Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии" (7 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии" (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


5


Урок «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

Тип урока: комбинированный.

Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, показать их многообразие.

Задачи:

1. Образовательные:

- развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;

- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

- сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;

- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности организма к среде обитания;

- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Воспитательные:

- расширение кругозора.

Оборудование:презентация, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с классом Земноводные или Амфибии.Давайте вспомним отличительные особенности этого класса, ответив на следующие вопросы:

- Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово?

Амфибия в переводе с греческого означает «двоякоживущие»: на земле и в воде.

- В чем заключается польза жаб?

Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят, и поедают вредителей растений.

- Лягушка хватает только движущуюся добычу. Почему?

Глаза лягушки не могут непрерывно двигаться, как наши глаза, поэтому неподвижные предметы для нее невидимы.

- Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

Вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода.

Теперь вам нужно выбрать правильные суждения из предложенных.

1. Амфибии обитают исключительно на суше.

2. Дышат амфибии легкими и кожей.

3. У земноводных один круг кровообращения.

4. Кожа голая, богата железами.

5. Земноводные имеют плавательный пузырь.

6. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.

7. Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами.

8. Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом.

9. У земноводных имеется клоака.

Правильные суждения: 2, 4, 7, 8, 9.



III. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы

1) Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода. Кто же смог выжить в таких условиях?

Речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

- способными к гипнотическому взгляду (змеи);

- долгожителями (черепахи);

- ужасно кровожадными (крокодил);

- быстрыми и юркими (ящерицы);

- ужасно переменчивыми (хамелеон);

- а также стали символами медицины.



Легенда o Змее: 

Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах. 
Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (у римлян — Эскулапа, который сам мог превращаться в змею и сделал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме). 
А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания. 

Кто же эти таинственные животные? (Пресмыкающиеся)

Я ставлю вам проблему, которую должны будете решить в течение: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

2) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития.

- Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.

- Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?

  • Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост;

  • Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающими тело от высыхания;

  • Рост происходит во время линьки;

  • На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти;

  • Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.

- Теперь рассмотрим внутреннее строение ящерицы. Какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?

Два первых шейных позвонка очень подвижны. Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с грудиной, образуя грудную клетку. Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником.

  • Дыхание только легочное. Легкие имеют ячеистое значение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи.

  • Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную.

  • Тазовые почки, что способствует экономии воды.

  • Появляются зачатки коры полушарий.

- Почему пресмыкающиеся могут размножаться на суше?

Оплодотворение внутреннее. Яйца покрыты кожистой оболочкой, предохраняющей от высыхания. Зародыш окружен водной оболочкой – амионом.

IV. Физминутка

Догадались – потянулись.

Подрастала – хвост растила, платье темное носила.

Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла. (лягушка)

Догадались – повороты туловища

Покрупнее чем лягушка, пучеглазая подружка,

И, конечно, все слова заменяет словом «ква». (жаба)

Догадались – наклоны в сторону

Головастики спешат превратиться в … (лягушат)

Догадались – присели

Амазонку, Конго, Нил любит грозный … (крокодил)

Догадались –потянулись

Змея вся в пятнах как жираф зовется именем…. (удав)

Догадались – тихо сели

Их портрет довольно прост: к голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи, потому что это… (змеи)



- Класс Пресмыкающиеся включает следующие отряды:

Чешуйчатые. К этому отряду относятся ящерицы, которых насчитывается 2700 видов и змеи – 3000 видов.

Черепахи, количество видов которых насчитывается 300.

Крокодилы – 21 вид.

Клювоголовые – гаттерия.

VI. Закрепление

Головоломка.

Ответы на вопросы:

1. Какие отряды объединяет класс Пресмыкающиеся?

2. Приведите примеры представителей каждого отряда.

3. Как происходит дыхание у пресмыкающихся?

4. В связи с чем размножение и развитие пресмыкающихся считают более прогрессивным, чем у земноводных?



VI. Домашнее задание.

§25. Подготовить сообщение по теме: Интересные факты о пресмыкающихся.

Ребята. Вам понравился урок?

Спасибо за внимание!

  • Биология
Описание:

Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, показать их многообразие.

Задачи:

1. Образовательные:

- развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;

- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

- сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;

- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности организма к среде обитания;

- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Воспитательные:

 

- расширение кругозора.

Автор Мотовилова Валентина Геннадьевна
Дата добавления 22.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 8032
Номер материала 54643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»