Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии "Размножение и развитие" (9 класс)

Конспект урока по биологии "Размножение и развитие" (9 класс)

Скачать материал

Урок-обобщение по теме «Размножение и развитие»

 

Цель: обобщить фактический материал с общебиологических и эволюционных позиций, проверить усвоение конкретного фактического материала, углубить и расширить знания учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: обобщение

Ход урока:

Работа в парах.

1.      Бесполое размножение. «Найти пару»  :

Учащимся предложены формы бесполого размножения и организмы, которым они свойственны . Необходимо правильно составить пары (форма бесполого размножения- организм) .

1.Бинарное деление                                             А.Папоротники, мхи

2.Фрагментация                                                    Б.Дрожжи, гидра

3.Полиэмбриония                                                 В.Клубника, фиалка

4.Шизогония                                                         Г.Человек (однояйцовые близнецы)

5.Клонирование                                                    Д.Дождевой червь

6.Почкование                                                        Е.Амёба

7.Споруляция                                                        Ж.Овечка Долли

8.Вегетативное размножение                              И.Малярийный плазмодий

 

2.Выступление  учащихся  с презентацией «Клонирование»

 

3.Решите задачу.

У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?

А)в одной яйцеклетке.

Б)в одном сперматозоиде.

В)в одной зиготе.

Г)в одной соматической клетке детей

Д)в одной соматической клетке внуков.

(Самопроверка)

 

4.Терминологический диктант «Половое размножение»

1.Процесс образования половых клеток… (гаметогенез)

2.Процесс образования женских половых клеток… (овогенез)

3.Процесс образования мужских половых клеток… (сперматогенез)

4.Процесс слияния половых клеток… (оплодотворение)

5.Процесс образования органов в эмбриогенезе… (органогенез)

6.Индивидуальное развитие организма с момента зарождения и до смерти …(онтогенез)

7.Развитие организма с момента образования зиготы до рождения…(эмбриогенез)

8.Развитие организма с момента рождения (выхода из яйца) и до смерти…(постэмбриогенез)

9.Наружный зародышевый листок… (эктодерма)

10.Внутренний зародышевый листок… (энтодерма)

 

5.Тестирование  «Двойное оплодотворение цветковых растений» (взаимопроверка результатов тестирования)

1.Сколько семязачатков может быть в пестике?

А.Всегда один

Б.Обычно равно количеству семян

С.Обычно равно количеству плодов

Д.Равно количеству пестиков

2.Цветок – орган полового размножения. В чём проявляется половое размножение?

А.В образовании семян

Б. В образовании плодов

С. В образовании спор

Д. В образовании гамет

3.Какие части цветка образуют околоцветник?

А.Чашечка из чашелистиков

Б.Венчик из лепестков

С.Чашечка и венчик

Д.Чашечка, венчик, андроцей и гинецей.

4.Чем представлен мужской гаметофит цветковых растений?

А.Совокупностью тычинок

Б.Пыльцевым мешком

С.Микроспорой
Д.Пыльцевым зерном

5.Чем представлен женский гаметофит цветковых растений?

А.Пестиком

Б.Завязью пестика

С.Семязачатком

Д.Зародышевым мешком

6.Что образуется из оплодотворённой яйцеклетки?

А.Семя

Б.Плод

С.Зародыш семени

Д.Эндосперм

7.Что образуется из оплодотворённой центральной клетки?

А.Плод

Б.Семя

С.Зародыш семени

Д.Эндосперм

8.Что образуется из интегументов?

А.Околоплодник

Б.Семенная кожура

С.Эндосперм

Д.Семядоли

9.Из чего образуется околоплодник?

А.Из интегументов

      Б.Из стенок завязи

С.Из пестика

Д.Из цветоложе

10.Кто открыл двойное оплодотворение?

А.С.Навашин

Б.И.Мичурин

С.Н.Вавилов

Д.Г.Мендель

 

6.Буквенная цепочка «Биология пола»

Учащимся предлагается ответить на 11 вопросов. Из ответов берётся определённая буква (в каждом ответе своя) из которых и складывается буквенная цепочка. Собрав  которую получится биологический пол.

1.Первая буква в слове , обозначающем  и яичники, и семенники. (Гонады)

2.Гласная, повторяющаяся трижды в названии процесса в ходе которого образуются половые клетки.( Гаметогенез)

3.Необходимое и достаточное свойство для определения живой системы. Первая буква. (Размножение)

4.Орган женской половой системы млекопитающих, предназначенный для вынашивания плода , но не для оплодотворения. (Матка)

5.Буква алфавита , занимающая в нём такое же место , какое в митозе занимает профаза (А)

6.Фамилия врача , впервые описавшего маточные трубы у млекопитающих. (Фаллопий)

7.Центральная буква в названии стадии развития зародыша, присущей только хордовым и следующей за гаструлой. (нейРула)

8.Процесс образования женских половых клеток. (Овогенез)

9.Цифра, обозначающая количество клеточных делений при образовании половых клеток. (Два)

10.Предпоследняя буква в названии болезни, характеризующейся дефицитом иммунитета. (СПИД)

11.Центральная буква в одном из способов деления клетки (миТоз)

 

Буквенная цепочка – Гермафродит.

 

7.Рубрика «История науки в лицах»

Биология – наука , в истории которой немало замечательных имён.

Людей неинтересных в мире нет

Все судьбы как истории планет:

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё…

 

На первый герой:

v  Учёные установили  из какого зародышевого листка какая система органов образуется. Огромный вклад в разработку теории зародышевых листков внёс этот русский биолог, который считается основателем современной эмбриологии. Назовите имя этого учёного. (А.О.Ковалевский)

v  Советский биолог, академик АН СССР. Разработал методы искусственного партеногенеза и способ получения полного межвидового (андрогенеза) «мужского партеногенеза» у тутового шелкопряда. (Б.Л.Астауров)

v  Советский цитолог и эмбриолог растений, основатель научной школы , академик Российской АН с 1918 года и АН Украины с 1924г.  В 1898 году открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.  (С.Г.Навашин)

v  Существует  красивая древняя легенда. Рассказывают, что когда-то , в давние времена человек имел неразделённую природу , мужское и женское начало сочеталось в нём гармонично. Но наказание за прегрешения Создатель рассёк человека надвое, разделив на женщину и мужчину. С тех пор и бродят мужчины и женщины по земле в поисках  утраченной половинки, утраченной гармонии. Нечто подобное происходит при репликации молекулы ДНК. Каждый раз в процессе митоза гармония утрачивается, чтобы затем восстановиться  вновь. Этот процесс можно назвать «Модель жизни в миниатюре!» А вот и вопрос: кто первым расшифровал структуру ДНК и предложил её модель в виде двойной спирали?

(1953г. американский биохимик Джеймс Уотсон и английский физик Фрэнсис Крик, исследовав структуру молекулы ДНК, предложили её модель в виде двойной спирали. И , наверное, не случайно, что молекула, отвечающая за связь поколений , имеет именно такую форму. Ведь спираль издревле считалась символом развития. Спираль – разомкнутая форма, она открыта и в прошлое , и в будущее.

 

       Подведение итогов. Выставление оценок.

Учитель: Когда то известный русский учёный Илья Ильич Мечников заметил: «Учёный должен быть поэтом! Что факты. Нужен свободный полёт мысли! Нужна красивая мечта!»

Ведь  именно мечта открывает перед нами  загадочный мир, зовёт изучать его, познавать, исследовать. Так дерзайте , и вы многого достигнете.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Размножение и развитие" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока- обобщение. Отбор содержания, форм и методов обучения осуществлялся в соответствии с целью урока. Использовались материалы СД-диска «Открытая биология» и Интернет - ресурсы для составления заданий учащимся.Учебное занятие тесно связано с предыдущими уроками, так как базируется на знаниях , полученных в ходе изучения тем раздела..Ожидаемые результаты и степень их достижения следуют из особенностей проектирования адаптивной образовательной среды средствами критического мышления: научить каждого ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, формирование коммуникативных свойств личности в результате работы в паре , индивидуальных способностей и интересов, умение анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку, получать информацию с помощью ЦОР.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.10.2020 348
    • DOCX 41.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Асхабова Светлана Сайпуллаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 140155
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 460 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 159 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе