Методическая
разработка урока по теме: «Милосердие».
Модуль
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель урока:
формирование ценностного отношения к окружающему миру,
пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».
Задачи урока:
•
привить
школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;
•
развивать
умение размышлять, задумываться над поступками людей;
•
способствовать
развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения;
•
развитие
нравственных качеств и творческих способностей.
Оборудование,
материалы к уроку:
Учебник
«Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин,
издательство «Астрель» 2012;
толковые
словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или
печатные страницы из словарей);
карточки
для групповой работы с текстами, презентация по теме; мультимедийный
проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.
Организационный момент. Настрой на работу в кругу.
|
Слайд
1. Приветствие.
Возьмитесь
за руки, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья,
которая собралась поговорить об очень важном. О том, что волнует многих
живущих на нашей планете.
-Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг
или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.
-А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня
вы. Порадуйтесь за себя.
|
Приветствие
по просьбе учителя с рукопожатием.
Рассказы
о добрых поступках.
|
2.Актуализация
знаний
|
Слайд 2.
Чтение (пересказ) притчи «Если ты такой милосердный, то
забирай даром»
- О чём эта притча?
-Как назвал продавец мальчика?
-Каким качеством обладал мальчик?
|
О
мальчике, который хотел купить котёнка. Он был расстроен тем, что не хватает
денег.
Жалостливый,
добрый и т.д.
|
1.
3.Постановка
учебной задачи
2.
4.
«Открытие нового знания»
|
-Кто
догадался, какая тема нашего урок урока сегодня?
Слайд 3.
На доске
появляется слово
«
милосердие».
-Часто ли
вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
Слайд 4.
Работа
со словарями.
-
Работая в группах со словарями разных авторов и статьёй учебника, вы узнаете
о лексическом значении слова «милосердие».
Слайд 5.
- Что
такое милосердие?
- Из
каких же слов рождено это слово?
Слайд 6.
В этом
слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар,
щедрость. Сердце - милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие
( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь
из сострадания, человеколюбия.
Милостыня
– подаяние нищему.
Слайд 7.
-А какие синонимы можно подобрать
к слову “милосердие”?
А вот
как об этом написала свои стихи Мостовая З.В. Послушайте. (чтение учеником)
-Как
часто видели вы милосердие в реальной жизни?
|
Ответы
детей могут быть (добро, любовь, милосердие…)
Ученики
находят значение слова в словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова Д.Н.
Представители
от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного
слова.
Из
набора слов надо выбрать уч-ся слова – синонимы (гуманность,
самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота,
внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…)
Чтение
учеником для класса.
Мостовая З.В. «Умей..»
За боль
умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей, скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он как и ты, дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!
|
3.
5.Первичное
закрепление
|
Прочитайте
небольшой
отрывок из рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы.
Как вы
оцениваете поступки ребят?
Почему
так делать нельзя?
- Ребята,
а зачем нам милосердие? - Какая в нём выгода?
Вывод: Только
та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие,
бескорыстная
помощь.
|
(Ответы детей)
Дети
читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому
мнению, милосердие должно быть не в награду.
|
6. Включение
нового знания в систему знаний и повторение.
|
- Придаётся
ли в других религиях милосердию также огромное значение?
Слайд 8.
Иудеи считают очень важной благотворительность,
раздачу милостыни и проявление участия к людям.
Слайд 9. Христианство. Возлюби Господа
твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а ближнего твоего возлюби,
как самого себя.
Слайд 10. Исполняя завет Иисуса, христианская церковь уже много веков помогает бедным,
бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, всем, кто попал в беду.
Она
строит больницы, приюты для сирот, собирают пожертвования для пострадавших в
катастрофах.
Слайд 11.
Ислам
уделяет много внимания вопросам милосердия. В Коране Бог говорит, что все,
чем владеют люди, принадлежит Богу, поэтому верующие должны выделять на
благотворительность обязательный налог – закят, который идет
на помощь нуждающимся.
Слайд 12.
Все
учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.
Буддист
должен молиться за все живые существа и стремиться не навредить ни одной
живой душе в этом мире.
Бодхисатвы
– существа, которые живут ради помощи и спасения других живых существ.
Какой
можете сделать вывод?
Вывод: Религии
разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал
в беду, к бездомным, больным.
-А что
главное в помощи?
Какие
добрые дела можете уже сделать вы сами?
Захотелось
ли вам сделать доброе дело?
А сейчас
прослушаем стихотворение о милосердии, которое подготовила ваша
одноклассница.
Совпали
ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения?
Слайд 13.
- Кто
нуждается в нашей помощи?
Слайд
14.
Птицы –
наши друзья!
|
(Ответы
детей)
Все
религии учат милосердию.
Ответы
детей
Рассматривание
картинок в учебнике
с. 91
Милосердие
в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Ответы
детей.
Дети
вспоминают
|
7.
Рефлексия деятельности.
Итог
урока.
|
Слайд 15.
Предлагаю собрать ромашку-милосердия
в парах.(на лепестках записаны слова, отобрать нужное), а потом мы вместе
соберём поляну милосердия.
Слова на лепестках( равнодушие,
сочувствие,
черствость,
жалость, бездушие, злость, доброта, милый, зависть, высокомерие, жадность,
жестокость, сердечность, безжалостность)
|
Под
музыку дети собирают ромашки, а затем прикрепляем их на доску
|
|
Самооценка:
- Урок
понравился, мне было интересно.
- Мало
узнал на уроке, только время потерял.
- Много
узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
- Урок
не понравился, мне было скучно.
|
|
8
Домашнее задание
|
1.Выполнить задания в печатной тетради.
2. Предлагаю прочитать из рубрики
«Размышляем. Обсуждаем» рассказ А.Платонова «Юшка»
3. Рекомендую посмотреть фильмы, в
рубрике «Кинозал»
4*. Поработать с информацией и узнать о
благотворительных фондах в России в настоящее время.
1.
Во Владимире есть «Милосердие и порядок» областная
патриотическая общественная организация
Чем они занимаются, кому помогают ?
|
|
Смотри приложения к уроку!
Приложение 1
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Продавец одного небольшого
магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись
привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик.
Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей,
– ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал
пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. –
Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он
продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на
воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них,
почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите,
а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка
врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил
мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел
бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное.
Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай
даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца,
лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным
голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и
другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил
он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто
не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать,
как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей
левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно
искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на
продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен
кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим
голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы
переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. –
Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные
сердечные хозяева, как ты.
Приложение
2
Карточка 1
«….Один
мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку.
Поставил
он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай
30 рублей на мороженое»
|
Карточка 2
« …Вечером
бабушка штопала бельё. Витя наблюдает, как долго бабушка вдевает нитку в
иголку, ну просто мучается.
- Ты
плохо видишь? – спросил внук.
- Да,
глаза старенькие и темно вечером, - ответила бабушка.
- Может,
ты мне поможешь? – обратилась бабушка.
-
Помогу, только ты мне должна дать за это шоколадку!
|
Карточка 3
« …В
школе объявили конкурс поделок для ребят детского дома. Все ребята мастерили
поделки с большим желанием. Очень хотели ребята доставить радость детям
детского дома. А Катя интересовалась, что же в награду будет за участие в
конкурсе».
|
Карточка 4
Недавно
видел картину — домашняя кошка упала из окна, ушиблась и сразу даже подняться
не смогла. Вокруг стали собираться собаки с явно нехорошими намерениями. В
это время Петя шёл из школы и увидел эту сцену. Быстро, не раздумывая,
мальчишка схватил кошку и скрылся в подъезде …
|
Карточка 5
Мы с
подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в рекламной
викторине. Шли и увидели мальчика в инвалидной коляске. Он был с папой. У нас
почему- то сразу возникло желание подарить игрушки ему. Он сказал «Спасибо».
Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал и не
ходит уже несколько месяцев.
|
Приложение 3
Рефлексия:
|
Урок понравился, мне было интересно.
|
|
Мало узнал на уроке, только время
потерял.
|
|
Много узнал на уроке, хочу найти
дополнительный материал по изученной теме.
|
|
Урок не понравился, мне было скучно.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.