Тема: ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4
(верх), 5 (верх))
Целеполагание: познакомить с понятиями «авторская
сказка», «народная сказка»; обучать пересказыванию небольших сказок по
содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
развивать память; воспитывать толерантность.
Оборудование: сказочные герои, презентация,
выставка книг-сказок.
Ход
урока
I. Актуализация знаний.
На доске картинки с изображениями
сказочных героев, которые есть в Азбуке на с. 15.
- Что вы можете сказать о том, что
видите на доске? (Это герои из сказок.)
- А как вы понимаете, что такое сказка?
Мнения детей.
II.
Работа над темой.
1. Учитель показывает детям словарь и
читает информацию.
- Вот как даётся объяснение слову сказка
в Словаре русского языка.
1. Произведение о вымышленных
лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь.
- Зачем люди стали придумывать сказки?
- Любите ли вы сказки? Почему?
- А какую самую первую сказку вы
услышали? от кого?
- Когда-то давно сказки только
рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все
времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости,
о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на
ковре-самолёте или оседлавшем конька-горбунка. Сказки всегда смеялись над
жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько
бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.
У народа учились писатели-сказочники
мира. Сказки бывают народные и авторские, русские сказки и сказки других
народов, старые и современные.
- Как вы думаете, о чём мы будем
говорить сегодня на уроке?
2. Игра «Отгадай сказку».
- Хорошо ли вы знаете сказки?
- Сейчас мы это проверим. Я буду читать
отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать
автора и героев (показ их на доске.)
1) Бабка за дедку, дедка за репку,
внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. «Репка».)
2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто
в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок.
Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
4) Отворили козлята дверь, волк вбежал
в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый
небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
- Каких ещё сказочных героев вы можете
назвать?
- Кто авторы этих сказок?
Ø «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, у зайца…лубяная».
(«Лиса
и заяц», русская народная сказка)
Ø «Он был всегда не прочь подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать
утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед ещё и не думал
начинаться».
(«Вини-Пух
и все-все-все». Алан Милн)
Ø «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и
стал…козлёночком».
(«Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка)
Ø «…Вот и стали они на огороде куклу из снега лепить. Слепили туловище,
ножки, ручки приладили, головку приставили…» («Снегурочка», русская народная
сказка)
Ø «- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом».
(«Как
Незнайка сочинял стихи». Н.Носов)
Ø «- Не садись на пенёк, не ешь пирожок».
(«Машенька
и медведь», русская народная сказка).
Ø «- Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?»
(Папа
Карло. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой.)
Ø «- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!»
(«Гуси-лебеди»,
русская народная сказка)
3. Разные сказки мы невольно
рассказывает и читаем по-разному. Почему?
- Как можно использовать мимику, жесты,
движения при чтении сказок?
Можно предложить детям инсценировать
любую небольшую сказку по выбору.
III.
Работа с книгой «Я читаю?» (I ч., с. 4 (верх),
5 (верх).
- Прочитайте названия сказок.
- Что вы видите под рисунками? (Схемы
предложений.)
- Как в схеме показаны начало и конец
предложений?
- Почему в названиях сказки «Красная
Шапочка» и «Баба Яга» оба слова показаны «уголками»?
- Какие сказки можно назвать народными,
а какие - авторскими? Почему?
- Какие ещё народные сказки вы знаете?
- Кто знает писателей-сказочников?
- Немецкие сказочники братья Гримм были
учёными людьми, профессорами. А между тем они создали много чудесных сказок для
детей.
Во Франции 300 лет назад жил писатель
Шарль Перро. Что этот человек написал для взрослых, сейчас уже мало кто помнит,
а вот ребятам всего мира он подарил небольшой сборник «Сказки моей матери
гусыни». И оттуда миллионы детей узнали про спящую красавицу и про кота в
сапогах, про Мальчика-с-пальчик и про Золушку. Это самые любимые сказки всего
человечества.
Многие из сказок положены на музыку, из
них созданы и спектакли, и замечательные балеты, и кинофильмы.
Сказки писали не только зарубежные
сказочники, но и русские писатели и поэты.
Сказки «О золотом петушке», «О царе
Салтане...», подаренные нам А. С. Пушкиным, можно увидеть в театре. Музыку к
ним написал великий русский композитор Римский-Корсаков.
(Прослушать
отрывок из этих произведений.)
Вы видите, что жизнь сказки не только
очень длинна, но и что она сама даёт жизнь новым произведениям искусства.
Сказка бессмертна. Она учит быть смелым, честным, верным товарищем, учит
презирать трусов и растяп.
Когда вы подрастёте, вы поймёте и
оцените сказки для взрослых: их писали Теодор Амадей Гофман, Эдгар По и наши
великие писатели Салтыков-Щедрин и Гоголь. Это очень разные писатели, но их
роднит одно. Они учат людей и в сказочном мире отыскивать мудрую мысль и
горькую правду. Вспомните звонкую концовку русских народных сказок.
На доске:
Сказка
- ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.
- Вот теперь вы видите, что сказка
сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.
И вас ждут новые встречи со старыми
сказками.
IV.
Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравился наш урок?
- Что нового и интересного узнали?
- Все ли вы сказки уже слышали?
- Что нужно для того, чтобы
познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)
- Этим мы и будем заниматься на уроках
обучения грамоте (чтения).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.