Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока на тему "Рептилии"

Конспект урока на тему "Рептилии"

Скачать материал

Урок «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

Тип урока: комбинированный.

Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, показать их многообразие.

Задачи:

1. Образовательные:

- развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;

- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

- сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;

- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности организма к среде обитания;

- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Воспитательные:

- расширение кругозора.

Оборудование:презентация, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с классом Земноводные или Амфибии.Давайте вспомним отличительные особенности этого класса, ответив на следующие вопросы:

- Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово?

Амфибия в переводе с греческого означает «двоякоживущие»: на земле и в воде.

- В чем заключается польза жаб?

Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят, и поедают вредителей растений.

- Лягушка хватает только движущуюся добычу. Почему?

Глаза лягушки не могут непрерывно двигаться, как наши глаза, поэтому неподвижные предметы для нее невидимы.

- Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

Вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода.

Теперь вам нужно выбрать правильные суждения из предложенных.

1. Амфибии обитают исключительно на суше.

2. Дышат амфибии легкими и кожей.

3. У земноводных один круг кровообращения.

4. Кожа голая, богата железами.

5. Земноводные имеют плавательный пузырь.

6. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.

7. Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами.

8. Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом.

9. У земноводных имеется клоака.

Правильные суждения: 2, 4, 7, 8, 9.

 

III. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы

1) Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода. Кто же смог выжить в таких условиях?

 Речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

- способными к гипнотическому взгляду (змеи);

- долгожителями (черепахи);

- ужасно кровожадными (крокодил);

- быстрыми и юркими (ящерицы);

- ужасно переменчивыми (хамелеон);

- а также стали символами медицины.

 

Легенда o Змее: 

Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах. 
Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (у римлян — Эскулапа, который сам мог превращаться в змею и сделал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме). 
А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания. 

Кто же эти таинственные животные? (Пресмыкающиеся)

Я ставлю вам проблему, которую должны будете решить в течение: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

2) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития.

- Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.

- Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?

Ø Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост;

Ø Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающими тело от высыхания;

Ø Рост происходит во время линьки;

Ø На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти;

Ø Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.

- Теперь рассмотрим внутреннее строение ящерицы. Какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?

Два первых шейных позвонка очень подвижны. Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с грудиной, образуя грудную клетку. Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником.

Ø Дыхание только легочное. Легкие имеют ячеистое значение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи.

Ø Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную.

Ø Тазовые почки, что способствует экономии воды.

Ø Появляются зачатки коры полушарий.

- Почему пресмыкающиеся могут размножаться на суше?

Оплодотворение внутреннее. Яйца покрыты кожистой оболочкой, предохраняющей от высыхания. Зародыш окружен водной оболочкой – амионом.

IV. Физминутка

Догадались – потянулись.

Подрастала – хвост растила, платье  темное носила.

Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла. (лягушка)

Догадались – повороты туловища

Покрупнее чем лягушка, пучеглазая подружка,

И, конечно, все слова заменяет словом «ква». (жаба)

Догадались – наклоны в сторону

Головастики спешат превратиться в … (лягушат)

Догадались – присели

Амазонку, Конго, Нил любит грозный … (крокодил)

Догадались –потянулись

Змея вся в пятнах как жираф зовется именем…. (удав)

Догадались – тихо сели

Их портрет довольно прост: к голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи, потому что это… (змеи)

 

- Класс Пресмыкающиеся включает следующие отряды:

Чешуйчатые. К этому отряду относятся ящерицы, которых насчитывается 2700 видов и змеи – 3000 видов.

Черепахи, количество видов которых насчитывается 300.

Крокодилы – 21 вид.

Клювоголовые – гаттерия.

VI. Закрепление

Головоломка.

Ответы на вопросы:

1. Какие отряды объединяет класс Пресмыкающиеся?

2. Приведите примеры представителей каждого отряда.

3. Как происходит дыхание у пресмыкающихся?

4. В связи с чем размножение и развитие пресмыкающихся считают более прогрессивным, чем у земноводных?

 

VI. Домашнее задание.

§25. Подготовить сообщение по теме: Интересные факты о пресмыкающихся.

Ребята. Вам понравился урок?

Спасибо за внимание!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Рептилии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, показать их многообразие.

Задачи:

1. Образовательные:

- развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;

- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

- сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;

- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности организма к среде обитания;

- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Воспитательные:

- расширение кругозора.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.10.2017 879
    • DOCX 25.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Ольга Александровна
    Волкова Ольга Александровна
    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2929
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов