Лекция,
с элементами беседы сопровождается показом информационных объектов (ИО) на
большом экране с помощью мультимедийного проектора). - Как вы считаете,
почему так называется данная группа животных?
-А
знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?
- Может
еще вы что-то знает о этой группе животных? Это самая многочисленная группа
животных на Земле. Более 1 мл .видов, это2\3 все живущих на Земле существ.
Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские
кольчатые черви.(Презентация.)
- Как вы
думаете, почему он такой многочисленный?
- Какие
членистоногие обитают в Восточном Казахстане?
Среди
животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие –
поэтому выделяют 3 класса.
Самостоятельная
работа составление кластеров по классам: 1группа-ракообразные ; 2 группа-
паукообразные; 3 группа-насекомые. (5-7 мин)
- Ракообразные: Тело
ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто
хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две
пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и
брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может
варьировать.
- Паукообразные. (пауки,
скорпионы, клещи).
Клещи.
Верхний ряд – акариевые клещи, слева направо: чесоточный клещ, почвенный
клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо:
акариевые клещи (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус,
клещ - краснотелка)
- Насекомые. Верхний
ряд, слева направо: двукрылые (москит, малярийный комар).
Блохи
(человеческая блоха), перепончатокрылые (наездник). Нижний ряд – перепончатокрылые,
слева направо: пчела медоносная, чёрный садовый муравей, оса-полист, шершень.
Сегодня
на уроке мы с вами познакомимся с классом Ракообразные, с особенностями
внешнего и внутреннего строения. (Объяснение учителя – смотри презентацию).
- В чём
особенность внешнего строения? (Головогрудь, хитин, 5 пар сегментированных
конечностей, сложные глаза, усики- орган обоняния.).
Отличительные
признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет
(кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и
механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному
расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову,
грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой
систему рычагов.
Изнутри
к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная
система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в
окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у
многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый
из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и
хеморецепторы, органы слуха.
Как
правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих
развитие с метаморфозом
Представителей
класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.
Пищеварительная
система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю
кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного
(имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю
кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне
тела. Выделительная система представлена “зелеными” железами,
открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из
окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Итак! В
чем особенность строения различных систем органов речного рака?
Лабораторная
работа №4.
Изучение
внешнего строения речного рака.
Оборудование:
влажный препарат речного рака, увеличительное стекло, пинцет, препаровальные
иглы.
1. Найдите
головогрудь и брюшко речного рака. Обратите внимание, как связаны эти части.
2.
Изучите хитиновый покров речного рака
на ощупь-твердый или мягкий, шероховатый или гладкий.
3.
Обратите внимание на расположение глаз.
Найдите длинные и короткие усики. Сколько их?
4.
Изучите строение ротовой полости речного
рака. Рассмотрите его верхнюю и нижнюю челюсти.
5.
Сколько конечностей на головогруди, с
помощью которых он передвигается?
Определите,
на какой паре конечностей находятся клешни.
6.
С какой стороны головогруди видна
жаберная щель?
7.
Сколько члеников имеется на брюшке
речного рака? Сколько конечностей на брюшных члениках? Найдите в хвостовой
части анальное отверстие.
8. Нарисуйте
в тетради речного рака. Дайте названия органов, сравните с рисунком.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.