Тема урока Плоды, строение и
характеристика
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Образовательные:
Формировать
понятие о плодах и особенностях их строения;
Вырабатывать навыки по распознанию разных
типов и видов плодов, умение отличать плоды от корнеплодов и видоизменённых
побегов;
Развивающие: развить умение анализировать, сравнивать
Воспитательные:
Воспитывать
бережное отношение к природе, использовать приобретённые знания в повседневной
жизни.
Планируемый результат
определять понятия по теме урока, определять сочные и сухие плоды в процессе
выполнения лабораторной работы, сравнивать и классифицировать сочные и сухие,
односемянные и многосемянные плоды, фиксировать результаты наблюдения в виде
таблиц, рисунков, соблюдать правила поведения в кабинете биологии
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, микроскоп,
готовые микропрепараты бактерий, чешуи кожицы лука, учебник Л.Н.Сухорукова,
В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм 5-6 класс», линия
СФЕРЫ, Просвещение, 2012; тетрадь-тренажер часть 1 Л.Н.Сухорукова, В.С.
Кучменко, Е.А. Дмитриева «Биология. Живой организм 5-6 класс», линия СФЕРЫ,
Просвещение, 2012
Ход урока.
Название технологических этапов урока,
их содержания
|
Конспект урока
|
1.Мотивирование к учебной деятельности:
|
Урок
начинаем с игры. Учитель демонстрирует муляжи и натуральные объекты,
находящиеся в корзине.
Учащиеся
называют увиденные объекты.
Постановка
проблемного вопроса:
"Как
можно назвать одним словом все представленные объекты?" Учащиеся находят
обобщенное понятие (плоды).
Тема урока Плоды
|
2.Актуализация знаний и фиксирова ние индивидуального затрудне ния:
|
Беседа по вопросам:
Выясним,
что вы знаете о плодах.
Из чего
образуются плоды? (из цветка)
Какую
роль в жизни цветковых растений играют плоды? (размножение)
Учащиеся
обобщают признаки и формулируют определение понятия.
Формулирование задач урока.
УУД Регулятивные: контроль знаний учащихся,
коррекция и оценка знаний учащихся.
|
3.Выявление места и причины затруднения.
|
Все ли из предложенных объектов являются плодами? (Работа по
карточкам)
Ответ обоснуйте.
Дайте определение понятию плод
Плод -
это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий
в себе семена.
УУД Регулятивные: умение планировать работу, коррекция и оценка собственных
знаний.
Познавательные: моделирование и
структурирование последующих знаний для получения новых знаний, умений
осуществлять постановку и решение проблемы.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения
|
Какое строение имеет плод
Рассмотрите под лупой плод томата.
Каково его строение
Что вы
знаете о строении плодов? (содержат семена).
Семена защищает околоплодник
УУД Коммуникативные: умение вести диалог и планировать
сотрудничество.
|
5.Реализация построения проекта
|
Сравните околоплодники фисташки и томата
Учитель: По характеру
околоплодника плоды бывают:
Сухие. Имеют
одревесневший и жёсткий околоплодник.
Сочные. Имеют в составе
околоплодника сочную мякоть.
Какой плод сухой, а какой сочный. Как
это можно доказать?
Сравните плоды по количеству семян
По количеству семян в одном плоде
выделяют односемянные ( слива, персик), многосемянные ( горох,
тыква).
Учитель: Известно почти 250 тысяч видов
цветковых растений. В нашей с вами жизни эти растения играют колоссальную
роль. Но, чтобы ими пользоваться, нужно не только знать их свойства, еще
нужно уметь ориентироваться во всем этом многообразии.
Плоды имеют разные названия. Рассмотрите
таблицу. Назовите типы плодов
УУД Коммуникативные: управление поведением партнера.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации. Выбор критерий для сравнения признаков.
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Используя таблицу выполните лабораторную работу
УУД Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Тест. Взаимоконтроль.
Работа по карточке
УУД Регулятивные: контроль знаний
учащихся.
|
8.Включение в систему заданий повторения
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить
меру своего личностного продвижения к цели.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
УУД Познавательные: умение
осуществлять постановку и решение проблемы.
Личностные: оценка личностного продвижения к цели.
Регулятивные: контроль, коррекция.
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Удалось ли вам справится с заданиями? Какое задание было
наиболее сложным? Какую бы вы себе поставили оценку?
УДД коммуникационные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников,
участников группы.
|
Карточка учета знаний
Ф.
И.____________________________________________________________
класс___________________________________________________________
школа
___________________________________________________________
дата
________________________________________________________________
тема урока ______________________________________________________________
1.
Выберите плод Работа
в группах
Название объекта
|
Является ли плодом? (да - «+», нет – «-»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте
вывод ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Лабораторная
работа
Цель: научиться находить признаки сходства
и различий плодов.
Оборудование: препаровальная ванночка,
препаровальный нож, препаровальная игла, ручная лупа, набор плодов (яблоко,
слива, виноград, маслина, клён, подсолнечник, пшеница, желудь, мак, малина), 3
салфетки.
Внимательно прочитайте инструкцию по
технике безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Работать за столом следует аккуратно.
Не делать резких движений.
Осторожно пользоваться режущим и колющим
инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.
В случае пореза, обратиться к учителю.
Запрещается исследовать раздаточный
материал на вкус.
Рабочее место держать в порядке, предметы
не разбрасывать.
После выполнения работы, привести в
порядок рабочее место.
ПЛАН РАБОТЫ
Внимательно прочитайте инструкцию по
исследованию плодов.
Выполните лабораторную работу.
Запишите результаты в бланке отчета.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Внимательно прочитайте инструкцию по
исследованию плодов.
Рассмотрите предложенные вам плоды.
Определите названия этих растений
(воспользуйтесь предложенным списком).
Осторожно, не нарушая целостности плодов,
потрогайте их пальцами.
Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите,
что внутри.
Определите, на какие группы можно
разделить предложенные вам плоды
Заполните таблицу
Название плода
|
Типы плодов
|
Пример растения
|
Сочный или сухой
|
Односемянный или многосемянный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте выводы, указав признаки сходства и
различия представленных плодов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Тестовое задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.