Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа №24 города Новошахтинска
Ростовской
области
Предмет:
физика
ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА
автор
разработки урока:
учитель
физики и информатики
Ильясова
Елена Валерьевна
2012
год
Разработка урока
по физике для учащихся 7 класса
По теме :
Плотность вещества.
Цель урока:
Обучающая:
·
Научить
рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела, производить расчеты для
задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность
вещества и объяснять полученный результат;
·
Закрепить
практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с
помощью различного вида заданий.
·
Продолжить
формирование умений решать расчетные физические задачи.
Развивающая:
·
Способствовать
развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;
·
Развивать
умения и навыки анализировать знания и делать выводы.
·
Развивать
умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки
перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;
·
Развивать познавательные способности и
интересы учащихся, развивать самоконтроль и навыки работы с компьютером,
развивать культуру логического мышлении, развивать умения и навыки применять
полученные знания на практике; способствовать формированию чувства
ответственности за результаты своего труда.
·
Развивать
самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и
экспериментально;
·
Развитие
и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.
Воспитательная:
·
Воспитывать
познавательный интерес к новым знаниям;
·
Воспитывать
культуру логического мышления и активность мышления.
Задачи
урока:
- Развивать
умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному
мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия,
установление причинно-следственных связей), системности мышления.
- Развивать
у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте
современной естественно - научной картины мира через физические величины
и связь между ними.
- Повторить
и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».
Оборудование и материалы для урока: Презентация
в Power Point
Оборудование для демонстраций:
весы,
наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной
массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).
Ход урока
I. Актуализация
знаний (Слайд №1)
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
мы познакомимся с новой физической величиной, которая называется плотностью. Но
для начала давайте повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках
(Слайд
№2)
·
Какую
физическую величину называют массой ?
·
Что
характеризует масса тела?
·
Как
можно определить массу?
·
Какова
единица измерения массы?
·
Как
можно определить объем тела?
А теперь давайте
попробуем ответить на простую детскую загадку: Что тяжелее: килограмм железа
или килограмм ваты? (Слайд №3)
Конечно же,
сейчас, будучи взрослыми, вы все ответите правильно: так как масса их одинакова,
то ни один из них не тяжелее другого. Почему же в детстве мы столь часто давали
ошибочный ответ? Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами
встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно
компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? Всё дело в
распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества.
Давайте
попробуем провести подобные опыты на практике.
II. Изучение
нового материала
Опыт№1
Возьмем
тела равной массы изготовленные из разных материалов и сравним их массу на
лабораторных весах.
Какой
вывод мы можем сделать? (Слайд
№5)
Опыт№2
Возьмем
две мензурки. В одну из них нальем воду, в другую – подсолнечное масло.
Поставим мензурки на весы. Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла
одинакова, но точно так же видно, что объем различный.
Какой
вывод мы можем сделать после этого наблюдения?
После
обсуждения ответов учеников – запишем в тетради тела равной массы,
изготовленные из различных материалов имеют разный объем.
(Слайд
№6)
Следовательно
мы опять возвращаемся к ранее сказанному – все дело в распределении массы по
объему. Все дело в плотности вещества!
Очевидно,
что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом
веществе
(Слайд
№7)
·
Молекулы
железа расположены плотнее, чем молекулы ваты;
·
Молекулы
тел равной массы также расположены неодинаково – чем меньше объем, тем плотнее
расположение молекул;
·
Молекулы
воды расположены более плотно по отношению к молекулам подсолнечного масла
Что
же такое плотность вещества? Как вы думаете?
После
обсуждения ответов – запишем в тетради – Плотность вещества – это величина,
показывающая какая масса содержится в единице объема.
Давайте рассмотрим, как можно рассчитать
плотность тела, зная его массу и объем. Обратимся к формуле:
(Слайд
№8)
- Чтобы
рассчитать плотность вещества, нам необходимо знать массу в килограммах и
объем в кубических метрах.
- Плотность
вещества обозначается греческой буквой ро (р).
- Основные
единицы измерения плотности – это килограмм, деленный на метр в кубический
- Часто
используются также внесистемные единицы измерения, а именно: грамм на
сантиметр кубический.
- Опыт№3 Давайте попробуем определить
плотность какого-нибудь тела на практике. Для этого мы возьмем цилиндр,
выполненный из металла. Чтобы определить плотность этого металла, нам
сначала необходимо будет найти массу этого цилиндра. Поставим цилиндр на
весы и подберем необходимые разновесы. Получается, что масса этого тела
154 грамма. Далее нам необходимо будет узнать объем цилиндра. Объем
цилиндра мы постараемся узнать с помощью мензурки с водой. Если вы
обратили внимание, объем воды в мензурке составляет 150 мл или 150 см3.
Опустим цилиндр в воду. Уровень жидкости в мензурке поднялся до значения
160 мл или 160 см3. Получается, что масса этого тела 154 грамма, а объем
10 см3. Рассчитаем плотность металла. Для расчета плотности воспользуемся
формулой:
Что
же означает это число?
Запишем в
тетрадях : Плотность показывает – какая масса содержится в единице объема
данного вещества.
В одном
кубическом метре нашего вещества содержится ------------ килограмма данного
металла.
Плотности
различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при
расчетах и при решении различных задач. Эти таблицы есть и в вашем учебнике и в
задачнике.
Давайте
немного поработаем с таблицами в задачнике
Фронтальная
работа «Что означает плотность?»
(например,
если плотность воды 1000 кг/м3, значит 1 м3 воды имеет
массу 1000 кг)
III.Закрепление
изученного на уроке материала
·
На
экран проецируются вопросы. Ответьте письменно в тетради.
(Слайд
№10, №11)
·
После
выполнения обсуждаются правильные ответы – учащиеся отмечают ошибки(самопроверка);
·
Поднимите
руки у кого один неверный ответ, два неверных ответа и т.д. (обратная связь)
IV. Заключительная
часть урока
Знания о плотности понадобятся вам
в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для
строительства и для сельского хозяйства.
- Использование материалов с
малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом
и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из
алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет
экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива
способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в
атмосферу.
- (Слайд №13)
- Плотность важна и для
сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит.
- (Слайд №14)
- Если плотность почвы большая,
то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при
распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если
плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то
есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый
плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший
урожай агрономам надо знать плотность почвы.
Итак,
подведем итог нашему уроку.
Фронтальная
опрос
С какой физической величиной мы сегодня познакомились?
Сегодня
мы познакомились с новой физической величиной – плотностью.
Какова плотность различных веществ?
Плотности
веществ различны.
Где можно посмотреть плотность вещества, если это необходимо для
решения задачи?
Они
занесены в табличные данные.
Одинакова ли плотность одного и того вещества в различных агрегатных
состояниях?
Плотность
одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях, может быть
различна.
V. Домашнее
задание:
Зайдите
на образовательный веб-квест для вашего класса http://webqwestplot.ucoz.ru/ и
поучаствуйте в ролевой игре по теме «Плотность вещества»
Главная страница
(Слайд
№15)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.