Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Скачать материал

Методическая разработка урока по теме: «Милосердие».

Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Цель урока:  формирование ценностного отношения к окружающему миру, 

                      пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

 

Задачи урока:

         привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

         развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

         способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию,   отстаивать свою точку зрения;

         развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

карточки для  групповой работы с текстами, презентация по теме;  мультимедийный проектор, экран.

                                                                            Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент. Настрой на работу в кругу.

 

 

 

 

 

Слайд 1.    Приветствие.

Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки.  Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном. О том, что волнует многих живущих на нашей планете.

-Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.

-А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы.  Порадуйтесь за себя.

 

Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием.

 

 

 

 

 

Рассказы о добрых поступках.

 

2.Актуализация знаний

 

Слайд 2.

Чтение (пересказ) притчи «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

 

-Каким качеством обладал мальчик?

 

 

 

О мальчике, который хотел купить котёнка. Он был расстроен тем, что не хватает денег.

Жалостливый, добрый и т.д.

1.      3.Постановка учебной задачи

2.       

 

 

 

 

4.      «Открытие нового знания»

 

 

-Кто догадался,  какая тема нашего урок урока сегодня?

Слайд 3.

На доске появляется слово    

« милосердие».

-Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

 

 

Слайд 4.

Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов и статьёй учебника, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

Слайд 5.

- Что такое милосердие?

- Из каких же слов рождено это слово?

Слайд 6.

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Сердце - милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милостыня – подаяние нищему.

Слайд 7.

-А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”?

 

 

 

А вот как об этом написала свои стихи Мостовая З.В. Послушайте. (чтение учеником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

 

Ответы детей могут быть (добро, любовь, милосердие…)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики находят значение слова в словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова Д.Н.

 

 

 

 

Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из набора слов надо выбрать уч-ся слова – синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…)

 

Чтение учеником для класса.

Мостовая З.В.  «Умей..»

За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей, скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он как и ты, дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!

 

 

3.      5.Первичное закрепление

 

Прочитайте небольшой отрывок из  рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы.

Как вы оцениваете поступки ребят?

Почему так делать нельзя?

 

- Ребята, а зачем нам милосердие? - Какая в нём выгода?

 

Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие,

бескорыстная помощь.

 

   (Ответы детей)

Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому мнению, милосердие должно быть не в награду.

 

6. Включение нового      знания в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Придаётся  ли в других религиях милосердию также огромное значение?

Слайд 8. Иудеи считают очень важной благотворительность, раздачу милостыни и проявление     участия к людям.

Слайд 9. Христианство. Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а  ближнего твоего возлюби, как самого себя.

 

Слайд 10. Исполняя завет Иисуса, христианская церковь уже много веков помогает бедным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, всем, кто попал в беду.

Она строит больницы, приюты для сирот, собирают пожертвования для пострадавших в катастрофах.

 

Слайд 11.

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. В Коране Бог говорит, что все, чем владеют люди, принадлежит Богу, поэтому верующие должны выделять на благотворительность обязательный налог –  закят, который идет на помощь нуждающимся.

Слайд 12.

Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.

Буддист должен молиться  за все живые существа и стремиться не навредить ни одной живой душе в этом мире.

 Бодхисатвы – существа, которые живут ради помощи  и спасения других живых существ.

 

Какой можете сделать вывод?

 

Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду,  к бездомным, больным.

 

-А что главное в помощи?

Какие добрые дела можете уже сделать вы сами?

Захотелось ли вам сделать доброе дело?

 

 

А сейчас прослушаем стихотворение  о милосердии, которое подготовила ваша одноклассница.

 

 

 

 

 

 

 

 

Совпали ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения?

Слайд 13.

- Кто нуждается в нашей помощи?

Слайд 14.

Птицы – наши друзья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

Все религии учат милосердию.

 

 

 

 

 

Ответы детей

Рассматривание картинок в учебнике

с. 91

 

 

 

 

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Дети вспоминают

7.  Рефлексия      деятельности.

Итог урока.

 

Слайд 15.

Предлагаю собрать ромашку-милосердия в парах.(на лепестках записаны слова, отобрать нужное), а потом мы вместе соберём поляну милосердия.

Слова на лепестках( равнодушие,  сочувствие, черствость, жалость, бездушие, злость, доброта, милый, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, сердечность, безжалостность)

 

 

Под музыку дети собирают ромашки, а затем прикрепляем их на доску

 

 

Самооценка:

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял.
  • Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
  • Урок не понравился, мне было скучно.

 

8 Домашнее задание

1.Выполнить задания в печатной тетради.

2. Предлагаю прочитать из рубрики «Размышляем. Обсуждаем» рассказ А.Платонова «Юшка»

3. Рекомендую посмотреть фильмы, в рубрике «Кинозал»

4*. Поработать с  информацией и узнать о благотворительных фондах  в России в настоящее время.

1.      Во Владимире есть «Милосердие и порядок» областная патриотическая общественная организация

Чем они занимаются, кому помогают ?

 

 

Смотри приложения  к  уроку!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.  – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему-то очень заволновался.  – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.  – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.  – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.  – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы  понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его  глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.  – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Карточка 1

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку.

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 30 рублей на мороженое»

 

 

Карточка 2

 

« …Вечером бабушка штопала бельё. Витя наблюдает, как долго бабушка вдевает нитку в иголку, ну просто мучается.

- Ты плохо видишь? – спросил внук.

- Да, глаза старенькие и темно вечером, - ответила бабушка.

- Может, ты мне поможешь? – обратилась бабушка.

- Помогу, только ты мне должна дать за это шоколадку!

 

 

 

Карточка 3

 

« …В школе объявили конкурс поделок для ребят детского дома. Все ребята мастерили поделки с большим желанием. Очень хотели ребята доставить радость детям детского дома. А Катя интересовалась, что же в награду будет за участие в конкурсе».

 

 

 

Карточка 4

 

Недавно видел картину — домашняя кошка упала из окна, ушиблась и сразу даже подняться не смогла. Вокруг стали собираться собаки с явно нехорошими намерениями. В это время Петя шёл из школы и увидел эту сцену. Быстро, не раздумывая, мальчишка схватил кошку и скрылся в подъезде …

 

 

Карточка 5

 

Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в рекламной викторине. Шли и увидели мальчика в инвалидной коляске. Он был с папой. У нас почему- то сразу возникло желание подарить  игрушки ему. Он сказал «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал  и не ходит уже несколько месяцев.

 

                                                                          Приложение 3

Рефлексия:

 

 

 


Урок понравился, мне было интересно.

 

 

 

 

Мало узнал на уроке, только время потерял.

 

Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

 

Урок не понравился, мне было скучно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока ОРКСЭ 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:  формирование ценностного отношения к окружающему миру, 

                      пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи урока:

         привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

         развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

         способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию,   отстаивать свою точку зрения;

         развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

 

карточки для  групповой работы с текстами, презентация по теме;  мультимедийный проектор, экран.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 383
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Помещикова Ирина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Помещикова Ирина Алексеевна
    Помещикова Ирина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8953
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе