Автор:
Рождественская Наталья Николаевна.
Должность: учитель
биологии.
План
урока
Тема:
Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни
человека.
(2 часа)
Задачи урока:
Методические:
характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса;
особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в
самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе
так и для человека.
Компетентностные:
формирование общей культуры учащихся, определяющей, адекватное поведение
человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых и изучения их
поведения; формирование коммуникативных умений, рефлексивности, поисковые
умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать,
делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании
презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии:
проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
Оборудование:
компьютерный
класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе
находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со
следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша
презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии
насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых
Вид деятельности —
проект.
Урок I
Структура урока:
Организационный
этап:
учитель знакомит учащихся с содержанием программы на урок. Рассказывает о
планах на первый и второй урок.
На доске эпиграф «
Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать
самому – и я научусь» (китайская мудрость).
Мотивационная часть: урок начинается с прочтения стихотворения участницы
проекта по данной теме 2007года Виктории Попошевой.
ЭНТОМОЛОГИЯ
На этом свете знают не
многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!
И кто-то со смехом вам
скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.
Зеленых лугов и полей
без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и смерть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!
Мир
Членистоногих защиты просит
Для
нас они только лишь радость приносят!
И пользы больше, чем вреда.
Давайте мы будем беречь их всегда!
И просмотра
презентации о насекомых, демонстрирующий великое многообразие класса
шестиногих. Перед просмотром презентации классу предлагается.
Проблемный вопрос:
Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей
среде?
После просмотра учитель говорит:
— процветание
класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного
мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о
господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их
приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.
Учитель ставит перед классом вопрос:
— вспомните, какие
особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни
в самых различных условиях существования?
Ожидаемые ответы
обучающихся:
1.
Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;
2.
Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;
3.
Возможность использования самой разнообразной пищи;
4.
Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;
5.
Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;
6.
Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)
Учитель:
Итак, по данным
характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия. Нам
предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это
в три этапа.
Этап
первый.
Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер.
Учащиеся рассаживаются по группам (5), согласно названию папок на рабочем
столе).
1.жесткокрылые
2.перепончатокрылые
3.чешуекрылые
4.прямокрылые и
стрекозы
5.тараканы и двукрылые
Проводится
жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых.
Учитель определяет задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки
необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты).
Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего
обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия
заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не
удаляются!). На этом первый этап завершается.
Этап второй. Работа с
энтомологическими коллекциями.
Учитель обращается к классу с
вопросом:
- на основе каких данных, вы
отнесли насекомых к предложенным отрядам?
Учащиеся отвечают
по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу:
продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку
насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику, определить
значение . По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа
работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её
исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются).
Комментирование выявленных ошибок
За несколько минут
до конца урока учитель даёт вводную инструкцию к прохождению третьего этапа.
Этап третий. Создание
и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Учитель комментирует
программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и
критерии выставления оценок.
Урок II
Ход урока:
Для создания простой линейной
презентации отводится 15—20 минут. Защита должна пройти за 3—4 минуты.
Алгоритм демонстрации презентации:
1. Вывод презентации на экран;
2. Выступление (защита);
3. Самооценка;
4. Оценка класса;
5. Оценка учителя
После просмотра, обсуждения и
оценки презентаций слово даётся группе обучающихся, которые подготовили заранее
сообщение о насекомых нашей Республики Алтай.
В качестве итога учитель предлагает
на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие
всему классу насекомых.
В итоге
составляется следующая характеристика:
1) Тело расчленено
на три отдела — голову, грудь и брюшко;
2) На
грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;
3) Тело
разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов- передне-, средне-,
заднегруди, брюшко из 10 сегментов;
4) На
голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы
прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;
5)
Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все
остальные;
6) Брюшко
насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.
Учитель предлагает оценить значение
насекомых для человека.
(предполагаемые
ответы)
Переносчики заболеваний - мухи,
тараканы, комары
Опылители растений — шмели, пчёлы,
мухи;
Санитары леса — муравьи
Вредители плодово-ягодных и овощных
культур — яблоневая плодожорка, капустная белянка
Переносчики малярии — малярийный
комар;
Переносчик сонной болезни — муха
це-це.
Итак, вернёмся к
нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;
Какие же особенности строения
насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
(предполагаемые
ответы обучающихся)
УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ
СИСТЕМЫ)
СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА
СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ
ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Итог: в ходе
урока вы проявили необходимые знания не только по биологии, но и по другим
предметам, а так же пользовательские умения работы на персональных компьютерах,
все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал.
Спасибо
всем за интересный урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.