- Учебник: «Биология. Общая биология. Профильный уровень», Захаров В.Б. и др.
- Тема: Раздел 1. Учение об эволюции органического мира
- 03.10.2020
- 442
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
План урока.
Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика, мультимедийный проектор, презентация.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
II. Изучение нового материала.
1. (Слайд) Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Как вы думаете, о чём идёт речь?
2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
(Слайд).
3. Открываем тетради и записываем тему урока.(Слайд)
Плоды. Разнообразие и значение плодов.
4. Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
5. Беседа
· На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод
6. Запись в тетради. (слайд)
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
7. Беседа:
· Перечислите, у каких растений есть плоды.
8. Решение проблемной ситуации (на закрепление)
Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.
Итог: плод образуется только на месте цветка.
9. Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который изображен на мультимедийной доске.
Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут «МОЛОДЕЦ!», если допустили ошибку пишут «ПОВТОРИ» строение цветка.
10. Беседа
· Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
· Что такое опыление?
· Что такое оплодотворение?
11. Запись в тетради (по итогам беседы) (Слайд)
Процессы, необходимые для образования плода.
· Образование цветка
· Опыление
· Оплодотворение
· Образование плода
12. Работа с индивидуальными папками (рисунок пестика и плода в разрезе)
Беседа:
· Из какой части цветка образуется плод?
13. Запись в тетради:
После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.
Образование плода:
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК
14. Беседа:
· Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.
15. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.(Слайд)
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
16. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.
Ученики работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов».
17. Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)
· Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
· Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).
ФИЗМИНУТКА (звучит музыка)
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
18. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и по слайдам – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Боб Семянка
19. Решение проблемных ситуаций:
· О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
· Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
· Почему плоды вкусные?
· Что находится внутри плода?
· Для чего же появились плоды?
20. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь (Слайд)
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
21. Решение проблемной ситуации
· Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
22. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.(Слайды с изображением растений)
· Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
· Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
· Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
· На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
· Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасываниесемян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
· Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
· Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
23. Запись в тетради:
Способы распространения семян (Слайд)
· Животными
· Ветром
· Самораспространение
· Водой
· Человеком
24. Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ (Слайд)
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
26. Беседа.
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
(Демонстрация слайда). Ответ (с записью в тетрадь):
· Плоды образуются на месте цветка.
· Плоды нужны для распространения семян.
27.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
· «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
· «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
· «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
· «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
· «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
III. Оценки
Уходя, поставь любой знак в схеме на листочке перед вами, в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.
IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».
6 656 087 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гурьянова Эмма Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.