Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок №1 Биология 7 класс дата –
Учитель: Щелчкова Т.М.
Тема. Зоология – наука о царстве животных. Место и роль животных в природных сообществах.
Цель урока: изучение зоологии – науке о царстве животных. Место и роль животных в природных сообществах. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениями между ними.
Задачи. 1. Учить зоологию – науку о царстве животных. Место и роль животных в природных сообществах
2.развивать: риторику, моторику. Зарисовывать биологические рисунки.
3.воспитывать ответственность к выполняемой работе. Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме.
Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке .
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: самостоятельных работ репродуктивного типа.
Методы: иллюстративно словесный ( урок проводится методом рассказа – объяснения, сочетающего с беседой и демонстрацией учебно – наглядных пособий).
Формы: индивидуальный, фронтальный опрос, …
Меж. Предметная связь: географией.
Оборудование: интерактивная доска (показ видеоматериала), учебник…
Ход урока.
1.Орг. Момент. 2. Проверка домашнего задания:
I. Актуализация опорных знаний
В этом году вы продолжаете изучать биологию.
1: Что изучает биология?
- Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.
Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства?
(- бактерии (дробянки), грибы, растения, животные).
С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.
Представителей царства животные изучает наука зоология.
II. Изучение новой темы
1. Зоология – система наук о животных
Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.
2. Развитие науки зоологии
Как же развивалась наука зоология?
С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.
В: Что может свидетельствовать об этом?
- наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней. Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь.
Знания предков накапливались из поколения в поколение. Накопленные знания нужно было обобщить и систематизировать. Это попытался сделать 4 веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Он написал труд «История животных», где привёл сведения о строении тела животных, способах их размножения , постройке гнёзд, питания. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спячку, линьку и другие факты. Он составил «Лестницу существ», согласно которой в природе происходит постепенный переход от неживых тел к живым организмам. Это была первая систематизация животных. Большой толчок развитию зоологии дали великие географические открытия и путешествия, когда путешественники из своих экспедиций начали привозить сведения о животных, обитавших на других континентах.
3. Признаки животных
Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки. Это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению.
Но эти признаки характерны и для растений.
В: Почему же животных выделили в отдельное царство?
- животные имеют ряд отличительных признаков:
· способны к активному передвижению;
· питаются готовой пищей;
· клетки животных отличаются по строению от клеток растений.
Давайте вспомним строение растительной клетки.
Сверху клетка растений покрыта плазматической мембраной, поверх которой расположена плотная целлюлозная оболочка. Под оболочкой находится цитоплазма. В цитоплазме расположены ядро, вакуоли, заполненные клеточным соком и хлоропласты.
В: Какова роль хлоропластов?
- принимают участие в процессе фотосинтеза.
Познакомимся со строением клеток животных.
Сверху клетка животных также покрыта плазматической мембраной, но в отличие от растительной клетки, поверх плазматической мембраны нет твердой целлюлозной оболочки. Под оболочкой находится цитоплазма с ядром. А вот вакуолей в клетках животных нет. Нет и хлоропластов.
В: Как вы думаете, почему?
- животные потребляют готовые органические вещества.
Клетки растений и животных отличаются составом запасающих веществ. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных – гликоген.
В: О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?
- у растений и животных был общий предок.
4. Среды жизни животных. Местообитание
За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).
В водной среде живут рыбы, киты, раки. Наземно-воздушную среду заселили птицы, бабочки, жуки, звери. Почвенную среду освоили кроты, дождевые черви медведки. Для клещей, блох, паразитических червей средой обитания служит другой организм.
Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Например, лягушки освоили наземно-воздушную и водную, а полевые мыши – наземно-воздушную и почвенную.
В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.
Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.
Крупные животные занимают большие участки среды жизни, маленькие – меньшие участки. У разных животных местообитанием могут служить одни и те же участки. Например, лес служит местообитанием зайца, волка, лисы, медведя.
5. Приспособленность животных к среде обитания
К каждой среде обитания у живых организмов выработались многочисленные приспособления. У рыб, обитающих в воде, вытянутая форма тела, плавники, жабры. У птиц, для обитания в воздушной среде – крылья. Кроты и медведки имеют мощные роющие конечности.
Приспособления к среде обитания способствуют сохранению животных в природе. Кузнечики, живущие в зелёной траве, имеют зелёную окраску. Птицы, живущие на открытых пространствах, откладывают яйца, которые имеют окраску под цвет окружающего фона. Белые медведи, живущие на Крайнем Севере, имеют белую окраску.
Приспособленность к условиям жизни может наблюдаться в строении тела. У лягушки, как у хорошего пловца, обтекаемая форма тела, между пальцами задних ног – перепонки, глаза и ноздри расположены на возвышениях головы. Поэтому лягушка, не выходя из воды, может дышать атмосферным воздухом, подстерегать добычу, замечать опасность. Такие же приспособления имеют бегемот и крокодил.
Орёл – хищная птица. У него крючковидный клюв и острые крючковидные когти. Цапля – жительница неглубоких водоёмов, имеет длинные ноги и шею. Поэтому она может ходить по водоёму, ловить рыб и лягушек и при этом не мочить своё тело.
Строение животных чаще всего настолько соответствует их поведению и местообитанию, что по внешнему облику можно сказать, где животное обитает, чем питается, как передвигается.
6. Взаимосвязи животных в природе
Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой.
Рак-отшельник не имеет твердого панциря, поэтому находит себе убежище в пустых раковинах моллюсков. А на раковину он сажает одну, а то и двух актиний. Актиния защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от врагов, а рак-отшельник перемещает малоподвижную актинию по дну, расширяя её охотничьи угодья. Эти взаимовыгодные отношения животных называются симбиозом.
В природе существуют взаимоотношения, когда особи одного вида животных питаются особями другого вида животных. Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками, а взаимоотношения – хищничеством.
- Приведите примеры хищничества.
Многие животные, населяющие одно и то же пространство, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки для постройки нор и гнёзд. Поэтому между ними часто возникает борьба – конкуренция.
На теле, а также внутри тела животных, могут поселяться другие животные. Их называют паразитами. Взаимоотношения, при которых одни животные живут за счёт других животных, называют паразитизмом.
- Приведите примеры животных – паразитов.
III. Закрепление
1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
2. Как называется наука, изучающая животных?
3. Кто впервые предпринял попытку классификации животных?
4. Чем животные отличаются от растений?
5. О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?
6. Какие среды жизни заселили животные?
7. Что такое местообитание?
8. Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?
9. Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?
5. Д.З. § 40
6 662 812 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Щелчкова Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.