Урок-обобщение
по теме «Размножение и развитие»
Цель: обобщить
фактический материал с общебиологических и эволюционных позиций, проверить
усвоение конкретного фактического материала, углубить и расширить знания
учащихся.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: обобщение
Ход урока:
Работа в парах.
1. Бесполое
размножение. «Найти пару» :
Учащимся
предложены формы бесполого размножения и организмы, которым они свойственны .
Необходимо правильно составить пары (форма бесполого размножения- организм) .
1.Бинарное
деление А.Папоротники, мхи
2.Фрагментация
Б.Дрожжи, гидра
3.Полиэмбриония В.Клубника,
фиалка
4.Шизогония Г.Человек
(однояйцовые близнецы)
5.Клонирование
Д.Дождевой червь
6.Почкование Е.Амёба
7.Споруляция Ж.Овечка
Долли
8.Вегетативное
размножение И.Малярийный плазмодий
2.Выступление учащихся с презентацией
«Клонирование»
3.Решите задачу.
У кролика и крольчихи в каждой
соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у
кроликов?
А)в одной яйцеклетке.
Б)в одном сперматозоиде.
В)в одной зиготе.
Г)в одной соматической клетке детей
Д)в одной соматической клетке внуков.
(Самопроверка)
4.Терминологический диктант «Половое
размножение»
1.Процесс образования половых клеток…
(гаметогенез)
2.Процесс образования женских половых
клеток… (овогенез)
3.Процесс образования мужских половых
клеток… (сперматогенез)
4.Процесс слияния половых клеток…
(оплодотворение)
5.Процесс образования органов в
эмбриогенезе… (органогенез)
6.Индивидуальное развитие организма с
момента зарождения и до смерти …(онтогенез)
7.Развитие организма с момента образования
зиготы до рождения…(эмбриогенез)
8.Развитие организма с момента рождения
(выхода из яйца) и до смерти…(постэмбриогенез)
9.Наружный зародышевый листок… (эктодерма)
10.Внутренний зародышевый листок…
(энтодерма)
5.Тестирование «Двойное оплодотворение
цветковых растений» (взаимопроверка результатов тестирования)
1.Сколько семязачатков может быть в
пестике?
А.Всегда один
Б.Обычно равно количеству семян
С.Обычно равно количеству плодов
Д.Равно количеству пестиков
2.Цветок – орган полового размножения. В
чём проявляется половое размножение?
А.В образовании семян
Б. В образовании плодов
С. В образовании спор
Д. В образовании гамет
3.Какие части цветка образуют
околоцветник?
А.Чашечка из чашелистиков
Б.Венчик из лепестков
С.Чашечка и венчик
Д.Чашечка, венчик, андроцей и гинецей.
4.Чем представлен мужской гаметофит цветковых
растений?
А.Совокупностью тычинок
Б.Пыльцевым мешком
С.Микроспорой
Д.Пыльцевым зерном
5.Чем представлен женский гаметофит
цветковых растений?
А.Пестиком
Б.Завязью пестика
С.Семязачатком
Д.Зародышевым мешком
6.Что образуется из оплодотворённой яйцеклетки?
А.Семя
Б.Плод
С.Зародыш семени
Д.Эндосперм
7.Что образуется из оплодотворённой
центральной клетки?
А.Плод
Б.Семя
С.Зародыш семени
Д.Эндосперм
8.Что образуется из интегументов?
А.Околоплодник
Б.Семенная кожура
С.Эндосперм
Д.Семядоли
9.Из чего образуется околоплодник?
А.Из интегументов
Б.Из стенок
завязи
С.Из пестика
Д.Из цветоложе
10.Кто открыл двойное оплодотворение?
А.С.Навашин
Б.И.Мичурин
С.Н.Вавилов
Д.Г.Мендель
6.Буквенная цепочка «Биология пола»
Учащимся предлагается ответить на 11
вопросов. Из ответов берётся определённая буква (в каждом ответе своя) из
которых и складывается буквенная цепочка. Собрав которую получится
биологический пол.
1.Первая буква в слове , обозначающем и
яичники, и семенники. (Гонады)
2.Гласная, повторяющаяся трижды в названии
процесса в ходе которого образуются половые клетки.( Гаметогенез)
3.Необходимое и достаточное свойство для
определения живой системы. Первая буква. (Размножение)
4.Орган женской половой системы млекопитающих,
предназначенный для вынашивания плода , но не для оплодотворения. (Матка)
5.Буква алфавита , занимающая в нём такое
же место , какое в митозе занимает профаза (А)
6.Фамилия врача , впервые описавшего
маточные трубы у млекопитающих. (Фаллопий)
7.Центральная буква в названии стадии
развития зародыша, присущей только хордовым и следующей за гаструлой. (нейРула)
8.Процесс образования женских половых
клеток. (Овогенез)
9.Цифра, обозначающая количество клеточных
делений при образовании половых клеток. (Два)
10.Предпоследняя буква в названии болезни,
характеризующейся дефицитом иммунитета. (СПИД)
11.Центральная буква в одном из способов
деления клетки (миТоз)
Буквенная цепочка – Гермафродит.
7.Рубрика «История науки в лицах»
Биология – наука , в истории которой
немало замечательных имён.
Людей неинтересных в мире нет
Все судьбы как истории планет:
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё…
На первый герой:
v
Учёные
установили из какого зародышевого листка какая система органов образуется. Огромный
вклад в разработку теории зародышевых листков внёс этот русский биолог, который
считается основателем современной эмбриологии. Назовите имя этого учёного.
(А.О.Ковалевский)
v
Советский
биолог, академик АН СССР. Разработал методы искусственного партеногенеза и
способ получения полного межвидового (андрогенеза) «мужского партеногенеза» у
тутового шелкопряда. (Б.Л.Астауров)
v
Советский
цитолог и эмбриолог растений, основатель научной школы , академик Российской АН
с 1918 года и АН Украины с 1924г. В 1898 году открыл двойное оплодотворение у
покрытосеменных растений. (С.Г.Навашин)
v
Существует
красивая древняя легенда. Рассказывают, что когда-то , в давние времена человек
имел неразделённую природу , мужское и женское начало сочеталось в нём
гармонично. Но наказание за прегрешения Создатель рассёк человека надвое,
разделив на женщину и мужчину. С тех пор и бродят мужчины и женщины по земле в
поисках утраченной половинки, утраченной гармонии. Нечто подобное происходит
при репликации молекулы ДНК. Каждый раз в процессе митоза гармония
утрачивается, чтобы затем восстановиться вновь. Этот процесс можно назвать
«Модель жизни в миниатюре!» А вот и вопрос: кто первым расшифровал структуру
ДНК и предложил её модель в виде двойной спирали?
(1953г. американский биохимик Джеймс
Уотсон и английский физик Фрэнсис Крик, исследовав структуру молекулы ДНК,
предложили её модель в виде двойной спирали. И , наверное, не случайно, что
молекула, отвечающая за связь поколений , имеет именно такую форму. Ведь
спираль издревле считалась символом развития. Спираль – разомкнутая форма, она
открыта и в прошлое , и в будущее.
Подведение
итогов. Выставление оценок.
Учитель: Когда то
известный русский учёный Илья Ильич Мечников заметил: «Учёный должен быть
поэтом! Что факты. Нужен свободный полёт мысли! Нужна красивая мечта!»
Ведь именно мечта
открывает перед нами загадочный мир, зовёт изучать его, познавать,
исследовать. Так дерзайте , и вы многого достигнете.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.