Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

hello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifМетодическая разработка урока по теме: «Милосердие».

Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»


Цель урока: формирование ценностного отношения к окружающему миру,

пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».


Задачи урока:

    • привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

    • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

    • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

    • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку:

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

карточки для групповой работы с текстами, презентация по теме; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент. Настрой на работу в кругу.









Слайд 1. Приветствие.

Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном. О том, что волнует многих живущих на нашей планете.

-Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.

-А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Порадуйтесь за себя.


Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием.






Рассказы о добрых поступках.


2.Актуализация знаний


Слайд 2.

Чтение (пересказ) притчи «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?



-Каким качеством обладал мальчик?




О мальчике, который хотел купить котёнка. Он был расстроен тем, что не хватает денег.

Жалостливый, добрый и т.д.

  1. 3.Постановка учебной задачи









4.      «Открытие нового знания»

 


-Кто догадался, какая тема нашего урок урока сегодня?

Слайд 3.

На доске появляется слово

« милосердие».

-Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?





Слайд 4.

Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов и статьёй учебника, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

Слайд 5.

- Что такое милосердие?

- Из каких же слов рождено это слово?

Слайд 6.

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Сердце - милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милостыня – подаяние нищему.

Слайд 7.

-А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”?





А вот как об этом написала свои стихи Мостовая З.В. Послушайте. (чтение учеником)



























-Как часто видели вы милосердие в реальной жизни?


Ответы детей могут быть (добро, любовь, милосердие…)










Ученики находят значение слова в словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова Д.Н.









Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.













Из набора слов надо выбрать уч-ся слова – синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…)


Чтение учеником для класса.

Мостовая З.В.  «Умей..»

За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей, скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он как и ты, дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!



  1. 5.Первичное закрепление


Прочитайте небольшой отрывок из рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы.

Как вы оцениваете поступки ребят?

Почему так делать нельзя?



- Ребята, а зачем нам милосердие? - Какая в нём выгода?



Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие,

бескорыстная помощь.


(Ответы детей)

Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому мнению, милосердие должно быть не в награду.


6. Включение нового      знания в систему знаний и повторение.










































- Придаётся ли в других религиях милосердию также огромное значение?

Слайд 8. Иудеи считают очень важной благотворительность, раздачу милостыни и проявление участия к людям.

Слайд 9. Христианство. Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а ближнего твоего возлюби, как самого себя.



Слайд 10. Исполняя завет Иисуса, христианская церковь уже много веков помогает бедным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, всем, кто попал в беду.

Она строит больницы, приюты для сирот, собирают пожертвования для пострадавших в катастрофах.



Слайд 11.

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. В Коране Бог говорит, что все, чем владеют люди, принадлежит Богу, поэтому верующие должны выделять на благотворительность обязательный налог – закят, который идет на помощь нуждающимся.

Слайд 12.

Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.

Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не навредить ни одной живой душе в этом мире.

Бодхисатвы – существа, которые живут ради помощи и спасения других живых существ.



Какой можете сделать вывод?



Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.



-А что главное в помощи?

Какие добрые дела можете уже сделать вы сами?

Захотелось ли вам сделать доброе дело?





А сейчас прослушаем стихотворение о милосердии, которое подготовила ваша одноклассница.

















Совпали ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения?

Слайд 13.

- Кто нуждается в нашей помощи?

Слайд 14.

Птицы – наши друзья!


































































(Ответы детей)

Все религии учат милосердию.











Ответы детей

Рассматривание картинок в учебнике

с. 91









Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.






Ответы детей.



Дети вспоминают

7. Рефлексия      деятельности.

Итог урока.


Слайд 15.

Предлагаю собрать ромашку-милосердия в парах.(на лепестках записаны слова, отобрать нужное), а потом мы вместе соберём поляну милосердия.

Слова на лепестках( равнодушие, сочувствие, черствость, жалость, бездушие, злость, доброта, милый, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, сердечность, безжалостность)




Под музыку дети собирают ромашки, а затем прикрепляем их на доску



Самооценка:

  • Урок понравился, мне было интересно.

  • Мало узнал на уроке, только время потерял.

  • Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

  • Урок не понравился, мне было скучно.


8 Домашнее задание

1.Выполнить задания в печатной тетради.

2. Предлагаю прочитать из рубрики «Размышляем. Обсуждаем» рассказ А.Платонова «Юшка»

3. Рекомендую посмотреть фильмы, в рубрике «Кинозал»

4*. Поработать с информацией и узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время.

  1. Во Владимире есть «Милосердие и порядок» областная патриотическая общественная организация

Чем они занимаются, кому помогают ?




Смотри приложения к уроку!



































Приложение 1

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.















Приложение 2





Карточка 1



«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку.

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 30 рублей на мороженое»




Карточка 2



« …Вечером бабушка штопала бельё. Витя наблюдает, как долго бабушка вдевает нитку в иголку, ну просто мучается.

- Ты плохо видишь? – спросил внук.

- Да, глаза старенькие и темно вечером, - ответила бабушка.

- Может, ты мне поможешь? – обратилась бабушка.

- Помогу, только ты мне должна дать за это шоколадку!






Карточка 3



« …В школе объявили конкурс поделок для ребят детского дома. Все ребята мастерили поделки с большим желанием. Очень хотели ребята доставить радость детям детского дома. А Катя интересовалась, что же в награду будет за участие в конкурсе».






Карточка 4



Недавно видел картину — домашняя кошка упала из окна, ушиблась и сразу даже подняться не смогла. Вокруг стали собираться собаки с явно нехорошими намерениями. В это время Петя шёл из школы и увидел эту сцену. Быстро, не раздумывая, мальчишка схватил кошку и скрылся в подъезде …




Карточка 5



Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в рекламной викторине. Шли и увидели мальчика в инвалидной коляске. Он был с папой. У нас почему- то сразу возникло желание подарить игрушки ему. Он сказал «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал и не ходит уже несколько месяцев.


Приложение 3

Рефлексия:






Урок понравился, мне было интересно.









Мало узнал на уроке, только время потерял.



Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.



Урок не понравился, мне было скучно.




































  • Начальные классы
Описание:

Цель урока:  формирование ценностного отношения к окружающему миру, 

                      пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи урока:

         привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

         развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

         способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию,   отстаивать свою точку зрения;

         развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

 

карточки для  групповой работы с текстами, презентация по теме;  мультимедийный проектор, экран.

Скачать материал
Автор Помещикова Ирина Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2197
Номер материала 32396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы