Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии "Значение крови и ее состав" (8 класс)

Конспект урока по биологии "Значение крови и ее состав" (8 класс)

Скачать материал

Дата: 23.10.14.

Биология 8 класс                                                                                                      Учитель: Петрова М.В.

 

Тема:                                      Значение крови и ее состав.

           Лабораторная работа № 5. Сравнение крови человека и крови лягушки.

 

Цель урока:

1.      Познавательный аспект.

А. Формирование специальных знаний.

§  Сформировать знание о составе крови.

§  Сформировать знание о строении и функций клеток крови.

§  Сформировать знания о количестве основных клеток в крови.

 

Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.

§  Развить знания о крови в целом.

§  Развить умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

§  Развить знания о заболеваниях крови.

§  Развить знания о диагностике заболеваний, влияющих на картину крови.

§  Развить умение анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

В. Формирование общих умений.

§  Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей по тексту.

§  Формировать умение работать во времени на всех этапах урока.

§  Формировать научное мировоззрение.

 

2.Развивающий аспект.

§  Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями:

    эритроцит, гемоглобин, малокровие, лейкоцит, лимфоцит, фагоцитоз, тромбоцит.

§  Развивать умение сравнивать на примере сравнения клеток крови человека и лягушки..

§  Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.

§  Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы.

 

                                  3. Воспитательный аспект.

Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:

ü   честности как высшей нравственной  ценности

ü  умения критично оценивать результаты

ü  сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.

ü  уважения  друг к другу.

ü  стимулировать развитие познавательного интереса.

 

 

Тип урока:                      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

 

                                                                       Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие.

Девизом нашего  урока будет великая Китайская мудрость  «Скажи, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь»(Слайд 2)

 

Слово учителя:

С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.

Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, ознакомимся с форменными элементами крови, и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.

 

2. Мотивация.(Слайд 3)

 

К. Бернар, назвал кровь «зеркалом организма», ценнейшим источником информации?

 

Кровь – носительница жизни.

 

-Я считаю, что мы  докажем, что  эти прекрасные высказывания верны.

 

 

3.Актуализация опорных знаний.

 

1)Какого цвета кровь?

2)Как вы думаете, какую роль кровь играет для нашего организма?

3)Впервые кровеносная система возникла у каких представителей животного мира?

4)Из чего же состоит кровь?

 

4.Изучение нового материала.(Слайд 4)

 

1)      Состав крови:

 

1.      Плазма – 60 %:

1)      Вода – 90 %;

2)      Органические вещества:

        Белки;

        Жиры;

        Углеводы (глюкоза).

3)      Минеральные вещества (KNaCaMgCuCl).

2.      Форменные элементы:

        Эритроциты

        Лейкоциты

        Тромбоциты

 

Плазма –полупрозрачная желтоватая жидкость, состоящая из воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов. Основная часть плазмы -вода, 90%.

Функция плазмы: перенос питательных веществ к органам тела, и доставка вредных веществ к органам выделения.

 

 

 

 

2)Форменные элементы крови

 

А теперь мы с вами составим портрет форменных элементов крови.

Прослушаем выступления учащихся и совместно будем заполнять таблицы, которые лежат у вас на партах

 

                                                    Выступления учащихся

 

1)Кириллова Дарья.

Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых дисков, а диаметр наш всего 7-8 мкм. Нас   много в крови, ведь наша площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше площади поверхности тела человека!  Мы самые ответственные в организме, мы даём ему кислород, а забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые организмы на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток!

Эритроциты

Эритроциты – красные тельца кровяные,

Ведь они совсем не простые,

Дыхательную функцию выполняют,

Эритроциты нам дышать помогают.

Похожи   на двояковогнутый диск

Эритроциты  среди кровяных телец знамениты.

Мы их  уважаем

И множество их свойств знаем.

Эритроциты нам нужны, чтобы длилась наша жизнь!

 

2)Иванов Илья В.

Мы - лейкоциты, наша главная сфера действий – защита. Мы играем главную роль в специфической и неспецифической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов. Все наши виды способны к активному движению, мы можем проходить через стенку капилляров и проникать в ткани  где и поглощаем , и  перевариваем  чужеродные частицы.

Лейкоцит - это жизнь.

Лейкоцит – это щит.

Лейкоцит - без него нельзя, продолжительность жизни обеспечит всегда.

 

3)Иванов Илья Ф.

Мы тромбоциты, красного цвета пластинки, мельчайшие форменные элементы крови, наши размеры всего 1.5-2 мкм. В большом количестве циркулируем в крови,  нас 1,5 триллиона. А в одном литре крови – 200-400 на 10 в 9 степени!!!  Мы бесцветные, безъядерные и лишены ядра. Но мы красивой округлой или овальной формы, посмотрите на нас

Живём мы очень мало, всего 8 дней, но успеваем выполнить важную функцию в организме человека-свёртывание крови при повреждении кровеносных сосудов.  Мы очень легко разрушаемся когда сталкиваемся с шершавыми краями раны,   при этом и  освобождаем из себя фермент тромбопластин , который включается в цепную реакцию образования тромба, и ,содержащийся в плазме крови неактивный фермент  протромбин переходит в растворимую стадию- тромбин. А он, в свою очередь,  действует на растворимый белок в плазме крови фибриноген, который превращается в нерастворимый волокнистый белок фибрин и он  в своей сети запутывает форменные элементы крови и образуется пробка – тромб, которая и закупоривает сосуд. Вот какая у нас важная работа и мы её выполняем всего за 4 минуты!

  Причём мы не разрушаемся в сосудах без повода, чтобы кровь не свернулась, так  как нас сопровождают противосвёртывающие факторы крови, да и сами сосуды настолько гладкие, что при соприкосновении с ними мы не разрушаемся! Но способность наша может уменьшаться при снижении факторов свёртывания (снижение количества тромбоцитов, протромбина, фибриногена) и тогда незначительное ранение может повлечь смерть человека. Так происходит при наследственном заболевании гемофилии. Сильное увеличение нашего количества может свидетельствовать о наличии опухолевых заболеваний, а нехватка нас  в крови может быть вызвана ответной реакцией организма на введение лекарственных препаратов.

Я  клетка тромбоцит.

Я свёртываю кровь и образую тромб.

Этот процесс сложный  имеет много стадий,

Чтоб это всё понять, не нужно много знаний.

 

Форменные элементы крови.

 

1. Название клеток.

1.1. Тромбоциты

1.2. Лейкоциты

1.3. Эритроциты

2. Внешний вид.

 

 

 

 

 

 

3. Наличие ядра

   в зрелой клетке.

      

 

 

 

4. Содержание

  в 1 мм3 крови.

 

 

 

 

5. Продолжительность

    жизни

 

 

 

 

6. Функция

  клеток крови.

 

 

 

 

 

7. Место образования

   в организме.    

 

 

 

 

 

 

 

8. Характерные

    свойства.

 

 

 

 

 

 

9. Разнообразие во

   внутреннем строении.

 

 

 

 

 

10. Способность к

  самостоятельному выходу

  из кровеносных сосудов.

 

 

 

 

 

Параметры для таблицы.

 

2. Внешний вид.

 

2.1. Похожи на двояковогнутый диск;

2.2. Разнообразные по форме клетки;

2.3. Мелкие округлые или удлинённые клетки.

3. Наличие ядра в зрелой клетке.

3.1.Имеют ядро .         3.2. Не имеют ядра.

4. Содержание в 1 мм3 крови.

4.1. 200-300 тыс. клеток.

4.2. Около 5 млн. клеток.

4.3. 4-9 тыс. клеток

5. Продолжительность жизни.

5.1. Около 120 суток.

5.2. 5-10 дней.

5.3 От нескольких часов до нескольких лет.

6. Функция клеток крови.

6.1. Участвуют в иммунитете.

6.2     Участвуют в свёртывании крови.

6.3     Участвуют в переносе газов.

7. Место образования в организме.

7.1. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, а в дальнейшем некоторые дозревают в лимфатической системе.

7.2. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга путём отщепления участка цитоплазмы от крупных клеток.

7.3. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, где ядерная клетка теряет ядро и далее переходит в кровяное русло.

8. Характерные свойства.

8.1. Способны к активному самостоятельному движению, напоминающему движение амёбы.

8.2. Способны приклеиваться к повреждённой сосудистой стенке.

8.3. Содержат белки, участвующие в определении группы крови, а сами клетки обладают большой эластичностью.

9. Разнообразие во внутреннем строении.

9.1. Отсутствует, все клетки сходны по строению.

9.2. Имеется, их делят на две группы – зернистые и незернистые.

10. . Способность к самостоятельному выходу из кровеносных сосудов.

10.1. Клетки не способны выходить из системы сосудов.

10.2. Клетки легко покидают сосуды и вновь в них возвращаются.

 

Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?

Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.

Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.

Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?

Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.

 

 

                                                           Физкультминутка

 

3)Выполнение лабораторной работы

 

Учащиеся рассматривают микропрепараты крови лягушки и человека. Сравнивают. (Слайд 7)

( с.72 учебника)

 

Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?

Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.

Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?

Ученики: Быстрее передвигаются.

Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.

(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)

 

Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла эволюция эритроцитов?

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения размеров эритроцитов.

Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.

Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?

Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.

Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?

Hb + O = HbO (оксигемоглобин)

Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.

 

Hb + CO2 = HbCO2 (карбогемоглобин)

Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.

 

Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)

Ученики: при отравлении угарным газом.

 

Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?

Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.

Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?

Ученики: При курении.

 

 

Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют в связи с этим?

Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания – фагоцитоз.

Учитель: Все сведения внесем в таблицу.

 

 

 

Интересная страница.

Кровь относится к быстро обновляющимся тканям. Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения. Главным из них у человека и других млекопитающих является костный мозг. У человека красный, или кроветворный, костный мозг расположен в основном в тазовых костях и в длинных трубчатых костях.

Среднее количество крови в теле взрослого человека 6—8 % от общей массы, или 65—80 мл крови на 1 кг массы тела, а в теле ребёнка — 8—9 %. То есть средний объём крови у взрослого мужчины составляет 5000—6000 мл. Нарушение общего объёма крови в сторону уменьшения называется гиповолемией, увеличение объёма крови по сравнению с нормой — гиперволемия.

Протяженность кровеносной системы человека может доходить до 100 000 километров и, по подсчетам А.Карреля, для ее заполнения требуется 200 000 литров, т.е. по 2 литра крови на один километр, тогда как наш организм располагает лишь 5-7 литрами. Грубо говоря, кровеносная система человека заполнена на 1/40 000 ее потенциального объема.

Почему у взрослого человека кровь в сосудах не свёртывается? У него стенки сосудов гладкие , поэтому  тромбоциты не разрушаются , из них не выходит  тромбопластин. Кроме того ,  в организме  здорового человека есть вещества ,которые образуются в лёгких и печени , и предотвращают внутрисосудистое свёртывание крови. Это так называемые пртивосвёртывающие факторы крови.

Все эритроциты тела человека  , сложенные в один «столбик»,образовали бы цепь длиной 62000 км. На оси такой длины могли бы вращаться несколько таких планет, как Земля.

Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца.

В человеческом организме около 100 000 км . сосудов.

В спокойном состоянии, лежа, человек потребляет за сутки 400- 500 литров кислорода.

Каждый эритроцит содержит около 270 миллионов молекул гемоглобина.

Срок жизни достигает нескольких месяцев (есть несколько типов лейкоцитов, поэтому так разнообразны сроки их жизни). У взрослого человека ежечасно отмирает миллиард эритроцитов, 5 миллиардов лейкоцитов и 2 миллиарда тромбоцитов. На смену им приходят новые клетки, вырабатываемые в костном мозге и в селезенке. За сутки заменяется примерно 25 граммов крови.

Костный мозг взрослого человека, рыхлая масса, наполняющая внутренние полости некоторых костей, весит в среднем 2600 граммов. За 70 лет жизни он дает 650 килограммов эритроцитов и тонну лейкоцитов.

 

 

4) Давайте ребята мы на несколько минут станем врачами. Нам нужно применить полученные сегодня на уроке знания, и продиагностировать заболевание по анализу крови.(Слайд 9-12)

 

Диагностика заболеваний по анализу крови.

 

Название элемента

крови

Норма

(в мм3)

Возможные отклонения от нормы

О чём свидетельствует указанное отклонение

 

Гемоглобин

Эритроциты

 

12-16 г%

4-5 млн

 

6 г%

2,65 млн

 

 

Лейкоциты

 

4-9 тыс

12 тыс

 

 

Тромбоциты

 

180-320 тыс

150 тыс

 

 

 

Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране.      Исправьте ошибки.

 

 

5) Закрепление  знаний по изученной теме.

 

Выполнение теста.

1 вариант.

 

А1. Одной из причин малокровия может быть:

1)       жизнь в горах

2)       повышенное содержание эритроцитов

3)       недостаток железа в пище

4)       недостаток сахара

А2. Свёртывание крови начинается с распада:

1)       эритроцитов

2)       тромбоцитов

3)       лимфоцитов

4)       фагоцитов

А3. В ходе воспаления гибнут клетки, которые осуществляют защиту организма от болезнетворных бактерий; смесь таких погибших клеток образует гной. К какой группе форменных элементов крови относят эти клетки?

1)       эритроциты

2)       лейкоциты

3)       кровяные пластинки

4)       В-лимфоциты

А4. Что здесь относится к кроветворному органу?

1)       сердце

2)       мозг

3)       печень

4)       красный костный мозг

А5. Группа крови:

1)       наследуется и сохраняется всю жизнь

2)       не наследуется

3)       наследуется, но может измениться в течение жизни

4)       зависит от условий жизни человека

2 вариант.

 

А1. Симптомом заболевания может служить содержание в 1 мм3 крови:

1) 5 млн эритроцитов

2)       14 тыс. лейкоцитов

3)       7 тыс. лейкоцитов

4)       300 тыс. тромбоцитов

А2. Функция лейкоцитов:

1)       транспорт кислорода

2)       транспорт углекислого газа

3)       участие в свёртывании крови

4)       защита организма от инфекций

А3. Белок, придающий крови красный цвет и образующий нестойкие соединения с кислородом и углекислым газом:

2)       фибриноген

3)       гемоглобин

4)       протромбин

5)       адреналин

А4. Какие из этих клеток способны к фагоцитозу?

1)       тромбоциты

2)       эритроциты

3)       лейкоциты

4)       ни один из них

А5. Несовместимость крови донора и больного связана с:

1)       половой принадлежностью

2)       расовой принадлежностью

3)       тканевой несовместимостью

4)       психической несовместимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Домашнее задание. Прочитать параграф 15., подготовить познавательный материал о форменных элементах крови.

 

7)Итоги урока.  Оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форменные элементы крови.

 

1. Название клеток.

1.1. Тромбоциты

1.2. Лейкоциты

1.3. Эритроциты

2. Внешний вид.

 

 

 

 

 

 

3. Наличие ядра

   в зрелой клетке.

      

 

 

 

4. Содержание

  в 1 мм3 крови.

 

 

 

 

5. Продолжительность

    жизни

 

 

 

 

6. Функция

  клеток крови.

 

 

 

 

 

7. Место образования

   в организме.    

 

 

 

 

 

 

 

8. Характерные

    свойства.

 

 

 

 

 

 

9. Разнообразие во

   внутреннем строении.

 

 

 

 

 

10. Способность к

  самостоятельному выходу

  из кровеносных сосудов.

 

 

 

 

 

Параметры для таблицы.

 

2. Внешний вид.

 

2.1. Похожи на двояковогнутый диск;

2.2. Разнообразные по форме клетки;

2.3. Мелкие округлые или удлинённые клетки.

3. Наличие ядра в зрелой клетке.

3.1.Имеют ядро .         3.2. Не имеют ядра.

4. Содержание в 1 мм3 крови.

4.1. 200-300 тыс. клеток.

4.2. Около 5 млн. клеток.

4.3. 4-9 тыс. клеток

5. Продолжительность жизни.

5.1. Около 120 суток.

5.2. 5-10 дней.

5.3 От нескольких часов до нескольких лет.

6. Функция клеток крови.

6.1. Участвуют в иммунитете.

6.4     Участвуют в свёртывании крови.

6.5     Участвуют в переносе газов.

7. Место образования в организме.

7.1. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, а в дальнейшем некоторые дозревают в лимфатической системе.

7.2. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга путём отщепления участка цитоплазмы от крупных клеток.

7.3. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, где ядерная клетка теряет ядро и далее переходит в кровяное русло.

8. Характерные свойства.

8.1. Способны к активному самостоятельному движению, напоминающему движение амёбы.

8.2. Способны приклеиваться к повреждённой сосудистой стенке.

8.3. Содержат белки, участвующие в определении группы крови, а сами клетки обладают большой эластичностью.

9. Разнообразие во внутреннем строении.

9.1. Отсутствует, все клетки сходны по строению.

9.2. Имеется, их делят на две группы – зернистые и незернистые.

10. . Способность к самостоятельному выходу из кровеносных сосудов.

10.1. Клетки не способны выходить из системы сосудов.

10.2. Клетки легко покидают сосуды и вновь в них возвращаются.

Выполнение теста.

 

1 вариант.

 

А1. Одной из причин малокровия может быть:

5)       жизнь в горах

6)       повышенное содержание эритроцитов

7)       недостаток железа в пище

8)       недостаток сахара

А2. Свёртывание крови начинается с распада:

5)       эритроцитов

6)       тромбоцитов

7)       лимфоцитов

8)       фагоцитов

А3. В ходе воспаления гибнут клетки, которые осуществляют защиту организма от болезнетворных бактерий; смесь таких погибших клеток образует гной. К какой группе форменных элементов крови относят эти клетки?

5)       эритроциты

6)       лейкоциты

7)       кровяные пластинки

8)       В-лимфоциты

А4. Что здесь относится к кроветворному органу?

5)       сердце

6)       мозг

7)       печень

8)       красный костный мозг

А5. Группа крови:

5)       наследуется и сохраняется всю жизнь

6)       не наследуется

7)       наследуется, но может измениться в течение жизни

8)       зависит от условий жизни человека

2 вариант.

 

А1. Симптомом заболевания может служить содержание в 1 мм3 крови:

1) 5 млн эритроцитов

5)       14 тыс. лейкоцитов

6)       7 тыс. лейкоцитов

7)       300 тыс. тромбоцитов

А2. Функция лейкоцитов:

1)       транспорт кислорода

2)       транспорт углекислого газа

3)       участие в свёртывании крови

4)       защита организма от инфекций

А3. Белок, придающий крови красный цвет и образующий нестойкие соединения с кислородом и углекислым газом:

6)       фибриноген

7)       гемоглобин

8)       протромбин

9)       адреналин

А4. Какие из этих клеток способны к фагоцитозу?

5)       тромбоциты

6)       эритроциты

7)       лейкоциты

8)       ни один из них

А5. Несовместимость крови донора и больного связана с:

5)       половой принадлежностью

6)       расовой принадлежностью

7)       тканевой несовместимостью

8)       психической несовместимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Значение крови и ее состав" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка к уроку подходит под интегрированный урок по химии и биологии. Описываются разные способы работы класса во время урока, рассматриваются жизненные, бытовые  вопросы.

К конспекту урока прилагается презентация. Сначала ведется беседа о крови, дети показывают свои знания  по теме. Далее изучаются форменные элементы крови, учащиеся выступают с сообщениями о них, рассказывают в стихотворном виде. в следующем этапе учащиеся становятся врачами, они анализируют анализ крови человека, выссказывают предположения о болезни человека. Далее проводится лабораторная работа по теме "Сравнение эритроцитов лягушки и человека". Учащиеся рассматривают микропрепараты крови лягушки и человека. в заключении урока с учащимися проводится тест по взаимопроверке. В ходе урока проходит работа над высказываними учащихся. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 015 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1405
    • DOCX 121.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Марина Владимировна
    Петрова Марина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6834
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 557 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 142 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе