Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Моллюски" (7 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Моллюски" (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


МУ СОШ №50 г. Иваново













Урок на тему:

«Общая характеристика типа Моллюски»

























Составила: Учитель 1 категории МБОУ СОШ №50

Тонеева Валентина Борисовна



Иваново 2010

Тема урока: Общая характеристика типа Моллюски.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность животных, относящихся к типу моллюски в связи со средой их обитания, рассмотреть их многообразие, значение и происхождение.

Задачи урока:

-определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

-познакомиться с систематикой моллюсков и значением;

-выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

-продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование: мультимедийная презентация «Моллюски», таблица «Моллюски», коллекция раковин моллюсков.

























Конспект урока.

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика


































2,3,4











5













6.7.8.9

















































10



11, 12



13, 14


























Организационный момент



Организует учащихся и направляет их внимание на урок.

Целеполагание

1.Сообщает, что изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу – моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало время и нам с вами разобраться в этих проблемах.

2.Сообщает тему урока, предлагает записать ее в тетрадь.

Настраивает учащихся на выяснение задач урока, следит за их ответами, вносит свои коррективы и дополнения.

Сегодня и на следующих уроках мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски. На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения этих животных. Итак, приготовились к напряженной совместной работе.


Изучение нового материала


1.Общая характеристика типа.Среда обитания.

2.Обобщает .Предлагает учащимся ответить на вопрос: «Объясните при чины видового разнообразия типа моллюски.»

Дополняет ответ учащихся: «Моллюсков можно встреть и в горах, в пустынях. В Сахаре, например улитки попадаются в местах, где температура в тени достигает +45 С. Есть улитки , живущие в воде горячих источников. Изучению улиток посвящен специальный раздел зоологии – малагология.

3.Особенности внешнего строения моллюсков.

Дополняет информацию и просит учащихся сформулировать особенности внешнего строения моллюсков, корректирует их ответы.

Просит записать в тетрадь особенности внешнего строения моллюсков:(записывает на доске)

1)тело не делится на сегменты;

2)тело двусторонне-симметричное, у брюхоногихассиметричное;

3)имеется 3 отдела: голова, нога, туловище;

4) наличие кожной складки - мантии;

5)наличие мантийной полости;

6)наличие раковины ( у некоторых редуцирована или отсутствует вовсе);

4.Особенности внутреннего строения моллюсков.

Дополняют информацию .







Просит учащихся сформулировать особенности внутреннего строения моллюсков, корректирует их ответы и просит записать в тетрадь ( записывает на доске).

1)уменьшена вторичная полость;

2)наличие паренхимы;

3)пищеварительная система: появляются п/в железы;

4)кровеносная система незамкнутая: есть сердце – предсердие, желудочек; сосуды- вены, артерии; кровь- артериальная, венозная;

5)органы дыхания-жабры и легкие;

6)нервная система-разбросано-углового типа;

7)размножени- раздельнополые или гермафродиты.

8)органы чувств

Сообщает , что каждому наверное, приходилось, взяв в руки улитку, проверять на ней действие шутливой скороговорки: »Улитка, улитка, покажи рога, дам тебе за это кусок пирога». И, как будто понимая человеческую речь, улитка обычно немедленно выдвигает рожки.

В чем тут дело?

Корректируют их ответы. Объясняет, что когда мы берем улитку в руки, она вытягивает рожки-щупальца не потому, что мы ей пообещали кусок пирога, она даже не слышит нас, а потому, что она очень хорошо чувствует перемещения. В этом ей помогают щупальца, которые являются, во-первых, органом осязания, а во-вторых, органом так называемого химического чувства. Это чувство, как считают биологи, дает возможность улитке на расстоянии определять не только запах, но даже и вкус предмета, который ее заинтересовал.


Просит ответить на вопрос: «Существует ли взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Обоснуйте свое мнение.

Слушает ответы учащихся, корректирует их. Сообщает, что в предсердия из жабр , легких поступает кровь, насыщенная кислородом, затем она поступает в желудочек, а оттуда по кровеносным сосудам отправляется во все органы, где свободно изливается. Собираясь в сосуды, кровь поступает в жабры, где происходит газообмен.

5.Происхождение моллюсков.



6.Значение моллюсков.



Закрепление материала.

1.Найдите зашифрованное предложение.

«Рапана пожирает устриц»





2.Просит заполнить пропуски в тексте.


Тело моллюсков состоит из ___________ ________

В отличие от кольчатых червей тело моллюсков не

________________________________________________

Тело многих моллюсков покрыто твердой __________

Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой-

_________________________________________________

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена_______________________________________

Органами ________________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски______________ с по-

мощью легких.

Кровеносная система моллюсков состоит из ___________

И кровеносных сосудов.

Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями_____________________________________

Органами ________________ моллюсков служат парные почки.


Подведение итогов.


Анализирует деятельность учащихся на уроке, оценивает

работу особенно активных учащихся. Благодарит за работу.


Домашнее задание.


Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание.

1.Параграф 20 учебника.

2.Используя знания полученные на уроке, материал и рисунки параграфов 21, 22, 23, дополнительную литературу найдите в текстах название 10-ти моллюсков:




Настраиваются на урок



Слушают учителя.















Слушают учителя, выясняют тему урока, записывают в тетрадь, совместно с учителем планируют задачи урока.











Дает одна из учащихся используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию.

Отвечают на вопрос: «Моллюски обитаю в морях, солоноватых и пресных водах, на суше.»



Дает информацию одна из учащихся используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности. Записывают в тетрадь особенности внешнего строения моллюсков.








Дает информацию одна из учащихся, используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности.


Формулируют и записывают в тетрадь.















Слушают, высказывают свои предположения.


















Пытаются ответить на вопрос, высказывают свое мнение.

Сообщает одна из учащихся, используя свою презентацию, видеоматериал.

Слушаю и смотрят.









Сообщение учащейся.

Слушают сообщение.



Заполняют и сдают.



  • Биология
Описание:

Общая характеристика типа Моллюски.

 Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность   животных, относящихся к типу моллюски в связи со средой их обитания, рассмотреть их многообразие, значение и происхождение.

Задачи урока:

-определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

-познакомиться с систематикой моллюсков и значением;

-выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

-продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно - следственные связи.

 

Оборудование: мультимедийная презентация «Моллюски», таблица  «Моллюски», коллекция раковин моллюсков.

Автор Тонеева Валентина Борисовна
Дата добавления 06.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 4025
Номер материала 6599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»