Волкова
Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист
высшей категории высшего уровня, ГУ
«Средняя школа № 19 отдела образования
акимата города Костаная»
Класс: 7
Общая характеристика типа Членистоногие.
Классы ракообразные, паукообразные.
Цели: познакомить
с характерными признаками типа Членистоногие, классами Ракообразные и Паукообразные.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания об особенностях строения членистоногих; выявить
характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных и паукообразных;
познакомиться с их многообразием;
Развивающие:
продолжить развивать умения сравнивать, обосновывать особенности свой ответ,
работать с дополнительной литературой;
Воспитательные: воспитывать чувства бережного отношения к природе.
Оборудование:
коллекция членистоногих; влажные препараты; таблицы с изображением
членистоногих разных классов; рисунки, видеофильм, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Урок – интересный,
Ученик не пассивный,
Он в гуще событий,
Делает много открытий,
Что на уроке узнает,
Его к развитию ведет.
II. Изучение новой темы:
А). Основные признаки организации
членистоногих.
Считается,
что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей. Тело и тех и
других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри
него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и кольчатых
червей, состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
Членистоногих отличаются от кольчатых
наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей
прочность. Она не растяжима, и рост их сопровождается линьками. Кутикула несет
защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У
членистоногих нет кожно – мускульного мешка; конечности приводятся в движение
отдельными пучками мышц. Сегменты сливаются, образуя отделы тела. Конечности
переднего отдела (голова) несут чувствительную функцию и участвуют в захвате и
пережевывание пищи. Вторичная полость отсутствует. Кровеносная система
незамкнутая. Почти все членистоногие раздельнополые и неспособны к
вегетативному размножению.
Б). Происхождение членистоногих от древних
свободноживущих многощетинковых червей.
В). Ракообразные – наиболее древние из
членистоногих – имеют ряд характерных особенностей.
Работа в группах по заданию:
Используя материал учебника на стр. 163-
164 параграфа 42 под редакцией К. Кайыма, выписать особенности класса
Ракообразные.
Запись в тетрадь:
1. 25 000 видов.
2. Моря и пресноводные водоемы.
3. Сегментированные вторичнополостные
(целомические) трехслойные животные.
4. Двусторонне – симметричные.
5. Сегменты тела подразделяются на головогрудь
и брюшко.
6. Наружный хитиновый покров.
7. 2 пары усиков на голове.
8. Жаберное дыхание.
9. Развитие из яиц.
10. Яйца вынашиваются на теле.
11. Личинка – науплиус.
Г). Речной рак – типичный представитель
высших десятиногих ракообразных. Усложнение строения
его систем органов в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями.
Д). Многообразие экологических групп
ракообразных. Значение их в биоценозах, в жизни человека (сообщения учащихся).
Е). Паукообразные – первые наземные
членистоногие, покорившие сушу.
Работа в группах по заданию:
Используя материал учебника на стр. 164-
165 параграфа 42 под редакцией К. Кайыма, выписать особенности класса Паукообразные.
Древние водные хелицеровые (ракоскорпионы и
мечехвосты) населяли моря т пресные воды. Большинство современных хелицеровых –
наземные животные. Дышат паукообраз-ные атмосферным воздухом, но меющиеся у
скорпионов и пауков - паутинников легочные мешки по строению и положению на
теле оказываются видоизмененными жабрами, связанными с исчезнувшими у
паукообразных брюшными конечностями.
Ж). Своеобразие строения паукообразных –
результат приспособленности к жизни на суше.
Для паукообразных характерно:
1. Отсутствие усиков.
2. Отсутствие брюшных конечностей,
3. Наличие на голове двух пар ротовых конечностей (хелицеры и педипальпы),
4. Наличие на груди четырех пар ходильных ножек.
5. Нервная система – высокое развитие надглоточного узла, связанного с с
органами чувств.
6. Пищеварительная система – появление слюнных желез.
7. Выделительная система – мальпигиевы сосуды.
З). Скорпионы – древнейшие паукообразные и
прямые потомки первых членистоногих ракоскорпионов (сообщения
учащихся).
И). Клещи – паразиты растений и животных, возбудители
и переносчики опасных болезней человека (сообщения
учащихся).
Клещи: зерновые, мучные, чесоточные, сырные,
винные, паутинные, плодовые, луковичные, водяные, перьевые, волосяные, таежные,
собачьи.
К). Правила удаления присосавшегося клеща с
тела:
1. Нельзя допускать отрыва головогруди или
других органов от остальных частей тела.
2. Надо обвязать клеща ниткой между
головогрудью и кожей пострадавшего.
3. Растягивая концы нитки в стороны,
постепенно вытянуть клеща.
4. Продезинфицировать руки и место укуса.
5. В течение трех дней обязательно обратиться
к врачу.
III. Закрепление:
1. Какие общие черты строения имеются у
кольчатых червей и ракообразных?
2. По каким признакам животные объединяются в
тип Членистоногие?
3. Назовите причины, ведущие к сокращению
численности ракообразных. Каковы последствия этого явления?
4. Какие особенности строения и поведения
паука объясняются его наземным образом жизни?
5. Почему клещей относят к тому же классу, что
и пауков?
6. Какие водные паукообразные вам известны?
7. Как происходит размножение и развитие
паукообразных?
IV. Д/З: параграф 49, 50
(творческое задание: подготовить сообщение о клещах и болезнях, возбудителями
которых они являются).
V. Рефлексия.
· Кто сегодня получил отметку «5»?
· Кто получил «4»?
· Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
· Дайте эмоциональную оценку урока.
Всегда полезно оценить самого себя,
определить затруднения и найти пути их преодоления.
Формулируют вывод о степени достижения цели урока
Осуществляют самоанализ
деятельности на уроке и самооценку
До встречи на следующем уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.