Этап
урока
|
Задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Организационный
|
|
- Сегодня мы продолжим тему морали, будем
говорить об отношениях между людьми.
|
|
Вводно-мотивационный этап.
|
Проблемная ситуация
|
- Как вы думаете, ребята, что для
человека в жизни самое главное?
Время
подумать 5 секунд. На стенах вы видите названия качеств, необходимых
в жизни человека. Займите место у одной из надписей. Образуйте пару с тем, кто
к вам ближе стоит, и объясните своё мнение.15 секунд. Кто выскажется
от каждой группы?20 секунд.
Вывод.Учитель
–
Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что
значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой
жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с
вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом
разобраться. Займите, пожалуйста, свои места
|
Структура КОНЭРС
Дети встают у карточек «Сила, ум, доброта,
смелость» в соответствии с выбранным мнением
|
|
Определение темы урока
|
У вас на парте лежат
карточки с буквами, составьте слово и вы
узнаете тему нашего урока. (Справедливость)
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием
«справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.
|
Составляют слово «справедливость « из
отдельных слогов
|
Этап 1.
Мозговой штурм
|
Введение в ситуацию, знакомство со словарным
значением слова «Справедливость»
Работа со словарями
Работа с пословицами
|
Предлагает продолжить предложение:
«Справедливость для меня – это …» слайд №1
Затрудняетесь. Прочитайте, какое определение
справедливости дано в толковом словаре СЛАЙД
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ
категория морально-правового и социально-политического
сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися
представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование
соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных
групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями,
между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.
Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
2. Слово «справедливость» произошло от
старославянского слова праведный, правда.
-правда,
правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость,
приговор, закон
|
РАУНД РОБИН
Подумайте 5 сек. Запишите на листочках.30
сек. Затем читают по очереди то ,что написали на своих листочках. Начинают с
№1. Каждый читает по 15 сек.
Проверка: отвечает участник № .. стол №..
|
|
Попробуйте сделать вывод о
справедливости, изучив народные пословицы.
Всяк правды ищет,
да не всяк её творит.
Хлеб-соль кушай,
а правду слушай.
Не ищи правды в
других, коль в тебе её нет.
Правду, что шило
в мешке не утаишь.
Говоришь
правду-правду и делай.
Без правды не
житьё-вытьё.
ВЫВОД: справедливость - это правда.
|
ТАЙМ ПЕА ШЕА
Участники №1 и3 берут синий листочек, а
участники 2 и 4-зеленые листочки. Обдумывают смысл пословиц в течение 15
сек. Делятся ответом с партнером по лицу по 20 сек.
|
Операционно-познавательный:
Изучение нового материала.
|
Знакомит с существующим в литературе
значением понятия «справедливость» слайд №2
Справедливость –
это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ,
наград и наказаний.
|
Один из учеников зачитывает определение.
Остальные записывают в опорных листах в задании №1
|
|
Справедливость определяется по 2 принципам:
1. Соразмерность (оценка по заслугам)
2. Уравнивание («равное за равное»)
|
Дети записывают принципы справедливости в
опорные лист
|
|
Как часто
вы слышите слово «справедливость»?
В каких
ситуациях вы его упоминаете?
|
Ответы детей: в случае справедливого или
несправедливого отношения к нам.
|
|
Работа с ситуациями
|
Учитель раздает ситуации группам: Возьмите
листочки сиреневого цвета.
- Одноклассник сел на твое место и
не хочет его покидать. (Как ты поступишь?)
- К тебе подошел одноклассник и сообщил
тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
- Ты родитель, которому позвонил классный
руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с
одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать
вести урок. (Как ты поступишь?).
|
Раунд Робин
Обдумать. 10 сек. Ответ в группе по одному
за 20 сек.
|
|
|
Скажите, вам трудно было прийти к одному
решению? Что мешало быстро принять решение?
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости
в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же
может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и
наоборот.
|
|
|
Знакомство с высказываниями древних
философов о справедливости
|
- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к
окружающим, к самому себе).
Как вы думаете быть справедливым сложно?
А вот что об этом говорят знаменитые философы
разных исторических эпох. Внимание на экран. (Слайды )
На экране ФЕМИДА .(Слайд )
Кто из вас знает кто это?
А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте
в опорных листах. Задание №3.
Что означают весы в её руке?
Что обозначает меч?
Посмотрите на древнегреческую богиню
правосудия и справедливости. В представление людей она была такой.
Какой смысл люди в древности вкладывали в этот образ?
Богиня справедливости оснащена тремя символами: меч – символизирующий
неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы -
символизирующие человеческие поступки; завязанные глаза указывают на
беспристрастность.
|
Ответы детей
Работа с медиаресурсом
Работа с опорными картами
|
|
Принципы справедливого отношения
|
В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем
всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому
поступили справедливо или нет, наградили или наказали, и человек, который
вершит справедливость над другим.
Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню
справедливости.
1.Поступать по
совести и знать, что наказание все рано свершится.
2.Человеку, который вершит справедливость,
важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение
относительного того или иного вопроса, так как наградив или наказав кого-то
под воздействием эмоций можно несправедливо поступить как к самому человеку,
так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций.
3. Избегать в своих действиях зла.
4.Стремиться к борьбе с пороками и
недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
5. Признавать правоту других людей,
сомневаться в собственной безусловной правоте.
6.Быть готовым пойти навстречу другому
человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
7. Стремиться найти решение, которое могло
бы устроить всех.
8.Не посягать на личность и достоинство
человека
9.Исполнять обязанности перед другими и
самим собой.
Вывод
Совершая несправедливые поступки, человек
теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается
неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.
|
СТЁ ЗЕ КЛАСС
Участники 1 и 3
берете лист А4, делите его пополам и отдаете партнеру по лицу. Подумайте и
запишите на листочке за 20 сек ответ на вопрос… записали- прочертите линию.
Встаньте, Задвиньте стулья. За 2 минуты обменяйтесь с большим количеством
участников своими мнениями. Что увидите новое - запишите себе в листочек под
чертой. По стечении2 минут садитесь за столы. В группе обменяйтесь мнениями,
проведите 2 линию. Читают по очереди. Остальные слушают и записывают что-то
новое. Спросить один стол. Далее учитель обобщает
|
|
Мини-тест
|
Возможно, если бы люди знали и понимали это,
то справедливости на свете было бы гораздо больше. Но все же мы часто
являемся свидетелями или еще того хуже участниками ситуаций где кто-то,
кого-то незаслуженно оскорбляет.
О чем вы думаете в первую очередь, если вас кто-то незаслуженно
оскорбляет: (Учитель читает варианты ответов, записанные на слайде.)
СЛАЙД.
- Как бы ответить ему «порезче», чтобы он
“замолчал”.
- Как бы определить правильное внутреннее
отношение к происшедшему.
- Как бы ответить, чтобы моя реакция не
унизила меня в глазах окружающих.
- Как бы сохранить в душе доброе отношение к
миру и к нему.
Выберите из четырех вариантов ответов три
наиболее близкие вам и расставьте их в порядке убывания значимости (1 – очень
важно, 2 – тоже важно, 3 – менее важно)
Конечно, важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или жестко,
остроумной фразой или молчанием, но важнее то, что будет у вас при этом в
душе. Вы останетесь мудрым? человечным? сохраните внутреннее достоинство? Или
превратитесь в злобного крокодила?
Если тебя «задели», ты иногда можешь даже расстроиться. Но почему? Потому что
кто-то посмел так разговаривать со мной? Или меня огорчило другое – то, что я
«завелся», что меня чьи-то слова «задели», что я был зол...
Правильное внутреннее отношение — это показатель того, насколько воспитана,
сильна и здорова наша душа.
И это одно из главных условий успешного взаимодействия с людьми.
|
Традиционный опрос. Дети отмечают в таблице
на желтом листочке степень важности, по их мнению, ответов
Работа в опорных листах. Задание 4
|
|
Просмотр м/ф «Лунтик», 237 серия.
«Справедливость»
|
Какими
качествами должен обладать справедливый человек?
Продолжите мысль. Быть человеком……. Вот что сказал об
этом известный русский писатель Константин Паустовский
(«Человек должен быть
умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить
это высокое звание – человек» К.Паустовский
|
Традиционный опрос
|
|
Продолжи фразу …
|
Наставление мудрого отца ребенку: «Если ты у
него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не
лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь ему это подарить»
Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это –
не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь …»
|
Рейли робин с партнером по
плечу. Начиная с участника А они меняются короткими фразами.
Опрос учителя с целью выявления лучшего
ответа. Человечного, что сказал твой партнер по плечу. Отвечает участник №
стол №
|
Закрепление и обобщение пройденного на
уроке материала
|
|
Внимание на экран.
·
Противоположность справедливости
(НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)
·
Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо
относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)
·
Первый признак оценки справедливости
(СОРАЗМЕРНОСТЬ) (щелчок)
·
Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)
·
Моральное правило, регулирующее отношение между
людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
·
Аристотель назвал справедливость совершенной
(ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)
За хороший поступок человек заслуживает
награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)
|
Каждая команда отвечает на вопрос, номер
которого соответствует номеру ее команды. Обсуждают в команде хором. Без учета
времени каждого Всего 1 минута
|
Заключительный
этап.
|
Рефлексия
|
Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими
мыслями, продолжите фразы : на листочке указать фамилию имя
- Теперь я знаю ….
- Мне больше всего запомнилось ….
- Я нашел ответ на ….
Я желаю вам справедливости, и быть
справедливыми.
|
Билетик на выход
Заполняют карточку, дополняя фразы
|
|
Домашнее задание.
|
Задание №5
Дома вам предстоит поработать с
литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе.
Посмотрите. И ответить на вопрос: «О каких отношениях одних героев к другим
рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?
(Морозко, Фантазёры, Цветик- семицветик,
Золушка. Сказки А.С. Пушкина)
|
Уясняют для себя всё ли понятно.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.