке?
(Индивидуальные ответы)
4. Что вам особенно понравилось на этом
уроке? Что вам удалось? (Индивидуальные ответы)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.