Лабораторная
работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
6 класс
Цель:
Выявить, расширить знания о
передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.
Задачи:
1. Продолжить
формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части
обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;
2. Раскрыть
значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов,
подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.
Целевые
установки на достижение результатов:
Предметные: учащиеся знакомятся с
передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих
процессов для растений.
Метапредметные:
учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов
жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять
результаты опытов.
Личностные: формируется научное
мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках
растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру,
происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Ход урока
№
|
Содержание
|
Д уч-ся
|
1.
|
Стадия
вызова
|
|
|
Приветствие,
проверить готовность к уроку, задать настроение на урок.
СЛАЙД 2
-Предлагаю вам
выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция
радости, красного и синего цвета). Посмотрите друг другу в глаза и
улыбнитесь.
Ребята
посмотрите что это? Да это вода .
Каким
же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает
очень необходимую воду и минеральные вещества.
Все мы любим путешествовать. А какие виды
транспорта мы используем?
А есть ли такие «дороги» в живых организмах?
Какие функции они выполняют?
На эти
вопросы мы с вами и ответим сегодня, на уроке выполнив лабораторную работу «Передвижение
воды и минеральных веществ»
Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока:
Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном
организме.
|
Вовлекаются
в беседу.
Вода.
Вода – источник жизни для всех живых организмов
Всасывают
воду и минеральные вещества с помощью корней
(Ответ:
транспортную функцию)
Формулируют
тему и цель урока
|
2.
|
Стадия осмысления
|
|
|
Для этого мы делимся
на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего
цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».
Работать будете по
технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой
группе предусмотрено распределение ролей:
1. ведущий – определяет всю
работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает
остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица
команды
2. лаборанты - практики –
выполняют практическую часть.
3. редакторы – подготавливает
краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.
4. Эксперт- оценивает работу
группы, также помогает остальным.
На работу групп отводится 20 минут.
Общий план работы описан в технологических
картах, включает теоретическую и практическую часть:
- знакомство с дополнительным материалом:
используются таблицы, подсказки, учебник
- самостоятельная работа по вопросам
- выполнение практической части
- обсуждение результатов самостоятельной
работы в группах и подготовка к защите
- защита – выступление.
|
Делятся
на две группы
Цель групповой
работы: научиться согласовывать свои интересы с коллективом, научиться
останавливаться на выборе одного общего ответа.
Самостоятельно
выполняют лабораторную работу
Выполняют
задание, делают вывод
|
3.
|
Стадия рефлексии
|
|
|
Тест по теме “Передвижение воды и питательных
веществ в растении”.
На рисунке отметьте точками, правильные
ответы, соедините точки.
1. В состав какой ткани входят сосуды :
а) проводящей б)
образовательной в) механической
2.
Одностороннее движение воды
от корней к побегам обеспечивает:
а)
поглощение воды коревыми волосками;
б)
корневое давление; г) крупные межклетники.
3. Вода и минеральные вещества
передвигаются по:
а) ситовидним трубкам б) устьицам
в) сосудам
4. Мёртвые клетки-это
а) ситовидные трубки б) сосуды в)
устьица
5.Вода удаляется из растения через:
а) древесину; в) устьица;
б)
пробку; г) ситовидные трубки.
Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с
правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы
отлично справились с тестом.
Рефлексивный тест.
1.
Я узнал(а) много нового -
2.
Мне это пригодится в жизни -
3.
На уроке было над чем
подумать -
4.
На все возникшие у меня
вопросы я получил(а) ответы -
5.
На уроке я поработал(а)
добросовестно -
Я, прошу чтобы подняли
руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три
плюса. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок.
Домашнее задание:
1.Объясните случившееся на привале у реки во время
экспедиции с героями книги английского писателя Алана Александра Милна «Винни
Пух и все-все -все» с точки зрения механизмов продвижения веществ по клеткам
корня.
«…ослик Иа-Иа чуть
было не остался без сочной еды и сетовал: «Между прочим, чертополоху не на
пользу, когда на нем сидят… Он теряет всякую свежесть. Помните об этом,
друзья мои…»».
2.
|
Предоставляется возможность выбора, возможность
привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.
При помощи сигнального смайлика, где
получилась улыбка, мы видим кто как справился с тестом
|
|
|
|
Технологическая карта группы «Водовозы».
продолжительность работы – 20 минут
Внимание!!!
1.
Учащиеся, уверенные в своих знаниях,
работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
2.
Учащиеся, которые обладают недостаточным
запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
3.
При выполнении групповой работы вы можете
обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
4.
Высказывая свои мнения, соблюдайте
определённые правила:
§
Не перебивайте одноклассников
§
Не повторяйте сказанное другими
§
Высказывайте только одну мысль, чтобы дать
возможность выступить всем
Номер
Учебного элемента
|
Учебный материал
с указанием заданий
|
Управление
обучением
|
УЭ -0
|
Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить, расширить знания
о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.
|
Прочитайте
Цели урока
|
УЭ -1
|
Цель: Подготовка к восприятию материала
Вспомните
строение и функции:
- Корней
- Стеблей
- Листьев
|
Прочитайте цель
Самостоятельная
работа по учебнику стр 24,28,30
|
УЭ -2
|
Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний
Теоретическая
часть:
1.Задание по тексту.
Самое
распространённое неорганическое вещество в живом организме - вода, её
содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов
содержится 10% воды, а костях- до 20%. Это объясняется той ролью, которую
вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства
клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят
именно в водной среде, так как вода- хороший растворитель. Да и сама вода
участвует во многих химических реакциях.
Вода помогает
удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате
обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных
веществ по организму. 70% доли земной поверхности покрыта водой. А в
замороженном состоянии воды на Земле составляет 2%. Вода – это единственное
вещество, которое в существующем на Земле диапазоне температур может
находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
1.
Какая доля земной поверхности покрыта водой:
А)
25%, Б) 55%, В) 70%
2. Самое распространенное неорганическое вещество, входящее в
состав живых организмов, - это
А) вода, Б) белок, В) крахмал, Г) соль кальция
3. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке,
необходима среда
А) спиртовая, Б) водная, В) воздушная, Г) жировая
Нарисуйте
рисунок «Необыкновенная вода»
Практическая часть:
Цель: Как опытным путём доказать, что корень
может поглощать воду и минеральные вещества и что
же происходит с водой после её всасывания корневыми волосками.
Опыт 1. Демонстрация процесса всасывания воды корнями
растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями. (пророщенный
отросток комнатного растения традесканция) В процессе наблюдения заранее
поставленного опыта, отметить
уровень воды на стенке пробирки. Через день вновь отметить уровень воды и
сравнить его с первоначальным.
Сделайте вывод.
|
Прочитайте цель
Прочитайте тест.
Выполните тест
Самостоятельная
работа по тексту
Выполните тест
Сделайте рисунок
|
УЭ -3
|
Цель: Проверить
результаты самостоятельной работы
Обсудите
результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению
|
Работа в группе
|
УЭ -4
|
Устный отчёт по
работе.
|
|
Технологическая карта группы «Солевозы».
продолжительность работы – 20 минут
Внимание!!!
1.Учащиеся,
уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее
знаний.
2.Учащиеся,
которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник,
так и подсказки на стене.
3. При
выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои
записи в тетради.
4.Высказывая
свои мнения, соблюдайте определённые правила:
§
Не перебивайте одноклассников
§
Не повторяйте сказанное другими
§
Высказывайте только одну мысль, чтобы дать
возможность выступить всем
Номер
Учебного элемента
|
Учебный материал
с указанием заданий
|
Управление
обучением
|
УЭ -0
|
Цель: В процессе
работы над учебными элементами выявить, расширить знания о передвижении воды
и минеральных веществ в растительном организме.
|
Прочитайте
Цели урока
|
УЭ -1
|
Цель: Подготовка
к восприятию материала
Вспомните
строение и функции:
- Корней
- Стеблей
- Листьев
|
Прочитайте цель
Самостоятельная работа по учебнику стр
24,28,30
|
УЭ -2
|
Цель: Выявление,
расширение и закрепление знаний
Теоретическая
часть:
Задание по тексту. Установите соответствие
между веществом и выполняемым им функциям в растительном
организме.
Результаты занести в таблицу.
Элемент
|
Значение
|
1. азот
|
А входит в состав хлорофилла
|
2.калий
|
Б входит в состав ферментов
|
3.магний
|
В снижает кислотность почв
|
4.кальций
|
Г важен для клеточного дыхания
|
5.кобальт
|
Д составная часть белка
|
6.железо
|
Е обеспечивает проницаемость клеточной оболочки
|
Текст. В
зависимости от того, какое количество вещества необходимо растению, различают
макро- и микроэлементы. Ежедневная потребность в макроэлементах исчисляется в
граммах на килограмм веса растения. К ним относятся азот, калий, кальций,
магний и фосфор. Все остальные вещества, за исключением радиоактивных,
ядовитых (мышьяк), тяжелых (свинец) относятся к микроэлементам.
Значение макроэлементов в жизни растения достаточно хорошо изучено.
Азот- основной строительный материал для белков. Калий поддерживает в
организме баланс «+» и «-» заряженных ионов и обеспечивает проницаемость
клеточных мембран. Растение накапливает много этого вещества, поэтому, когда
его сжигают, зола в основном состоит из калийных солей и может служить хорошим
удобрением. Магний входит в состав молекулы хлорофилла и необходим для
фотосинтеза. С кальцием все обстоит гораздо сложнее. Он нужен в ничтожных
количествах, излишки растение легко удаляет. И тем не менее недостаток
кальция в почве иногда вреден для растений. Особенно это характерно для
кислых почв. В такой почве растению трудно всасывать многие вещества. Чтобы
снизить кислотность почвы, требуется провести известкование (добавить
соединение кальция). При этом в ткани растения кальций может и не проникать.
Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений очень велика. Сера
входит в состав ряда белков, а кобальт – важная составляющая ферментов.
Железо важно для процессов клеточного дыхания. Это один из самых
распространенных металлов всегда присутствующих в почве.
Практическая часть
Цель: Как опытным путём доказать, что корень
может поглощать минеральные вещества, растворенные в воде
Опыт 2. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в
подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные
минеральные вещества. (ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина)
1.
Препаровальным ножом
сделайте поперечный срез побега ивы (предварительно простоявшего в растворе
чернил 18- 20 часов)
2.
С помощью лупы рассмотрите
срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
3.
Препаровальным ножом
сделайте продольный срез стебля ивы.
4.
С помощью лупы рассмотрите
срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.
5.
Сделайте вывод
|
Срез стебля ивы.
|
УЭ -3
|
Цель: Проверить
результаты самостоятельной работы
Обсудите
результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению
|
Работа в группе
|
УЭ -4
|
Устный отчёт по
работе.
|
|
Самоанализ урока биологии в 6 классе
Учитель Моритоева Г.Ц.
Тема Лабораторная
работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», это второй по этой
теме, на который отводится 4 часа и все 4 урока (100%) неаудиторной части.
Логическое продолжение предыдущего урока .
Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в
растительном организме.
Задачи:
3. Продолжить
формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части
обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;
4. Раскрыть
значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов,
подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.
Целевые
установки на достижение результатов:
Предметные: учащиеся знакомятся с
передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих
процессов для растений.
Метапредметные:
учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов
жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять
результаты опытов.
Личностные: формируется научное
мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках
растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру,
происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Метод:
ü объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным
материалом: натуральные объекты),
ü поисковый (эвристический),
ü проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
ü практический метод (самостоятельная работа, лабораторная
работа),
ü наглядный метод (демонстрация презентаций).
Формы
работы: индивидуальная,
групповая, фронтальная..
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия
(натуральные объекты, печатный материал).
Оборудование: комнатные растения, ветка ивы, лупа ИКТ, раздаточный
материал, лабораторное оборудование.
Класс: 6 – 11 учащихся; по уровню усвоения учебного материала –
средний, стабильный; обученность – 54%; на «4» и «5» учатся 6 уч-ся,
неуспевающих – нет, но есть очень слабые – Дамбиев А. и Лубсанова Д.; учащиеся
работали активно и самостоятельно, постоянно заняты выполнением работы, не
было безразличных детей, так как на уроке было интересно.
По современным требованиям
тип урока: урок открытия новых
знаний, который имеет свою структуру, состоящую из 9 этапов. Использована ТРКМ,
согласно которой процесс обучения складывается из трех этапов (стадий): вызов,
осмысление, рефлексия. На данном уроке были учтены все этапы урока, которые
органично переплетены, логически
взаимосвязаны и вытекают один из другого.
Стадия вызова: цель:
актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;
Øпробуждение
интереса к изучаемой теме;
Øобнаружение
и осознание недостаточности наличных знаний;
Øпобуждение
ученика к активной деятельности. .
Формируемые УУД:
Личностные:
самоопределение, смыслообразование.
Познавательные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Был
использован прием проблемного вопроса. Отсюда выявление темы урока и
целеполагание самими учащимися.
На стадии осмысления
активное получение и осмысление новой информации;
Øсоотнесение
новой информации с собственными знаниями;
Øотслеживание
процесса познания и собственного понимания.
Формируемые УУД:
Познавательные:
поиск информации, моделирование
Регулятивные:
выполнение пробного учебного действия, планирование
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся
Предлагается
лабораторная работа с теоретической и практической частью. Работа с текстом и
выполнение заданий. Выполнение практической части:
Опыт 1.Демонстрация процесса
всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для
всасывания воды корнями.(пророщенный отросток комнатного растения традесканция)
Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в
подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные
минеральные вещества.(ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина), микроскоп, готовый микропрепарат «Ветка липы»,
ИКТ, лабораторное оборудование
На
стадии размышления/рефлексии
Øцелостное
осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
Øвыработка
собственного отношения к изучаемому материалу;
Ø
анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
Формируемые УУД:
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные:
аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организуется тест по теме с отметьте
точками на рисунке , правильные ответы, соедините точки. Рефлексивный тест из пяти вопросов.
При подаче д/з предоставляется возможность выбора,
возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.
Отличительной особенностью технологии на данном уроке
является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые
компетенции образовательной деятельности и формируются ключевые компетенции.
Класс
разделен на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости
синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».
Работали по
технологическим картам, которые включают план работы на уроке. В каждой группе
предусмотрено распределение ролей:
1.
ведущий – определяет всю работу в группе, чётко
следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы,
даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды
2.
лаборанты - практики – выполняют практическую
часть.
3.
редакторы – подготавливает краткую запись
выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.
4.
Эксперт- оценивает работу группы, также помогает
остальным.
Активная работа
учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и
разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.
Содержание
урока соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для
учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается
субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей
учащихся.
Нужно много поработать, прежде, чем
ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать
ситуации; разовьют гибкость своего мышления; научатся достигать цели с
минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..
Также на уроке использовалась ИКТ-технология,
которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную,
закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный
урок - урок практической направленности, мы провели два опыта.
В работе
использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект -
субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.
Считаю, что произошла
эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться
поставленных целей:
- организованность и активность уч-ся на каждом этапе
урока была высокая;
- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
- судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю,
что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.
Урок
открытия новых знаний имеет следующую структуру:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
-
этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.